Техническая подготовка футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение процесса технической подготовки футболистов.


Задачи:

1. Изучить содержание технической подготовки футболистов.

2. Изучить методические особенности обучения техники выполнения элементов в футболе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. ………...…3
Глава 1. Структура технической подготовки футболистов…………………..5
1.1. Спортивная техника, техническая подготовленность и направления технической подготовки…………………………………………………………….5
1.2. Изучение сущности и основных теоретико-методических положений футбольной техники…………………………………………………………………8
Глава 2. Современные методические аспекты технической подготовки юных футболистов……………………………………………………………..…19


2.1. Методы совершенствования техники владения мячом………...…………19


2.2. Процесс обучения техники…………………………………………….……20


Заключение…………………………………………………………………....…...28


Список литературы………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Техника футбола (курсач).doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      1. Игра головой в квадрате: четыре игрока стоят на расстоянии 5-7м друг от друга. Игрок бьет головой по мячу, брошенному партнером, стараясь направить его в другую сторону. Стоящий там партнер ловит его и бросает следующему, который, в свою очередь, переправляет его первому игроку. После нескольких повторений в обоих направлениях бросающие и бьющие меняются ролями. Упражнение слегка усложняется, если игроки будут иногда менять местоположение.

      Игроки передают друг другу мяч головой, не касаясь его руками. Здесь также можно передавать мяч по направлению часовой стрелки, затем в обратную сторону. Надо отметить, что при передаче мяча по сторонам квадрата угол поворота корпуса игрока больше, чем при игре в треугольнике. Варианты для усложнения: постоянное передвижение в разных направлениях небольшими шагами — играть головой в движении труднее, чем стоя на месте.

      2. Удар головой по подвешенному  мячу и его остановка. Оттолкнувшись двумя ногами, игрок подпрыгивает и, прогнувшись назад, наносит удар головой по неподвижному мячу. При возвращении мяча игрок вновь подпрыгивает и останавливает его головой. Затем следует новый подскок, удар по неподвижному мячу и его остановка. Упражнение усложняется при увеличении высоты подвешивания мяча и учащении подскоков.

      3. Для одновременной отработки  техники ударов головой и прыгучести рекомендуются непрерывные подскоки и возврат мяча партнеру.

      а) один игрок набрасывает мяч, другой в течение 2-3 мин. непрерывно подпрыгивает и бьет головой по брошенному рукой  мячу. Затем занимающиеся меняются ролями;

      б) оба игрока подпрыгивают и передают друг другу мяч головой (можно вести счет числу нанесенных без остановки ударов);

      в) удары головой из-за спины «противника»;

      г) упражнение, аналогичное предыдущему, но удар по мячу наносится над «противником»;

      д) в этом упражнении подпрыгивает и «противник».

      4. Прием мяча головой — дриблинг  — удар по воротам. Игроки  располагаются между средней  линией поля и линией штрафной  площади. С фланга партнер,  который может расположиться  на различных участках поля, навешивает  или набрасывает мяч. Выполняющий упражнение бежит навстречу поданному мячу, сбрасывает его головой себе на ход и после короткого ведения бьет по воротам. Изменяя местоположение на поле, игроки отрабатывают удары по воротам из различных положений.

      Примечание: Ведение мяча можно комбинировать с обводкой стоек или «противников».

      5. Удары головой по подвешенному мячу подряд несколькими игроками. Несколько игроков находятся на расстоянии 8-10м от подвешенного мяча. Первый разбегается, отталкивается одной ногой, подпрыгивает и бьет головой по мячу. Следующий за ним игрок выполняет то же упражнение. От него требуется правильно выбрать момент для удара по мячу в низшей точке траектории.

      6. Удары головой назад. Такие  удары в игре встречаются нечасто,  но они при удачном выполнении  бывают неожиданными для вратарей. Несколько игроков располагаются полукругом, спиной к воротам на расстоянии 7-10м от них. Партнеры рукой набрасывают мяч так, чтобы удары сначала выполнялись с места, а затем и в прыжке. При ударе головой назад игроки прогибаются, согнув ноги в коленях.

      7. Остановка летящего мяча. В момент, когда подвешенный мяч, летящий  навстречу подпрыгнувшему игроку, касается головы, тот быстро и  плавно отводит голову и корпус  назад и «укрощает» мяч. Игрок выжидает удобный момент для разбега и толчка одной ногой с тем, чтобы быть “наверху” в тот момент, когда приведенный в движение мяч находится в низшей точке.

