Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:01, автореферат

Описание работы

Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.

Работа содержит 1 файл

Жерносек. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке.doc

— 622.50 Кб (Скачать)
 
 

    Основные  положения, выносимые  на защиту:

  1. Технология применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке:
    • программы занятий с учетом специфики оздоровительной степ-аэробики (подготовительная, основная и заключительная части);
    • рекомендации по проведению подготовительных мероприятий к занятиям оздоровительной степ-аэробикой (анамнез, диагностика состояния, инструктаж);
    • методика регулирования физической нагрузки;
    • методика индивидуализации физической нагрузки в группе с учетом уровня подготовленности занимающихся.
  2. Программы занятий по оздоровительной степ-аэробике как результат анализа уроков, мастер-классов, видео-материалов, а также систематизации и обобщения наблюдений, хронометража и стенографирования на конвенциях и обучающих семинарах.
  3. Динамика ЧСС и объемной скорости кровотока в мышцах голени при занятиях степ-аэробикой, которая имеет однонаправленную тенденцию в сторону увеличения данных показателей.
  4. Различия в показателях по характеру и уровню ударной нагрузки между классической и степ-аэробикой.
  5. Технология регулирования физической нагрузки при занятиях степ-аэробикой с помощью высоты степ-платформы (15 и 20 см) и с использованием движений рук в группах с различным уровнем подготовленности.
  6. Технология регулирования физической нагрузки при занятиях степ-аэробикой с помощью подбора темпа музыкального сопровождения (124 и 138 музыкальных акц/мин) в группах с различным уровнем подготовленности.

    Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 125 страницах машинописного текста. Список литературы состоит из 151 источника, 36 из них на иностранных языках. В диссертации 12 рисунков и 9 таблиц.

    Результаты  исследования

    Первый  этап исследования

    Исследование  и анализ видеоматериалов, уроков, мастер-классов  позволили разработать экспериментальные комплексы по степ-аэробике.

     Для проведения эксперимента по гемодинамике нами был разработан комплекс по степ-аэробике длительностью 10 мин, состоящий из основных (базовых) шагов. Музыкальный темп степ программы составил 120-130 музыкальных акцентов в минуту. Структура занятия базируется на так называемом музыкальном «квадрате» (или музыкальной фразе длительностью 32 счета). В музыкальном «квадрате» заключено два соединения, каждое по 16 счетов.

    Содержание  комплекса было следующим:

Соединение  № 1

    Основной (базовый) шаг (basic step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.

    Шаг «ви» (v-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.

Соединение  № 2

    Шаг «угол» (L-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.

    Шаг «угол» (L-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.

Соединение  № 3

    Шаг с подъемом колена (knee up) – счет 1-8, ведущая нога – правая.

    Шаг с подъемом колена (knee up) – счет 1-4, смена ведущей ноги.

    Шаг «мамбо» вперед – счет 1-4, ведущая нога – левая.

Соединение  № 4

    Шаг с подъемом ноги в сторону (lift side) – счет 1-8, ведущая нога – левая.

    Шаг с подъемом ноги назад (lift back) – счет 1-8, ведущая нога – левая.

    Для проведения исследования по тензодинамографии  был проведен сравнительный анализ базовых шагов в классической и степ-аэробике. Были выбраны те шаги, которые по технике и исполнению одинаковы как в том, так и в другом виде занятий. Наибольший интерес у нас вызвали в базовой аэробике: 1) ходьба на месте (march) – традиционный шаг на месте с «оттягиванием» стопы при подъеме ноги; 2) шаг с подниманием колена (knee up) – поднимание согнутых ног вперед, цикл: 8 счетов. В степ-аэробике: 1) основной шаг (basic step) – ходьба с восхождением на степ-платформу с попеременной сменой ног, цикл: 4 счета; 2) шаг с подниманием колена (knee up) – поднимание согнутых ног вперед, цикл: 8 счетов.

    В табл. 1 представлены средние показатели ЧСС у испытуемых при выполнении разработанной нами программы степ-аэробики.

    Таблица 1

    Средние показатели частоты сердечных сокращений (уд/мин) у испытуемых при выполнении степ-программы

Высота  степ-платформы (см)     Время (мин)    
  1 2 3 4 5
           
15 119,1±9,3 125.6±11,1 127±12,8 126±14,4 127±14,5
           
20 122,4±10,2 133,3±13,5 133,6±15,8 137,1±19,9 137,9±19,2
           
25 131,6±15,3 141,8±22,4 149,2±22,0 150,8±23,6 152,8±25,0
Высота  степ-платформы (см)     Время (мин)    
  6 7 8 9 10
           
15 128,9±14,1 132,1±16,7 132,3±15,7 130,4±15, 131,3±17,5
           
20 141±20,9 139,7±20,2 143±22,3 142,6±22,9 143,3±21,9
           
25 154,2±25,8 158,2±24,6 160,6±26,8 158,8±25,4 160,4±27,9
 

 

    

 Рис. 1. Динамика ЧСС у испытуемых при занятиях степ-аэробикой 

 

    

    На  рис. 1 видно, что во время выполнения I нагрузки (высота степ-платформы 15 см) ЧСС повышается в среднем со 116 до 132 уд/мин, причем в течение первых 6 мин ЧСС не превышает 130 уд/мин, что говорит о поддерживающей компенсаторной функции. Далее ЧСС возрастает до 132 уд/мин, что свидетельствует об общей тенденции к повышению ЧСС и переходу во II зону интенсивности.

    Во  время II нагрузки (высота степ-платформы 20 см)  ЧСС уже на 1-й минуте 30 с резко возрастает и достигает начала границы зоны аэробной работы – 130 уд/мин. Затем наблюдается постепенное увеличение показателей ЧСС без относительно резких скачков пульса до 143 уд/мин, что свидетельствует об аэробном характере работы.

    При выполнении III нагрузки (высота степ-платформы 25 см) мы можем наблюдать, как ЧСС увеличивается на 1-й мин до 131 уд/мин, затем пульс продолжает расти и уже на 3-й мин достигает ПАНО (порога анаэробного обмена) и выходит в III зону относительной мощности, где работа приобретает смешанный аэробно-анаэробный характер. Далее ЧСС продолжает возрастать со 153 до160 уд/мин.

     В таблице 2 представлены средние результаты по величинам  локального кровотока в мышцах голени у испытуемых при выполнении степ – нагрузки. 

Таблица 2

Средние показатели объемной скорости кровотока (мм/100см³/мин)

в мышцах голени при выполнении степ-нагрузки

Измерение   1         3     Средний   
                      показатель  
Высота  степ-платформы (см)                        
  х m σ х m σ х m σ х m σ
                         
15 46,2 14,9 18,2 42,3 9,0 13,9 42,2 11,5 15,3 43,54 8,78 2,3
                         
20 46,9 9,5 14,3 44,4 6,9 10,5 42,2 11,6 13,8 44,51 9,36 2,4
                         
25 48,5 10,1 11,9 48,4 4,4 5,7 40,7 8,4 11,5 45,87 7,62 4,5

    На  рис. 2 изображена кривая зависимости  объемной скорости кровотока в мышцах голени у испытуемых от величины нагрузки.

 Рис. 2. Кривая зависимости объемной скорости кровотока от величины нагрузки 

    Исследование реакции локальной гемодинамики при занятиях степ-аэробикой показало, что среднее значение объемной скорости кровотока в покое равно 2,13±4,2 мл/100см3/мин, после I нагрузки оно составило 43,54±2,3 мл/100см3/мин, после II нагрузки – 44,51±2,4 мл/100см3/мин, после III нагрузки – 45,87±4,5 мл/100см3/мин. Расчеты средних показателей после I, II, III нагрузок говорят о росте объемной скорости кровотока в мышцах голени у испытуемых в результате повышения физической нагрузки, что согласуется с данными, полученными нами по исследованиям ЧСС. Это указывает на то, что рост ЧСС и объемной скорости кровотока имеет однонаправленную тенденцию.

    При проведении исследования по тензодинамографии  нами были рассмотрены такие показатели, как величина опорных реакций (показатели ударной нагрузки) и интенсивность взаимодействия с опорой при выполнении базовых шагов в классической базовой и степ-аэробике (табл. 3).

    Таблица 3

Динамика  величины опорных реакций и интенсивности  взаимодействия с опорой в классической и степ-аэробике при выполнении базовых шагов 

  Величины  опорных реакций, кг Интенсивность взаимодействия с
              опорой, у.е.
Нагрузка "низкоударная" "высокоударная" "низкоударная" "высокоударная"
    σ    σ    σ    σ 
Базовая аэробика                        
Шаг"ходьба" 76,11 1,34 0,95 169,2 2,98 2,12 2,67 0,05 0,03 9,95 0,18 0,12
Шаг с подниманием                         
колена (knee up) 76,7 1,35 0,96 206 3,63 2,58 2,98 0,05 0,04 10 0,18 0,13
Нагрузка "низкоударная" "высокоударная" "низкоударная" "высокоударная"
    σ    σ    σ    σ 
Степ-аэробика                        
Шаг"ходьба" 112 1,97 1,4 143,4 2,53 1,79 7,32 0,13 0,09 12,46 0,22 0,16
Шаг с подниманием                         
колена (knee up) 126,5 1,98 1,41 163 2,87 2,04 8,66 0,15 0,11 13,47 0,24 0,17
 

    На  рис. 3 изображена динамика величины опорных  реакций при выполнении ходьбы на месте (march) в базовой аэробике и основного шага (basic step – ходьба с восхождением на степ-платформу) в степ-аэробике.

Рис. 3. Динамика величины опорных реакций при  упражнении «ходьба» в базовой и  степ-аэробике

    При выполнении ходьбы с так называемой «низкоударной» нагрузкой (Low impact) величина опорных реакций в классической аэробике равна 76,11 кг, а в степ-аэробике 112 кг (р<0,05). При «высокоударной» нагрузке (High impact) значение величины опорных реакций в базовой аэробике составило 169,2 кг, в степ-аэробике – 143,4 кг (р<0,05).

    На  рис. 4 изображена динамика величины Иво  при выполнении упражнений «ходьба» в классической и степ-аэробике.

    

    Рис. 4. Динамика величины интенсивности  взаимодействия с опорой при выполнении упражнения «ходьба» в базовой и степ аэробике 

    При выполнении ходьбы на месте (march) в базовой аэробике и основного шага (basic step) в степ-аэробике с «низкоударной» (Low impact) нагрузкой величина Иво составила в классической аэробике 2,67 у.е., в степ-аэробике – 7,32 у.е. (р<0,05). При «высокоударной» (High impact) нагрузке величина Иво в классической аэробике равна 9,95 у.е., в степ-аэробике – 12,46 у.е. (р<0,05). 
 
 

    Второй  этап исследования

    Для проведения эксперимента по технологии изменения физической нагрузки в  степ-аэробике с помощью трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения и включения движений рук, испытуемые были разделены на две группы. Разделение на группы производилось с учетом как субъективных показателей (стаж занятий спортом, перерыв в занятиях), так и с учетом объективных показателей функционального состояния (тест PWC170). В таблице 4 представлены средние результаты теста PWC170 в первой и во второй группах.  

    Таблица 4

Средние показатели теста PWC170 у девушек с высоким (I группа) и с низким (II группа) уровнем функциональной подготовленности 

Группы n х,

кгм/мин

σ
I 8 744,9 78,6
II 8 537,25 25,8

Информация о работе Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке