Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:01, автореферат

Описание работы

Цель работы – определить закономерности реакции организма женщин разного уровня подготовленности на изменения параметров физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике с помощью комплексного педагого-физиологического исследования; разработать технологию регулирования физической нагрузки в оздоровительной степ-аэробике на основе анализа полученных результатов.
Задачи исследования:
Разработать экспериментальные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике на основе анализа литературы, видеоматериалов, мастер-классов и уроков по степ-аэробике.
Определить эффективность нагрузки в степ-аэробике и провести сравнение с классической базовой аэробикой по характеру и уровню ударной нагрузки.
Определить степень воздействия нагрузки в зависимости от трех факторов: изменения высоты степ-платформы, темпа музыкального сопровождения, включения движений рук. И разработать практические рекомендации по технологии регулирования нагрузки.

Работа содержит 1 файл

Жерносек. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке.doc

— 622.50 Кб (Скачать)
 

    Нами  был разработан комплекс упражнений по степ-аэробике общей длительностью 45 мин. Комплекс состоял из двух основных частей: разминки (10 мин) и основной части (35 мин).

     В табл. 5 представлены средние показатели ЧСС при выполнении тест-комплекса у испытуемых первой и второй групп. Каждая группа испытуемых должна была выполнить четыре задания. 
 
 
 
 
 

     Таблица 5

Средние показатели частоты сердечных сокращений (уд/мин) у девушек с высоким (I группа) и с низким  (II группа) уровнем функциональной подготовленности при выполнении тест-комплекса в четырех заданиях

  I задание II задание III задание IV задание
    Высота  степ-платформы (см)    
  15 15 15 20
    Темп (акц/мин)    
  124 138 -140 138 -140 138 -140
ЧСС   Хореография рук    
(уд/мин) используется используется не  используется не  используется
    Группы    
  I II I II I II I II
В покое  69 ±3,4 75±3,7 73±3,2 73±4,3 68±4,6 60±3,7 64±2,6 81±4,1
После разминки 73±5,2 125±5,1 76±5,2 112±3,9 130±5,7 111±6,3 129±4,7 136±4,4
После основной части урока 140±6,3 165±5,7 161±7,1 175±5,4 150±7,4 152±5,3 181±4,1 183±3,2
После отдыха

5 мин

80±4,1 100±5,7 95±4,9 89±3,5 83±4,1 77±3,3 90±2,1 100±5,3
 

     В первом задании данные после выполнения основной части урока составили в первой группе – 140±6,3 уд/мин, а во второй – 165±5,7 уд/мин – (р<0,05). Реакция ЧСС для первой группы находится в зоне аэробного энергообеспечения (130-150 уд/мин) и направлена на развитие кардиореспираторных возможностей организма. Для второй группы работа приобретает смешанный аэробно-анаэробный характер (150-175 уд/мин).

     Во  втором задании данные в первой группе составили 161±7,1 уд/мин, а во второй – 175±5,4 уд/мин (р<0,05). Средние показатели ЧСС как в первой, так и во второй группах находятся в зоне смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения.

     В третьем задании средние показатели в первой группе – 150±7,4 уд/мин и  во второй – 152±5,3 уд/мин (p>0,05). Реакция ЧСС как для первой группы, так и для второй находится в зоне аэробного энергообеспечения.

     При выполнении последнего задания были зарегистрированы данные в первой группе 181±4,1 уд/мин, а во второй – 183±3,2 уд/мин (p>0,05). Средние значения как в первой, так и во второй группах находятся в зоне анаэробного энергообеспечения.

     На  рис. 5 видно, что во второй группе (с  низким уровнем функциональной подготовленности) из трех компонентов интенсивности  нагрузки (высота степ-платформы, музыкальный  темп, использование хореографии  рук) наиболее значительным оказался компонент  включения движений рук.

     

Рис. 5. Средние показатели ЧСС после выполнения основной части урока в первой и во второй группах 

     Разделение  на группы по принципу функциональной подготовленности (PWC170) сказывается в пульсовой реакции на одинаковую нагрузку, но при исключении движений рук пульс во второй группе значительно падает, несмотря на увеличенный темп движений, что не наблюдается в первой группе.

     Вторым  по значимости компонентом нагрузки, исходя из данных результатов, является высота степ-платформы. При высоте степ-платформы 20 см работа приобретает анаэробный характер даже для первой группы с высоким уровнем функционального состояния, и показатели их пульса становятся близкими к максимальным. 