      8. Удар по воротам с поворотом  корпуса в прыжке с разбега.  После подачи с фланга игрок  делает 4-5 шагов навстречу мячу, отталкивается  одной ногой, поворачивает корпус в направлении ворот, прогибается назад и наносит удар сверху вниз к линии ворот. Вы­полнение этого удара требует точного ощущения времени и рассто­я­ния, а также ско­рости, с которой летит мяч, его высоты, направления, сочетания разбега и толчка. Удар по мячу следует наносить чуть выше его центра, чтобы он не перелетел через ворота, а был направлен к лицевой линии. Этот удар отрабатывается из различных положений и с разного расстояния всеми игроками.

      9. Передачи мяча в движении и завершающий удар по воротам. Два игрока двигаются параллельно друг другу. Игрок А от средней линии ногой навешивает мяч на голову игроку В и бежит вперед. Игрок В головой направляет мяч А, который ведет его по земле несколько метров и вновь навешивает на В. Игрок В опять головой отправляет мяч А, тот ведет мяч, потом навешивает его, и В головой бьет по воротам. После этого игроки меняются ролями.

      10. Завершающий удар по воротам  крайнего нападающего после смены  мест. Правый крайний А и центральный  нападающий М находятся в 40м от ворот. А делает высокую передачу  на М, который головой возвращает ему мяч и начинает движение вперед по диагонали. А направляет мяч на средней высоте  в направлении движения М, а сам перемещается к воротам. М с фланга навешивает мяч в центр штрафной площади, и А головой наносит завершающий удар. После атаки справа другая пара проводит комбинацию на левом фланге. В упражнении участвуют все занимающиеся, атаки следуют одна за другой.

      11. Завершение атаки крайними защитниками. Крайний нападающий А, освободившись от опеки, получает мяч от крайнего защитника V, который устремляется вперед к штрафной площади. В это время центральный нападающий М, сместившись на фланг, получает передачу от нападающего А и навешивает мяч в штрафную площадь на защитника V, который головой завершает комбинацию.

      Тем временем крайний нападающий занимает место крайнего защитника, чтобы  в случае возможной контратаки подстраховать  партнера. Это упражнение отрабатывается сначала на одном, а затем на другом фланге. Роль центрального нападающего могут попеременно выполнять игроки средней линии.

      12. «Двойной пас» (стенка) головой и удар ногой по воротам. Перед воротами располагаются три игрока. Находящийся сзади игрок А подает мяч (1) на голову игроку В, тот, в свою очередь, переводит мяч головой (2) на С, который головой возвращает (3) ему мяч и устремляется в сторону ворот, куда В головой направляет (4) мяч, и с ходу ногой бьет (5) по воротам. После нескольких повторений игроки меняются ролями. Направление атаки и расстояние как между игроками, так и между игроками и воротами могут изменяться.

      13. Дриблинг — пас — подача  — удар по воротам. Игрок  средней линии ведет мяч. Сблизившись  с противодействующим защитником, он делает диагональный пас  немного назад, где находится  нападающий, а сам обегает соперника. Нападающий навешивает мяч на ворота, а игрок средней линии с ходу в прыжке направляет мяч головой в ворота.

      Совершенствовать  технические приемы ведения борьбы на “втором этаже” в двусторонней игре необходимо путем преимущественного использования элементов игры головой (передач, ударов по воротам, единоборств за “верховые” мячи).

      14. Действия 4-х нападающих против  пяти защитников с использованием  одних ворот: в таких условиях  возникают те же трудности,  что во время матча. После каждого забитого гола игра возобновляется с центра поля. На этом этапе отрабатываются сразу несколько элементов игры: уход от опеки защитников, смена позиций, скоростные комбинации, дриблинг, индивидуальные действия, рывки, угловые и свободные удары, стенка, игра головой.

      15. Пять на пять в одни ворота. В нападающей пятерке один  оттянутый игрок выполняет роль  диспетчера. Пас ему разрешается  отдавать только назад. Разыгрывающий  может направлять мяч вперед  и по диагонали, не участвуя, однако, непосредственно в игре. В свою очередь, оборонительные порядки прикрывает стоппер, в задачу которого входит защита ворот. Он атакует нападающего только в случае, если тому удалось обыграть защитника, а затем сразу оттягивается к воротам. Нападающие отрабатывают смену мест и игру головой, стараясь нанести завершающий удар по воротам также головой.

