Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Свыше 30 высших и более 200 средних специальных учебных заведений насчитывается в нашей республике. В них для народного хозяйства готовят специалистов разных профессий. И какую бы из них мы ни избрали, в каждой требуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Средства формирования физической культуры личности.
1.1Понятие о средствах. Физическое упражнение – основное и специфическое средство формирования физической культуры личности -------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений -------------------------------------------------------------------------------- 6
1.3. Классификация физических упражнений ----------------------- 7
1.4. Содержание и форма физических упражнений ------------ 9
1.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы --- 9
1.6. Понятие о технике физических упражнений ------------------- 10
1.7. Характеристики техники физических упражнений
1.7.1. Пространственные характеристики ----------------------------- 11
1.7.2. Временные характеристики ---------------------------------------- 12
1.7.3. Пространственно-временные характеристики------------- 13
1.7.4. Силовые характеристики -------------------------------------------- 14
1.7.5. Ритмические характеристики ------------------------------------- 15
1.7.6. Обобщенные(качественные) характеристики ------------- 15
Глава 2. Методы формирования физической культуры личности.
2.1 Исходные понятия: <метод>, <методический прием>, <методика>, <методический подход> --------------------------------------- 16
2.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору ------------------------------------------------ 18
2.2.1. Методы, направленные на преобретение знаний ------- 19
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками -------------------------------------------------------------- 21
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей ---- 22
Заключение ------------------------------------------------------------ 29
Список используемой литературы ------------------------- 30
Приложение:
Используя средства народной культуры ---------------- 31

Работа содержит 1 файл

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95% от максималь­ной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95— 100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. На­пример, в беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планирует­ся, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполня­ются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную ин­тенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и ин­тенсивности нагрузки. Тем не менее они устанавливаются с таким расче­том, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных — скоростной выносливости.

Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основ­ном анаэробный, а на средних и длинных — смешанный, т.е. аэробно-анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод используется главным образом для развития силы и скоростно-силовых способностей.

Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенство­вание экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную систе­мы и меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.

Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаружи­вается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При ра­боте с недостаточно подготовленными занимающимися его следует приме­нять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.[12]

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они харак­теризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.

Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на орга­низм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигур­ное катание, спортивные игры, единоборства и др.).

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокраще­ний, потребление кислорода в течение первых 30 с увеличивается и дости­гает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благо­приятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не сколько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным либо пассивным, упражнения повторяются сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха частота пульса не будет снижаться ниже 120 уд/ мин. Общее число повто­рений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30.

Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых лежат различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительности, интенсивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие свя­зано с решением конкретных задач, уровнем физической подготовленнос­ти, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических уп­ражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех этих вариантах интервального метода остается примерно одинаковой.

          Преимущество метода заключается в том, что он позволяет доста­точно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «эконо­мит» время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плот­ность нагрузки и позволяет без опасности перетренироваться, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень вынос­ливости.

Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоя­нии занимающихся.

Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адап­тация к этому методу. Снижается его эффективность.[13]

Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным обра­зом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенны­ми способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Значение игры как общественного явления далеко выходит за рамки физического воспитания и даже воспитания в целом.

              Понятие игрового метода в области воспитания отражает методические особенности игры, что отличает её в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся и руководстве) от других методов воспитания.

              Для игрового метода физического воспитания характерны следующие черты:

1.       Организация деятельности на основе образного или условного сюжета (замысла, плана игры), который предусматривает достижение определённой цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций.

2.       Разнообразие способов достижения цели и комплексный характер деятельности.

3.       Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, двигательному творчеству, ловкости.

4.       Взаимная обусловленность поведения занимающихся, яркая эмоциональность.

5.       Ограничение возможности дозировки нагрузки.

Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом совершенствования двигательной деятельности.[2]

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возмож­ность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключа­ют возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.[5]

Соревновательный метод — это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на по­беду или достижение высокого результата в каком-либо физическом уп­ражнении при соблюдении правил соревнований.

Соревнование подобно игре, оно относится к числу широко распространённых общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, искусстве, спортзале.

В области физического воспитания соревновательный метод используется как в процессе проведения занятий, так и в виде самостоятельных форм (прикидок, контрольных и спортивных состязаний).

Наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод – это сопоставление сил в борьбе за первенство или достижение высокого результата.

Соревновательный метод используется для решения разнообразных педагогических задач – воспитания физических, волевых моральных качеств, совершенствования умений и навыков, а также способность рационально использовать их в усложнённых условиях.[6]

Круговой метод (тренировка) — это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выпол­нение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в осо­бенности их комплексных форм — силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполне­ния одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполне­ние последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг. Название такой тренировки — «кру­говая» — чисто условное. Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10—12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью — не более 6—8. [1]

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    На протяжении многих лет складывалась система методов физического воспитания человека. Разрабатывались средства воздействия на организм человека, с помощью которых человек становился крепок духом и гармоничен  физически. Благодаря использованию средств и применению правильных методов спортсмены добиваются высоких спортивных результатов в спорте. Перед учителем физической культуры стоит непростая задача по определению правильных средств и методов воздействия на организм занимающихся  физических нагрузок, так как каждый человек по своей структуре индивидуален и это особенно важно учитывать при физическом воспитании.

В этой работе мы рассмотрели основные составляющие компоненты средств и методов физического воздействия на организм занимающихся и в связи с поставленными задачами в начале работы выяснили что:

1)  главной целью физического воспитания является осознанная необходимость подготовки наших людей так, чтобы они стали физически совершенными, активными, мужественными.

2)  средствами физического воспитания являются физические упражнения, гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, методы определяются по воздействию нагрузки на организм занимающихся;

3)   рассмотрели правильное использование средств и методов физического воспитания для решения поставленных задач перед уроком;

4)  разработали методику обучения двигательным навыкам с использованием средств народной культуры;

5)         проанализировали ключевые понятия исследования:

физическое воспитание – педагогический  процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, улучшение его основных жизненно важных двигательных умений и навыков и связанных с ними знаний;

физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося;

метод физического воспитания – разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

    Цель курсовой работы достигнута. Таким образом разработка и использование средств и методов физического воспитания на этом не останавливается. Продолжается разработка и поиск новых средств и методов по развитию физических качеств.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

2.  Коробейников Н.К., Михаев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений. – М,: Высш. шк., 1984. – 336 с.

3. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для институтов физ. Культ. / Под редакцией Л.П. Матвеева. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.

4. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физичес­кой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999.

      5. Ашмарин Б А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

6.      Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

7.      Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий ас­пект): Учебное пособие / ГДОИДК. — Л., 1988.

8.   Выдрин В.М. Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие для институтов физ. культ. / ВИФК. — СПб., 1995.

9.      Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической куль­туры: Учебное пособие. — СПб., 1997.

10.  ГандельсманА.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.

9.              Государственный образовательный стандарт высшего профессио­
нального образования. — М., 1995.

10. Донской А.А. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968.

11. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спорт­сменов. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

Информация о работе Средства физического воспитания