Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Свыше 30 высших и более 200 средних специальных учебных заведений насчитывается в нашей республике. В них для народного хозяйства готовят специалистов разных профессий. И какую бы из них мы ни избрали, в каждой требуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Средства формирования физической культуры личности.
1.1Понятие о средствах. Физическое упражнение – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности -------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений -------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Классификация физических упражнений ----------------------- 7
1.4. Содержание и форма физических упражнений ------------ 9
1.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы --- 9
1.6. Понятие о технике физических упражнений ------------------- 10
1.7. Характеристики техники физических упражнений
1.7.1. Пространственные характеристики ----------------------------- 11
1.7.2. Временные характеристики ---------------------------------------- 12
1.7.3. Пространственно-временные характеристики------------- 13
1.7.4. Силовые характеристики -------------------------------------------- 14
1.7.5. Ритмические характеристики ------------------------------------- 15
1.7.6. Обобщенные(качественные) характеристики ------------- 15
Глава 2. Методы формирования физической культуры личности.
2.1 Исходные понятия: <метод>, <методический прием>, <методика>, <методический подход> --------------------------------------- 16
2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору ------------------------------------------------ 18
2.2.1. Методы, направленные на преобретение знаний ------- 19
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками -------------------------------------------------------------- 21
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей ---- 22
Заключение ------------------------------------------------------------ 29
Список используемой литературы ------------------------- 30
Приложение:
Используя средства народной культуры ---------------- 31

Работа содержит 1 файл

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

1.   Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа дея­тельности. Способ — это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.

2.   Достижение намеченной цели осуществляется в процессе дея­тельности, которая включает в себя определенную совокупность дей­ствий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.

3.   Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя ин­струмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти сред­ства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (пред­метные) и др.

4.  Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.

5.  В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных проце­дур, технологических приемов, способов действий.

6.  Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к дос­тижению цели, т.е. к намеченному результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «ме­тод» в самом общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД— это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенап­равленное применение которой позволяет организовать определенным спосо­бом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечиваю­щую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.[1]

Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одно­актные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнооб­разные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рас­сматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:

♦    в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих ус­пешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.);

♦    в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания — в дош­кольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

В литературе встречаются также понятия «методический подход» и «методическое направление», которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к «методическому подхо­ду» относит то, что в другом именует «методическим направлением».[6]

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен опреде­ленной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).

Все рассмотренные выше понятия тесно связаны между собой и до­полняют друг друга.[10]

2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматривается классификация, в основании которой лежит направлен­ность методов на решение специфических педагогических задач, связан­ных с формированием отдельных сторон физической культуры личности. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наи­более полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития.

В предлагаемой классификации методы подразделяются на три груп­пы:

1.              Направленные на овладение знаниями.

II.     Способствующие овладению двигательными умениями и навы­ками.

III.  Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей.

В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответ­ствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной ме­тод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из пред­ставлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использо­ваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения зна­ний, либо двигательных умений и навыков или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развитие физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях.

Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако, несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классифика­ции к той или иной группе методов формирования физической культуры личности.

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования двигательных навыков и разви­тия физических способностей и вытекающими из них методическими прин­ципами.

2.  Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и разви­тия личности занимающихся.

3.  Характером содержания учебного материала, применяемых средств.

4.  Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоро­вья, полом, уровнем подготовленности, моторной одаренностью, физичес­ким и умственным развитием, психофизиологическими особенностями и др.

5.  Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опы­том, уровнем теоретической и практической подготовленности, способ­ностями в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными качествами. Хорошо говорил по этому поводу П.Ф. Лесгафт: «Можно сказать: метод — это я».

6.  Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа требует больше времени, чем описание.

7.  Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития фи­зической работоспособности (повышение уровня развития качеств, их ста­билизация или восстановление).

8.  Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик­лов тренировки.

9.  Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия (температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).[3]

2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний

Знания — один из ведущих компонентов содержания физического об­разования личности.

Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процес­се определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.

Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рас­сказе сообщаются истории научных открытий в области физического вос­питания, развития вида спорта, техники движений, методики трениров­ки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учеб­ным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого мето­да — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями.К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, ре­зультатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односто­ронним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным.

Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изуча­емого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных при­знаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, мед­ленно, непринужденно и т.д.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретичес­кие доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучае­мыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».

Разновидностью объяснения являются:

сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;

инструктивные – точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.

Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осу­ществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения, приказа и др.

Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слу­ховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формиро­ваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, разли­чающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.

Одна группа факторов связана с передачей информации, адресован­ной обучаемому извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой подход к познанию движения обычно называют «экзогенным», т.е. внешнего происхождения.

Другая группа факторов связана с получением информации о движе­нии самим исполнителем упражнения. Эти факторы называют «эндоген­ными, т.е. это внутренние ощущения, восприятия, представления.

В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.

В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино— и видеомагнитофонных записей, предметных и символи­ческих ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с раз­меткой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.

Во втором случае применяются методы направленного «прочувствова­ния» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения». В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры дви­жений и тем самым лучше прочувствовать их.

Для выяснения правильности формирования восприятия техники дви­жений, их характеристик педагог должен постоянно получать информа­цию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени.[11]

Информация о работе Средства физического воспитания