      16. Завершение атаки крайними защитниками.  К игрокам, участвующим в упражнении 11, добавляются три противодействующих  защитника, упражнение выполняется  с полной мобилизацией. В конце тренировки проводится двусторонняя игра с обусловленными тренером технико-тактическими задачами.

      Необходимо  отметить, что в последнее время  недостаточно внимания как в тренировочном  процессе большинства команд, так  и в специальной литературе по футболу, уделяется совершенствованию мастерства в пробитии из так называемых «стандартных положений». Актуальность решения данного вопроса заключается прежде всего в том, что от процента успешной реализации ударов из “стандартных положений” зачастую зависит результат матча.18

 

Заключение

 

      Технико-тактическая  подготовка в футболе не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые оказывают необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой и тактикой игры на каждом из этапов многолетних тренировок.

      На  современном этапе возрастает интенсивность  игры, что требует от футболиста, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, лимита времени и пространства. Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют рациональной техникой и сочетают ее с быстротой передвижения. В этой связи некоторые специалисты футбола используют термин “скоростная техника”.

      В связи с всевозрастающей универсализацией современного футбола требования к игрокам различного амплуа повышаются, поэтому для достижения высоких результатов, в тренировочном процессе необходимо учитывать:

      1. Создание прочной основы для  техники владения мячом, правильное  сочетание становления двигательных  навыков с развитием физических  качеств.

      2. Развитие точности движений, особенно  их финальной части – меткости.

      3. Воспитание тонкого взаимодействия мышечных усилий с внешними и внутренними факторами, воспитание точных ощущений пространства и времени.

 

Список литературы

  1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов  высших разрядов: Учебн. пос. для слушателей ВШТ. М.,1990.
  2. Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г., Стаин Н.А. Футбол / Научный редактор: доц., канд. пед. наук О.Л. Жукова. – Екатеринбург, 2006.
  3. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М.: ФиС, 1986.
  4. Качалин Г. Д. Тактика футбола. М.: ФиС, 1987.
  5. Казаков П.Н. Футбол. Учебник для физ. ин-тов. М.: ФиС, 1978.
  6. Лобановский В.В. Управление тренировочным процессом футболистов. – Киев. 1996.
  7. Лясовский К.П. Техника ударов. М.: ФиС, 1975.
  8. Полишкис М.С. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. – М., 1996.
  9. Пшибильски В. Повышение уровня технического мастерства и развитие тактического мышления у игроков. М., 1998.
  10. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: Методические рекомендации. - М.: ФиС, 1994.
  11. Суворов В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности. Дисс. … к.п.н. – Краснодар, 1996.
  12. Сушков М.П. Уроки по футболу. М.: ФиС, 1986.
  13. Футбол: Уч. Пособие для тренеров / Под ред. Комарова А.В. М.: ФиС, 1989.
  14. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – М.: ФиС,1988.
  15. Шестаков М.М. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе: Учебн.-метод. пос. – Краснодар, 1993.
  16. Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов: Сборник упражнений. М.: ФиС, 1970.
  17. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. / Под общей ред. Лаптева А.П. и Сучилина А.А. – М., 1983.
  18. Кателкин А.В. Оптимизация тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде: автореферат Дисс…к.п.н.- Москва, 2001
  19. Просандеев П.П. Педагогический контроль за технической подготовленностью юных футболистов: автореферат Дисс…к.п.н.- Сургут, 2007
  20. Смирнов А.А. Техническая подготовка юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора: автореферат Дисс. …к.п.н. Гос институт физ. Культуры им. П.Ф. Лесгафта- Ленинград, 1988
  21. Чирва Б.Г. Базовая техническая и тактическая подготовка футболистов: автореферат Дисс. …д.п.н.- Москва, 2008
  22. Ивасев В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий: автореферат Дисс. …к.п.н.- Волгоград, 2003
  23. Комаров А.П. Методика использования нетрадиционных средств восстановления в подготовке юных футболистов: автореферат Дисс. …к.п.н.- Волгоград, 2003
  24. Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: автореферат Дисс. …к.п.н.- Москва, 1990
  25. Сиренко Д.В. Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа: автореферат Дисс. …к.п.н.- Волгоград, 2008

Информация о работе Техническая подготовка футболистов