Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:01, автореферат
Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.
Основные положения, выносимые на защиту:
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 4 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 125 страницах машинописного текста. Список литературы состоит из 151 источника, 36 из них на иностранных языках. В диссертации 12 рисунков и 9 таблиц.
Результаты исследования
Первый этап исследования
Исследование и анализ видеоматериалов, уроков, мастер-классов позволили разработать экспериментальные комплексы по степ-аэробике.
Для проведения эксперимента по гемодинамике нами был разработан комплекс по степ-аэробике длительностью 10 мин, состоящий из основных (базовых) шагов. Музыкальный темп степ программы составил 120-130 музыкальных акцентов в минуту. Структура занятия базируется на так называемом музыкальном «квадрате» (или музыкальной фразе длительностью 32 счета). В музыкальном «квадрате» заключено два соединения, каждое по 16 счетов.
Содержание комплекса было следующим:
Соединение № 1
Основной (базовый) шаг (basic step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.
Шаг «ви» (v-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.
Соединение № 2
Шаг «угол» (L-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.
Шаг «угол» (L-step) – счет 1-8, ведущая нога – правая.
Соединение № 3
Шаг с подъемом колена (knee up) – счет 1-8, ведущая нога – правая.
Шаг с подъемом колена (knee up) – счет 1-4, смена ведущей ноги.
Шаг «мамбо» вперед – счет 1-4, ведущая нога – левая.
Соединение № 4
Шаг с подъемом ноги в сторону (lift side) – счет 1-8, ведущая нога – левая.
Шаг с подъемом ноги назад (lift back) – счет 1-8, ведущая нога – левая.
Для проведения исследования по тензодинамографии был проведен сравнительный анализ базовых шагов в классической и степ-аэробике. Были выбраны те шаги, которые по технике и исполнению одинаковы как в том, так и в другом виде занятий. Наибольший интерес у нас вызвали в базовой аэробике: 1) ходьба на месте (march) – традиционный шаг на месте с «оттягиванием» стопы при подъеме ноги; 2) шаг с подниманием колена (knee up) – поднимание согнутых ног вперед, цикл: 8 счетов. В степ-аэробике: 1) основной шаг (basic step) – ходьба с восхождением на степ-платформу с попеременной сменой ног, цикл: 4 счета; 2) шаг с подниманием колена (knee up) – поднимание согнутых ног вперед, цикл: 8 счетов.
В табл. 1 представлены средние показатели ЧСС у испытуемых при выполнении разработанной нами программы степ-аэробики.
Таблица 1
Средние показатели частоты сердечных сокращений (уд/мин) у испытуемых при выполнении степ-программы
|
На рис. 1 видно, что во время выполнения I нагрузки (высота степ-платформы 15 см) ЧСС повышается в среднем со 116 до 132 уд/мин, причем в течение первых 6 мин ЧСС не превышает 130 уд/мин, что говорит о поддерживающей компенсаторной функции. Далее ЧСС возрастает до 132 уд/мин, что свидетельствует об общей тенденции к повышению ЧСС и переходу во II зону интенсивности.
Во время II нагрузки (высота степ-платформы 20 см) ЧСС уже на 1-й минуте 30 с резко возрастает и достигает начала границы зоны аэробной работы – 130 уд/мин. Затем наблюдается постепенное увеличение показателей ЧСС без относительно резких скачков пульса до 143 уд/мин, что свидетельствует об аэробном характере работы.
При выполнении III нагрузки (высота степ-платформы 25 см) мы можем наблюдать, как ЧСС увеличивается на 1-й мин до 131 уд/мин, затем пульс продолжает расти и уже на 3-й мин достигает ПАНО (порога анаэробного обмена) и выходит в III зону относительной мощности, где работа приобретает смешанный аэробно-анаэробный характер. Далее ЧСС продолжает возрастать со 153 до160 уд/мин.
В таблице 2 представлены
средние результаты по величинам
локального кровотока в мышцах голени
у испытуемых при выполнении степ –
нагрузки.
Таблица 2
Средние показатели объемной скорости кровотока (мм/100см³/мин)
в мышцах голени при выполнении степ-нагрузки
|
На рис. 2 изображена кривая зависимости объемной скорости кровотока в мышцах голени у испытуемых от величины нагрузки.
Исследование реакции локальной гемодинамики при занятиях степ-аэробикой показало, что среднее значение объемной скорости кровотока в покое равно 2,13±4,2 мл/100см3/мин, после I нагрузки оно составило 43,54±2,3 мл/100см3/мин, после II нагрузки – 44,51±2,4 мл/100см3/мин, после III нагрузки – 45,87±4,5 мл/100см3/мин. Расчеты средних показателей после I, II, III нагрузок говорят о росте объемной скорости кровотока в мышцах голени у испытуемых в результате повышения физической нагрузки, что согласуется с данными, полученными нами по исследованиям ЧСС. Это указывает на то, что рост ЧСС и объемной скорости кровотока имеет однонаправленную тенденцию.
При проведении исследования по тензодинамографии нами были рассмотрены такие показатели, как величина опорных реакций (показатели ударной нагрузки) и интенсивность взаимодействия с опорой при выполнении базовых шагов в классической базовой и степ-аэробике (табл. 3).
Таблица 3
Динамика
величины опорных реакций и
|
На рис. 3 изображена динамика величины опорных реакций при выполнении ходьбы на месте (march) в базовой аэробике и основного шага (basic step – ходьба с восхождением на степ-платформу) в степ-аэробике.
Рис. 3. Динамика величины опорных реакций при упражнении «ходьба» в базовой и степ-аэробике
При выполнении ходьбы с так называемой «низкоударной» нагрузкой (Low impact) величина опорных реакций в классической аэробике равна 76,11 кг, а в степ-аэробике 112 кг (р<0,05). При «высокоударной» нагрузке (High impact) значение величины опорных реакций в базовой аэробике составило 169,2 кг, в степ-аэробике – 143,4 кг (р<0,05).
На рис. 4 изображена динамика величины Иво при выполнении упражнений «ходьба» в классической и степ-аэробике.
Рис.
4. Динамика величины интенсивности
взаимодействия с опорой при выполнении упражнения
«ходьба» в базовой и степ аэробике
При
выполнении ходьбы на месте (march) в базовой
аэробике и основного шага (basic step) в степ-аэробике
с «низкоударной» (Low impact) нагрузкой величина
Иво составила в классической аэробике
2,67 у.е., в степ-аэробике – 7,32 у.е. (р<0,05).
При «высокоударной» (High impact) нагрузке
величина Иво в классической аэробике
равна 9,95 у.е., в степ-аэробике – 12,46 у.е.
(р<0,05).
Второй этап исследования
Для
проведения эксперимента по технологии
изменения физической нагрузки в
степ-аэробике с помощью трех факторов:
изменения высоты степ-платформы, темпа
музыкального сопровождения и включения
движений рук, испытуемые были разделены
на две группы. Разделение на группы производилось
с учетом как субъективных показателей
(стаж занятий спортом, перерыв в занятиях),
так и с учетом объективных показателей
функционального состояния (тест PWC170).
В таблице 4 представлены средние результаты
теста PWC170 в первой и во второй
группах.
Таблица 4
Средние
показатели теста PWC170 у девушек с высоким
(I группа) и с низким (II группа) уровнем
функциональной подготовленности
Группы | n | х,
кгм/мин |
σ |
I | 8 | 744,9 | 78,6 |
II | 8 | 537,25 | 25,8 |
Информация о работе Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке