Специфика работы в группе здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание работы

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

Работа содержит 1 файл

Здоровье.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

     Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

     Охрана  здоровья человека (здравоохранение) —  одна из функций государства. В мировом  масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

     Здоровье  человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

     Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и  практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может  явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

     В настоящее время для оздоравления социальных слоев создаются разнообразные  группы здоровья, которые включают в себя группы различные по возрасту и способностям человека. Каждая из этих групп в зависимости от специфики работы имеет свою методическую программу, которая призвана помочь педагогу успешно формировать каждое занятие группы здоровья.

     Обучение - составная часть целостного педагогического  процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности человека.

     Известно, что человек рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью - всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Человек не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни.

     Обучение  движению имеет свою специфику. Она выражена:

- в выработке у человека системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

- в передаче  накопленного предшествующими поколениями  универсального (общечеловеческого)  и национального двигательного  опыта;

- в двусторонности  процесса обучения.

     Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляется поиск оптимизации их, с другой - каждый человек индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

     Обучение  оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности человека, то есть на его внутренний мир - чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые человеком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

     Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями группы.

     Обучаясь  движениям, человек с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей человека. Многолетние исследования педагогов показали успешность развития творческой деятельности при обучении человека физическим упражнениям и подвижным играм.

     Обучение  носит воспитательный характер. Педагог  воспитывает у человека интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает группу.

     Важную  роль в педагогическом процессе играет понимание взрослыми психофизиологических особенностей. Опираясь на возможности группы, педагог ставит перед ними новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.

     Обучение  движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию участника группы самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, человек получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ему наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

     Учет  закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения группы на каждом этапе в отдельности.

     Первый  этап характерен начальным разучиванием двигательного действия;

     второй  этап - углубленным разучиванием;

     третий  этап - закреплением и совершенствованием двигательного действия,

     На  первом этапе начального разучиваний  ставятся следующие задачи: ознакомить группу с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполняя в общих чертах.

     Для осуществления поставленных задач следует обеспечить участникам группы всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы -- зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

     Методика  начального разучивания. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последовательности.

1. Правильный, безукоризненно четкий показ образца. Он эмоционально выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность группе воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.

2. Расчлененный  показ двигательного действия  в более медленном темпе с  пояснением всех элементов, составляющих  движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите еще раз: я поднимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: «На колено», носок у меня оттянут вниз». При таком расчлененном показе никогда не следует пользоваться счетом (раз, два, три и т. д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки; в то же время слова, воздействуя на сознание, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей собственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено и др.).

     После этого участники группы самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как группа поняли задание.

     Все эти приемы должны обеспечивать образование  временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию человеком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное движение, объединению их в целостный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. Однако если при этом появляется какое-либо несоответствие движений группы заданию, они уточняются путем разъяснения или показа воспитателя.

     Указанные приемы применяются, начиная со средней  группы. Что касается младших групп, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы или показ с одновременным объяснением воспитателя и включением в такие же действия детей. Выполнение показываемых движений, поощрение воспитателя создают у детей эмоционально-положительное состояние, определяющее успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков.

На втором этапе углубленного разучивания  движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого  действия, постепенно исправить имеющиеся  ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.

     Учитывая  механизм образования условных рефлексов, педагог должен восстановить в сознании и мышечном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.

     Постепенно  движения упорядочиваются, уточняются в силу все более развивающегося дифференцированного торможения. «При последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепляемые связи».

Методика  углублённого разучивания. Учитывая физиологический  механизм процесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, воспитатель  отбирает соответствующие методические приемы.

     В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребенком, воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить к отдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка помочь каждому индивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указания воспитателя и видят практически, к чему надо стремиться.

     На  втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому  воспитатель при выборе приемов учитывает степень сложности каждого данного движения. Простые по содержанию и структуре движения целесообразно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь наглядным показом. При этом у них активизируются внимание, мысль и желание самостоятельного выполнения. Если движение более сложное, целесообразно использовать конкретное напоминание -- показ движения с пояснением (метание в цель, прыжок в высоту и др.).

     В выборе приемов на основе анализа  сложности движений и будет проявляться  необходимая целесообразность их применения, включающая ребенка в посильное умственное и физическое напряжение.

На третьем  этапе задача заключается в том, чтобы закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия, стимулировать  детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни.

     Методика  закрепления и совершенствования. На третьем этапе обучения ребенок  сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве.

     Воспроизведение правильно разученного двигательного  действия детьми на третьем этапе  является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей  отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтому воспитатель в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием, используя для этого название упражнения. У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении возникает вся его последовательность, и они выполняют его быстро и четко.

     Чтобы движения всех детей при самостоятельном  выполнении какого-либо упражнения были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами. На данном этапе  ребенок готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Учитывая имеющийся опыт и некоторую приобретенную технику выполнения упражнений, ему предлагают творческие задания: внести какое-либо изменение в известное ему упражнение и создать его вариант, скомбинировать из знакомых элементов новое, придумать свое, оригинальное.

     Таким образом, методика обучения, использующая указанные выше задания, воспитывает  ребенка важное для его дальнейшей жизни творческое отношение к своей деятельности.

     Таким образом, формирование у людей правильных двигательных навыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех основных этапов обучения.

Информация о работе Специфика работы в группе здоровья