     Выводы

  1. Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке должны включать следующие компоненты с учетом выявленной специфики этого вида физической нагрузки:
    • программы занятий с учетом специфики оздоровительной степ-аэробики (подготовительная, основная и заключительная части);
    • рекомендации по проведению подготовительных мероприятий к занятиям оздоровительной степ-аэробикой (анамнез, диагностика состояния, инструктаж);
    • методика регулирования физической нагрузки;
    • методика индивидуализации физической нагрузки в группе с учетом уровня подготовленности занимающихся.
  2. На основе проведенных педагогических исследований были разработаны экспериментальные стандартные тест-комплексы по оздоровительной степ-аэробике, состоящие из основных (базовых) шагов, при проведении которых использовались следующие методы регулирования нагрузки: изменение высоты степ-платформы, варьирование музыкального темпа, а также использование или не использование   движений рук.
  3. Исследование реакции ЧСС при выполнении физических упражнений с использованием степ-платформы различной высоты показало:
    • При I уровне нагрузки (высота степ платформы 15 см) ЧСС составила 125±10,4 уд/мин. Работа аэробного характера энергообеспечения и выполняет поддерживающую компенсаторную функцию.
    • При II уровне нагрузки (высота степ-платформы 20 см) ЧСС составила 138±12,2 уд/мин. Тренировочный эффект относится ко II зоне относительной мощности, где происходит чисто аэробная работа, направленная на развитие кардиореспираторных возможностей организма.
    • При III уровне нагрузки (высота степ-платформы 25 см) ЧСС составила 150±15,1 уд/мин. Тренировочный эффект относится к III зоне относительной мощности, в которой работа приобретает смешанный аэробно-анаэробный характер.
  1. Реакция локальной гемодинамики имеет тенденцию к повышению объемной скорости кровотока при увеличении нагрузки путем изменения высоты степ-платформы, что согласуется с данными ЧСС. При этом данные исследования локальной гемодинамики оказались следующими:
    •   после I нагрузки 43,54±2,3 мл/100см3/мин;
    •   после II нагрузки 44,51±2,4 мл/100см3/мин;
    •   после III нагрузки 45,87±4,5 мл/100см3/мин.

    Реакция локальной гемодинамики имеет однонаправленную тенденцию с изменениями ЧСС  и подтверждает данные ЧСС о варьировании нагрузки занятий с помощью изменения  высоты степ-платформы.

  1. Сравнительный анализ показателей величин опорных реакций в классической (базовой) и степ-эробике при так называемой «низкоударной» нагрузке продемонстрировал наличие следующих данных:
    • в базовой аэробике 85,7±10,9 кг;
    •   в степ-аэробике 119,7±7,25 кг.

     При  так называемой «высокоударной» нагрузке:

    • в базовой аэробике 200,7±22,9 кг;
    • в степ-аэробике 153,2±10 кг.

    Сравнение средних показателей в базовой  и степ-аэробике как при «низкоударной», так и при «высокоударной» нагрузках показало, что различия  статистически достоверны  (p<0,05).

    Таким образом,  при выполнении основных (базовых) шагов в «низкоударном» варианте величина опорных реакций больше в степ-аэробике. При выполнении шагов с «высокоударной» нагрузкой показатели величин опорных реакций оказалась выше в классической (базовой) аэробике.

  1. Сравнительный анализ величин интенсивности взаимодействия с опорой (Иво) основных упражнений в классической (базовой) и степ-аэробике при «низкоударной» нагрузке показал:
    • в базовой аэробике 3,79±1,21 у.е.;
    •   в степ-аэробике 7,99±0,67 у.е.

     При  «высокоударной» нагрузке:

    • в базовой аэробике 12,4±2,4 у.е.;
    • в степ-аэробике 13±0,5 у.е.

    Сравнение средних показателей в базовой  и степ-аэробике при «низкоударной» нагрузке показало, что различия  статистически достоверны (p<0,05), Следовательно, тренировочный эффект в плане прироста силовых способностей (здесь мы предполагаем, чем могут быть обусловлены срочные тренировочные эффекты) в степ-аэробике выше, чем в классической (базовой) аэробике.

  1. Реакция на нагрузку при различной высоте степ-платформы (15 и 20 см) в группах низкой (PWC170 744,9±78,6 кгм/мин) и высокой (PWC170 537,25±25,8 кгм/мин) подготовленности составила при высоте степ-платформы 15 см:
    • в первой группе – 150±7,4 уд/мин;
    • во второй группе – 152±5,3 уд/мин.

     Таким образом, нагрузка носит аэробный характер энергообеспечения (p>0,05). При высоте степ-платформы 20 см данные ЧСС составили:

    • в первой группе – 181±4,1 уд/мин;
    • во второй группе – 183±3,2 уд/мин.

    То  есть нагрузка имеет анаэробный характер энергообеспечения (p>0,05).

  1. Имеются достоверные различия (р<0,05) в реакции на нагрузку в группах низкой (PWC170 744,9±78,6 кгм/мин) и высокой (PWC170 537,25±25,8 кгм/мин) подготовленности при исследовании такого параметра нагрузки, как музыкальный темп. Данные ЧСС при музыкальном темпе 124 акц/мин составили:
    • в первой группе – 140±6,3 уд/мин;
    • во второй группе – 165±5,7 уд/мин.

    Реакция ЧСС для первой группы находится  в зоне аэробного энергообеспечения  и направлена на развитие кардиореспираторных  возможностей организма. Для второй группы работа приобретает смешанный аэробно-анаэробный характер. При музыкальном темпе 138-140 акц/мин данные ЧСС составили:

    • в первой группе – 161±7,1 уд/мин;
    • во второй группе – 175±5,4 уд/мин.

    Средние показатели ЧСС в первой группе находятся  в зоне смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения, а во второй – в зоне анаэробного энергообеспечения.

  1. Реакция на нагрузку в группах низкой (PWC170 744,9±78,6 кгм/мин) и высокой (PWC170 537,25±25,8 кгм/мин) подготовленности при исследовании такого параметра нагрузки, как включение и не включение в работу движений рук, при музыкальном темпе 138-140 акц/мин и высоте степ-платформы 15 см, без включения движений рук данные ЧСС составили:
    • в первой группе – 150±7,4 уд/мин;
    • во второй группе – 152±5,3 уд/мин.

    Реакция ЧСС для обеих групп находится в зоне аэробного энергообеспечения (p>0,05). При включении хореографии рук данные составили:

Информация о работе Технологии применения занятий степ-аэробикой в оздоровительной тренировке