Техника бега на короткие, длинные и средние дистанции.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 01:28, реферат

Описание работы

Дан сравнительный анализ техники бега на короткие, длинные и средние дистанции.
Введение: Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:
 оздоровительное значение
 воспитательное значение
 прикладное значение
образовательное значение
По этим же причинам легкая атлетика является составной частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.

Содержание

Введение…………………………………………… ..3
Легкая атлетика в программе физвоспитания школьников .4
Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции…5
Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные
дистанции ………………………………………………………...12
Правила соревнований по бегу на средние и длинные дистанции ….15
Методика обучения технике бега на короткие дистанции ………..16
Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие
дистанции……………………………………………………….23
Правила соревнований по бегу на короткие дистанции …………32
Отличия в технике бега на разные виды дистанций............................33
Заключение………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………37

Работа содержит 1 файл

бег.docx

— 962.30 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

   Введение…………………………………………… ..3

 Легкая атлетика в программе физвоспитания школьников .4

 Методика обучения технике  бега на средние и длинные дистанции…5

 Типичные ошибки при обучении  технике бега на средние и длинные

дистанции ………………………………………………………...12

  Правила соревнований по бегу  на средние и длинные дистанции ….15

  Методика обучения технике  бега на короткие дистанции ………..16

   Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие

дистанции……………………………………………………….23

  Правила соревнований по бегу  на короткие дистанции …………32

  Отличия в технике бега на разные виды дистанций............................33

Заключение………………………………………………………..36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………37

 

:

 

Из древней  Эллады до нас дошли прекрасные слова, высеченные на камне: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным —  бегай».

 

Легкая атлетика – популярный и наиболее массовый вид спорта во всем мире. Это можно объяснить тем, что легкая атлетика доступна (занятия не требуют дорогостоящего оборудования и могут проводиться в лесу, в парке, на школьном стадионе) и имеет:

  • оздоровительное значение (различные легкоатлетические упражнения разносторонне влияют на организм человека: на опорно-двигательный аппарат, функциональные возможности);
  • воспитательное значение (хорошее средство для развития и воспитания физических качеств, воли, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности);
  • прикладное значение (как одно из средств входит в состав подготовки практически всех армий мира и других силовых подразделений);
  • образовательное значение (в процессе занятий легкой атлетикой человек приобретает полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.).

По этим же причинам легкая атлетика является составной  частью государственной программы по предмету «Физическая культура» для школьников 1-11 классов.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетного  бега, прыжков в длину и в  высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность  и совершенствование техники  в этих видах.

Бег, прыжки, метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние  на развитие физических качеств  школьников.

В 10-11 классах учебный процесс направлен на изучение техники эстафетного бега, на совершенствование техники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту  и так далее. По сравнению с 5-9 классами увеличивается длина спринтерских дистанций (бег 100 м с низкого старта), вводится челночный бег 10 x 10 м, растет продолжительность бега в равномерном темпе (юноши до 25 мин, девушки до 20 мин). Увеличивается количество упражнений, оказывающих сопряженное воздействие на совершенствование техники и развитие физических качеств. Уроки в этих классах приобретают черты тренировки.

  • Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции .

  • В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание движений бегуна, такие как умение, затрачивать минимум усилий на продвижение вперед, включать в работу только необходимые группы мышц.

    Обучение технике  бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это  связано с тем, что все начинающие в той или иной степени владеют  техникой бега. В связи с этим, прежде чем приступить к обучению технике бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями  каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки. Обучение и совершенствование техники  бега сводится практически к совершенствованию  рациональных элементов техники  и «отсечению» нерациональных.

     Например, особенностью  бега занимающегося является  упругое подпрыгивание вверх  в каждом шаге. В этом случае  нерациональны величины вертикальных  колебаний ОЦМТ. Комплекс специальных  упражнений, направленных на изменение  угла отталкивания позволит увеличить  скорость бега занимающегося. 

    Задачи и средства обучения технике бега на средние и длинные дистанции

    Средства

    Методические  указания

     

     

     

     

     

    Задача 1. Создать у занимающихся представление  о технике бега на средние и длинные дистанции.

    1. Краткий рассказ  о беге на средние и длинные дистанции.

    Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.    

    2. Демонстрация  техники бега на средние и длинные дистанции.

    Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения.

    3. Опробование  – предложение  занимающимся пробежать 2-3 раза по 80-100 м.

    Наблюдать за выполнением бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся.

    Задача 2. Обучить основным элементам техники  бегового шага.

     

     

    1. Имитация положений  ног, рук, туловища, головы, стоя у гимнастической стенки.

    Выполнять фронтальным  способом, обращая внимание на моменты постановки ноги, вертикали, окончания отталкивания.

    2. Имитация движения  рук, стоя на месте на носках (одна нога впереди, другая сзади), туловище вертикально.

    Сохранять вертикальное положение головы и туловища. Выполнять упражнение фронтальным способом. Сохранять ритмичный темп движений.

    3. Медленный бег  на передней части стопы.

    Выполнять в колонне по одному. Не касаться пятками поверхности.

    4. Бег с высоким  подниманием бедра с переходом на обычный бег.

    При выполнении упражнения сохранять вертикальное положение туловища, руки согнуты в локтях; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный.

    5. Семенящий бег  с переходом на обычный бег.

    Выполнять в колонне  по одному. Следить за упругим перекатом  с носка на пятку и постепенным увеличением амплитуды подъема бедра.

    Задача 3. Обучить технике бега с равномерной  и переменной скоростью по прямой.

    1. Ускорения на  отрезках 60-80 м.

    Обращать внимание на постепенное наращивание скорости.

    2. Ускорение с  удержанием скорости на отрезках 60-100 м.

    Обращать внимание на быстрое наращивание скорости и плавное удерживание.

    3. Бег на 100-200 м с равномерной скоростью по заданию преподавателя.

    Сохранять среднюю  скорость бега – 5 м/с, в случае отклонения от заданного времени более чем на 1 с пробегание повторять.

    4. Бег на 100-200 м с переменной скоростью по заданию преподавателя.

    Выполнять в группе в беге по кругу по свистку. Следить за плавностью наращивания и снижения скорости бега.

    5. Быстрый набор  скорости и переход на свободный бег на 80-120 м.

    Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному.

    Задача 4. Обучить  технике бега по повороту

    1. Бег змейкой

    Выполнять в колонне  по одному за направляющим по заранее намеченному маршруту

    2. Бег по кругу  диаметром 20-30 м

    Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук

    3. Выбегание с  виража на прямую

    Обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища

    4. Вбегание с  прямой в вираж

    Обращать внимание на увеличение частоты шагов и  работы рук

    5. Повторный бег  по виражу

    Следить за постановкой  стоп и положением туловища

    Задача 5. Обучить  технике высокого старта

    1. Изучение стартовых  положений: «На старт!», «Марш!»

    Выполнять фронтальным  или групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых положений

    2. Выполнение  стартов по одному

    Выполнять не в  полную силу

    3. Выполнение  стартов в группе

    Выполнять с максимальной скоростью

    4. Выполнение  стартов в группе с поворота

    Построить группу на дорожке уступом, бежать под общую команду

    5. Максимальное  ускорение со старта на отрезке 30-50 м

    Выполнять максимально  быстро с наклоном вперед

    Задача 6. Обучить  умению бежать с равномерной скоростью  на разных отрезках

    1. Повторный бег  на 200 м

    Пробежать группой  за 40-45 с. При отклонении на 1 с от задания бег повторить

    2. Повторный бег  на 400 м

    Показать одинаковое время  на первой и второй половине дистанции.

    3. Повторный бег  на 600 м

    Показать одинаковое время бега на каждом из отрезков 200 м

    4. Бег 4 x 200 м через 1 мин отдыха

    Показать одинаковое время бега на 200 м

    5. Бег 4 x 200 м через 1 мин отдыха

    Бегун сам сообщает время бега на отрезках, а преподаватель сравнивает его с реальным

    Задача 7. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции

    1. Переменный  бег от 200 до 2000 м

    Следить за стабильностью  техники и совершенствованием умения увеличивать скорость

    2. Бег от 400 до 1200 м

    Добиваться умения удерживать нужную равномерную скорость движения и стараться не отклоняться от заданного результата

    3. Бег от 400 до 1200 м с ускорением на последних 100 м

    Добиваться умения удерживать равномерную скорость, стабильную технику и ритм дыхания

    4. Бег в затрудненных  условиях (дождь, ветер, мягкий грунт и т.п.)

    Обращать внимание на вариативность техники в зависимости от условий

    5. Участие в  соревнованиях

    Добиваться максимального  результата


     

     Типичные ошибки при обучении технике бега на средние и длинные дистанции.

    Ошибки в технике  высокого старта

    Исправление ошибок

    По команде  «На старт!»

    1. Очень близко  от стартовой линии поставлена толчковая нога.

    Отставить ногу от линии старта. Меньше наклоняться вперед.

    2. Слишком большой  наклон вперед, плечи уходят за стартовую линию.

    Выпрямиться, чуть выше поднять голову вверх. Не следует слишком переносить тело вперед.

    3. Ноги слишком согнуты  в коленях.

    Чуть выпрямить ноги, поднять  выше голову и руки.

    4. Бегун отклоняется  назад.

    Плечи выдвинуть  несколько вперед, подбородок опустить.

    По команде «Марш!» (или выстрелу стартера)

    5. Нога в первом шаге  слишком высоко поднимается вверх.

    Стопу посылать вперед параллельно грунту. Продвигаться стопой вперед, а не вверх.

    6. Голова слишком резко  и быстро поднимается вверх.

    Опустить подбородок к груди.

     

    7. Слишком высоко  поднимаются руки, напряжены плечи.

    Расслабить плечи, опустить кисти рук ниже пояса.


  • Правила соревнований по бегу на средние и длинные дистанции.

  • Старт в беге на средние  и длинные дистанции производится по общей дорожке, за исключением  дистанции 800 (600) м, на которой участники  должны бежать по отдельным дорожкам со старта до конца первого поворота (в отдельных случаях, по усмотрению главного судьи, разрешается проводить бег с общего старта). Порядок расстановки участников на старте (считая от внутренней бровки) определяется жеребьёвкой. Стартовых команд – две: «На старт!» и «Марш!». Участники должны начинать бег из положения «высокого» старта, т.е. из положения стоя, не касаясь ногами стартовой линии, при этом не разрешается во время старта касаться дорожки хотя бы одной рукой. Во время бега по дистанции каждый участник должен двигаться так, чтобы не мешать другим участникам. Окончившим дистанцию считается участник,  пересекший всем телом и без посторонней помощи плоскость финиша.

  • Методика обучения технике бега на короткие дистанции.

  • Бег на короткие дистанции принято делить на фазы: старт и стартовый разгон, бег  по дистанции и финиширование. Однако обучение технике бега следует проводить  в другой последовательности: сначала  нужно научить занимающихся быстро бегать, а затем старту и финишированию. При обучении технике бега следует помнить о том, что отдельные элементы занимающиеся не могут освоить из-за недостаточного уровня развития таких физических качеств, как сила, быстрота, координация движений. Поэтому важно в равной степени уделять внимание как обучению технике, так и развитию физических качеств.

     

    Задачи и средства обучения технике бега на короткие дистанции

    Средства

    Методические  указания

    Задача 1. Создать у занимающихся представление  о технике бега на короткие дистанции.

    1. Краткий рассказ  о беге на короткие дистанции.

    Рассказ должен быть образным, интересным и занимать не более 5 мин.

    2. Демонстрация  техники бега на короткие дистанции.

    Сначала показать технику бега сбоку, затем спереди и сзади, используя различную скорость передвижения.

    3. Опробование  – пробегание 3-5 раз по 40-60 м.

    Наблюдать за выполнением  бега и выявить общие ошибки, характерные для всех занимающихся.

    Задача 2. Обучить  технике бега по прямой

    1. Бег с ускорением 50-80 м в 3/4 интенсивности от максимальной.

    Выполнять в колонне  по два. Не касаться пятками поверхности.

    2. Бег с высоким   подниманием бедра, переходящий  в обычный бег.

    Выполнять в колонне  по два; переход к обычному бегу плавный, почти незаметный.

    3. Бег с захлестыванием  голени, переходящий в обычный бег.

    Выполнять с максимальной частотой движений; переход к обычному бегу за счет увеличения длины шагов.

    4. Бег прыжками, переходящий  в обычный бег.

    Выполнять максимально длинными шагами; переход к обычному бегу за счет увеличения частоты шагов.

    5. Ускорение с максимально  быстрым набором скорости.

    Выполнять в колонне по одному; следить за постановкой ноги и постепенным увеличением амплитуды  подъема бедра.

    Задача 3. Обучить  технике бега по повороту.

    1. Выполнение  бега с низкого старта, с поворота.

    Построить группу на дорожку уступом, бежать под общую  команду.

    2. Бег по кругу  диаметром 20-30 м в 3/4 силы и в полную силу с постепенным увеличением скорости.

    Выполнять против часовой стрелки, следить за изменением наклона туловища внутрь круга и изменением работы рук.

    3. Выбегание с  виража 3-4-й дорожки на прямую в 3/4 силы и в полную силу.

    Обращать внимание на увеличение длины шагов и выпрямление туловища.

    4. Вбегание с прямой в вираж на 3-4-ю дорожку в 3/4 силы и в полную силу

    Обращать внимание на увеличение частоты шагов и  работы рук

    5. Повторный бег по  виражу на 1-й дорожке в полную силу.

    Следить за постановкой  стоп и положением туловища в беге.

    Задача 4. Обучить  технике бега с максимальной скоростью.

    1. Бег через отметки  (мячи, покрышки, медболы, губки) 1,5 и  2 м. Не менее 20 отметок.

    Выполнять с разбега, бежать через отметки с максимальной частотой шагов. Изменять расположение отметок для изменения ритма  бега.

    2. Семенящий бег с максимальной  частотой, переходящий в бег с  высоким подниманием бедра, с  последующим переходом в бег  с максимальной скоростью.

    Удерживать максимальную частоту движений на протяжении всей дистанции, постепенно увеличивать  длину шагов, следить за плавностью изменения структуры бега и набора скорости.

    3. Бег с максимальной  скоростью без перерыва (20 м с максимальной частотой шагов, 20 м с максимальной длиной шагов).

    Выполнять парами, начинать бег с виража или с горки. Следить  за плавностью переключения и отсутствием  снижения скорости во время переключений.

    4. Бег по наклонной  дорожке (4-5%) или с горки.

    Следить за равновесием и  постановкой ноги на отталкивание (со стопы).

    5. Удержание максимальной, скорости бега на отрезке 50-70 м после разгона с горки или с виража.

    Следить за свободой движений и отсутствием напряженности  при беге с максимальной скоростью.

    Задача 5. Обучить  технике низкого старта.

    1. Выполнение стартов  из различных положений: стоя; падая вперед, наклона вперед, руки  на коленях; из упора присев; из упора лежа; упора лежа, толчковая  согнута и др.

    Выполнять групповым методом  по числу дорожек, старт из каждого  положения по команде. Во всех забегах  выявлять победителя. Делать забеги на 5, 10, 15 м и уравнивать силы участников гандикапами.

    2. Изучение расстановки  колодок и стартовых положений:  «На старт!», «Внимание!», «Марш!».

    Выполнять фронтальным или  групповым методом. Контролировать удобство и устойчивость стартовых  положений.

    3. Индивидуальное выполнение  стартов (можно без использования  стартовых колодок).

    Обращать внимание на технику  выполнения стартовых положений  и начала бега со старта.

    4. Выполнение стартов  на 15-30 м в забегах по 2-8 человек

    Выполнять выбегание с  максимальной частотой. Определять победителя забега.

    5. Максимальное ускорение  со старта на отрезке 30-50 м.

    Выполнять максимально быстро с наклоном вперед на время. Определять победителя.

    Задача 6. Обучить  переходу от стартового разбега к  бегу по дистанции.

    1. Бег по инерции после  набора максимальной скорости  с высокого старта на отрезке  от 50 до 80 м.

    Обращать внимание на плавность  перехода от бега с максимальной скоростью  к бегу по инерции

    2. Ускорение с удержанием  скорости на отрезках 60-100 м.

    Обращать внимание на быстрое  наращивание скорости и ее плавное  удерживание.

    3. Бег по инерции после  набора максимальной скорости  с низкого старта на отрезке  от 60 до 80 м.

    Обращать внимание на максимально  быстрое наращивание скорости и  плавность перехода к бегу по инерции.

    4. Бег с низкого старта  и удержание максимальной скорости  на отрезке от 50 до 70 м.

    Выполнять в группе по 2-6 человек с определением победителя забега, уравнивать силы участников гандикапами.

    5. Переменный бег: с  максимальной скоростью (30 м), бег по инерции (30 м), бег до полной остановки (30 м), медленный бег (30 м).

    Выполнять в группе по 2-3 человека. Следить за плавностью перехода от быстрого бега к медленному, и наоборот.

    Задача 7. Совершенствование техники бега на короткие дистанции.

    1. Повторный бег  на отрезках 120-150 м для воспитания скоростной выносливости.

    Следить за свободой движений, техникой бега и увеличением скорости на последних метрах.

    2. Использование  тренажерных устройств в беге: тяговые, тормозящие, лидирующие и др.

    Добиваться умения повышать скорость бега и силу отталкивания сверх максимума при использовании специальных упражнений.

    3. Бег на время на  отрезках 50-80 м с финишированием.

    Обращать внимание на увеличение скорости на финише и бросок грудью или плечом на финишную ленточку. Забеги по 2-6 человек.

    4. Бег на дистанции  100 м на время в полную силу.

    Формировать забеги по 2-3 человека с равными возможностями.

    5. Участие в  соревнованиях.

    Добиваться максимального  результата.


     

     

    Типичные ошибки при обучении технике бега на короткие дистанции.

    Ошибки

    Исправление ошибок

    По команде «На старт!»

    1. Большой прогиб  спины.

     

    Голову опустить вниз.

     

    2. Руки слишком согнуты  в локтевых суставах, широко расставлены.

     

    Руки держать  параллельно.

     

    3. Слишком глубокий сед,  проекция плеч далеко от стартовой  линии ии.

     

    Туловище наклонить  вперед, голову опустить вниз, ось плеч находится над стартовой линией.

    4. Голова поднята высоко, большой прогиб спины, проекция плеч слишком далеко за стартовой линией.

    Туловище отклонить назад, голову опустить.

     

    По команде «Внимание!»

    1. Таз поднят слишком  высоко, ноги прямые и напряжены.

    Согнуть больше ноги, спину опустить почти параллельно земле.

    2. Слишком большая нагрузка  на кисти рук, таз недостаточно  поднят.

     

    Туловище отклонить назад, ось плеч должна находиться за стартовой  линией (в сторону бега).

    По команде «Марш!» (выстрелу) - стартовый разгон.

    1. Рано подняты руки  вверх.

    Разогнуть руки в локтевом суставе.

    2. Слишком высоко поднято  бедро в первом шаге.

    Стопу нести низко к  земле.

     

    3. Резко и рано поднята  голова.

    Подбородок опустить к  груди.

    4. Обе руки одновременно отведены  назад на первом шаге.

    Низко нести руки к земле (полу), подбородок опустить к груди.

     

    5. Резко поднята  голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона.

    Пробегать под  низкой палкой.

     

    6. Туловище чрезмерно  наклонено вперед, падающий бег.

     

    Больше согнуть  руки в локтях. Поднять выше голову. Смотреть вперед на расстояние 10-15 м. Выше поднять бедро.

    7. Туловище назад отклонено, напряженный бег.

    Голову опустить, смотреть вперед, а не вверх.

    8. Во время  бега руки напряжены .

     

    Согнуть руки в локтях.

     

    9. Недостаточно  высоко поднято бедро.

     

     

    Во время бега держать за концы небольшую круглую  палочку длиной 30-40 см, что позволит увидеть правильную работу своего бедра.

    10. Слишком высоко поднято бедро, вследствие чего бегун топчется на месте и мало продвигается вперед.

    Опустить голову и руки немного вниз, смотреть вперед на расстояние 10-15 м.

    11. Стопы развернуты  носками наружу.

    Бежать по прямой линии, ставя носки чуть внутрь. Медленный бег по скамейке.

    Информация о работе Техника бега на короткие, длинные и средние дистанции.