Тестирование как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать значение, актуальность и эффективность тестирования как метода научного исследования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Задачи исследования:
Дать понятие тестированию и его разновидностям
Охарактеризовать особенности контрольного тестированя в физическом воспитании
Рассмотреть тестирование физической подготовленности учеников общеобразовательной школы

Содержание

Введение …………………………………………….……………………………. 3
Глава 1 Понятие о тестировании и его разновидности ………………..……… 5
1. 1 Понятие тестирования как метода научного исследования в физическом воспитании и спорте ……………………………………..……………………… 5
1.2 Задачи тестирования ………………………………………………………… 8
Глава 2 Характеристика контрольного тестирования в физическом воспитании ……………………………………………………………………… 13
2.1 Основные понятия теории тестов и теории измерений ………………….. 13
2.2. Надежность тестов …………………………………………………..…….. 18
2.2.1. Понятие о надежности тестов ………………………………...………… 18
2.2.2. Стабильность теста …………………………………………..………….. 19
2.2.3. Согласованность теста ……………………………………….………….. 20
2.2.4. Эквивалентность теста ………………………………..………………… 21
2.2.5. Пути повышения надежности теста ………………….………………… 21
2.3 Средства тестирования школьников и детей, занимающихся в
ДЮСШ ………………………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список литературы ……………………………………………..……………… 27

Работа содержит 1 файл

Тестирование как метод научного исследования.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра « Физической культуры и спорта» 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тестирование  как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта 
 
 

                  Выполнила: студентка 2 курса,

                  МСФ, гр. 103818, Лагун Н.С. 

                  Научный руководитель:

                  Фомин А.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение …………………………………………….……………………………. 3

Глава 1 Понятие о тестировании и его разновидности ………………..……… 5

1. 1 Понятие  тестирования как метода научного исследования в физическом воспитании и спорте ……………………………………..……………………… 5

1.2 Задачи  тестирования ………………………………………………………… 8

Глава 2 Характеристика контрольного тестирования в физическом воспитании ……………………………………………………………………… 13

2.1 Основные  понятия теории тестов и теории измерений ………………….. 13

2.2. Надежность  тестов …………………………………………………..…….. 18

2.2.1. Понятие  о надежности тестов ………………………………...………… 18

2.2.2. Стабильность  теста …………………………………………..………….. 19

2.2.3. Согласованность  теста ……………………………………….………….. 20

2.2.4.  Эквивалентность теста ………………………………..………………… 21

2.2.5. Пути  повышения надежности теста ………………….………………… 21

2.3 Средства тестирования школьников и детей, занимающихся в

ДЮСШ  ………………………………………………………………………….. 23

 Заключение …………………………………………………………………….. 25

Список  литературы ……………………………………………..……………… 27 

 

Введение 

       Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные  или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить  преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности учеников, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учеником целей обучения (целей изучения) [13].

       Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения  конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка [5].

       Тест  для оценки уровня физического развития должен быть простым, как по выполнению отдельных заданий, так и по подсчетам результатов.

       Кроме того, при тестировании следует учитывать  специфику возраста и пола, а также  уровень спортивной квалификации. В  процессе обучения и тренировки тесты  используются для определения изменений  в физическом развитии [18].

       Актуальность  темы.

       Научный подход к проблеме оздоровления подрастающего поколения должен быть неразрывно связан с процессом физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Для эффективного контроля за физической подготовленностью учащихся общеобразовательных школ необходимо проводить мониторинг по показателям основных физических качеств (быстрота, выносливость, гибкость, силовые, скоростно–силовые и координационные способности).

       По  данным научных исследований к категории  здоровых детей можно отнести  лишь 10 % учащихся, а также 75 % заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Современный уровень двигательной активности большинства школьников Беларуси не отвечает необходимым показателям для обеспечения должного уровня физической подготовленности детей и подростков. У подрастающего поколения резко прогрессируют хронические заболевания сердца, гипертония, артриты, неврозы, сколиозы, ожирение, заболевания желудочно – кишечного тракта и т. д. Ситуация обостряется в связи с увеличивающейся популярностью у молодежи увлекательных видов нефизической деятельности – игровые автоматы и компьютерные игры [1].

       Практика  физического воспитания в общеобразовательных  школах недостаточно способствует формированию у школьников мотивов и потребностей в регулярной двигательной активности как важной составной части здорового образа жизни. Основными причинами данного развития процесса физического воспитания в школе являются: игнорирование интересов и способностей детей, недооценка роли личности, использование методов принуждения и наказания, предпочтение шаблонному преподаванию курса «Физическое воспитание», система оценки не учитывает индивидуальных особенностей школьников и в большинстве случаев вызывает отрицательное отношение к занятиям, используется авторитарное давление на детей.

       Решение данной проблемы заключается во внедрении гуманистически направленного физического воспитания в общеобразовательные заведения. Отечественными учеными обоснована концепция гуманизации массового спорта, которая предусматривает доминирование интересов, потребностей и мотивов конкретной личности при вовлечении ее к регулярным и полноценным занятиям доступными видами двигательной активности. Эффективной формой стимуляции учащихся к систематическим занятиям физической культурой является мониторинг физической подготовленности [4].

       Цель  исследования: обосновать значение, актуальность и эффективность тестирования как метода научного исследования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

       Задачи  исследования:

  1. Дать понятие тестированию и его разновидностям
  2. Охарактеризовать особенности контрольного тестированя в физическом воспитании
  3. Рассмотреть тестирование физической подготовленности учеников общеобразовательной школы

       Методы  исследования:

       1) Анализ научно-методической литературы.

       Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на 34 листах формата А4 полуторным шрифтом times new roman. Первая глава дает понятие о тестировании и его разновидностях, вторая раскрывает особенности тестирования физической подготовленности учеников общеобразовательной школы.

         При написании работы испльзовался 21 литературный источник. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1 Понятие о тестировании и его разновидности

1. 1 Понятие тестирования как метода научного исследования в физическом воспитании и спорте

       В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [3].

       Для оценки уровня физической работоспособности  применяются разнообразные методики, большинство из которых представляют собой ту или иную физическую нагрузку с последующим измерением различных показателей функционирования организма.

       Проблема  тестирования уровня физической подготовленности человека в настоящее время - одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методика развития.

       Вместе  с тем, недостаточно изученными остаются вопросы возрастных и гендерных  особенностей развития в различных  видах спорта [7].

       В разные годы разработкой вопросов тестирования физических способностей занимались такие известные ученые, как Благуш П., Бондаревский Е. Я., Ханкельдиев Ш. X., Зациорский В. М., Лях В. И,., Кофман Л. Б., Мейксон Т. Б., Марищук В. Л., Блудов Ю. М и другие[2,3,5,7,8,10]. Учеными исследованы различные физические состояния и уровни физической подготовки детей и взрослых, даны рекомендации по оценке физических способностей различных категорий испытуемых. Если суммировать информацию о тестировании, представленную в литературе, то можно сформулировать несколько основных положений, касающихся общих подходов к этому процессу [11].

       Термин  тест в переводе с английского  языка означает проба, испытание.

       Тесты дают информацию, прежде всего, о степени  сформированности специальных и специфических физических (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) способностей.

       Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием.

       Тесты должны отвечать специальным требованиям:

       *стандартность; 

       *надежность;

       *информативность; 

       *наличие  системы оценок. [1, 3, 4, 9, 16].

       Тесты, удовлетворяющие этим требованиям  называют добротными.

       Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называют двигательными (моторными) [6,14].

Различают три основных группы тестов:

       1. Контрольные упражнения - это могут  быть дистанции бега, либо время  пробегания дистанций. 

       2. Стандартные функциональные пробы  - это регистрация ЧСС, оценка скорости пробегания дистанций при частоте сердечных сокращений 160 уд/мин.

       3. Максимальные функциональные пробы [1, 3, 4, 9, 16].

       В различных науках существуют разные подходы к организации тестирования. В русле факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известны среди них Батарея тестов общих способностей (GATB) и Батарея тестов специальных способностей (SATB). Тестовая батарея состоит также из нескольких отдельных тестов, результаты которых сводятся в одну окончательную оценку, рассматриваемую в одной из оценочных шкал. Выделяют также тесты достижений.

       В спортивной педагогике с помощью  учебного теста оценивается способность  к двигательному обучению (по разности окончательной и начальной оценок за определенный период обучения технике движений). [2].

       Тестовая  серия дает возможность один и  тот же тест использовать в течение  длительного времени, когда измеряемая способность существенно улучшается. При этом задачи теста по своей трудности последовательно повышаются.

       С помощью комплексного теста оценивается  несколько признаков или компонентов  разных или одной и той же способности  [21].

       Тестовый  профиль состоит из нескольких отдельных  тестов, на основании которых оцениваются или несколько различных физических способностей (гетерогенный тестовый профиль), или несколько проявлений одной и той же физической способности (гомогенный тестовый профиль). Результаты теста могут быть представлены в форме профиля, что дает возможность быстро сравнивать индивидуальные и групповые результаты.

       При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной  надежностью, т.е. высокой степенью совпадения результатов при повторном  тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

       Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными, или аутентичными (достоверными). [17].

       Под надежностью теста понимают степень  точности, с которой он оценивает  определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях; это стабильность или устойчивость результата теста индивида при повторном проведении контрольного упражнения. Большой вклад в разработку понятия «надежность» внесли исследования А.Анастази, Дж.Гилфорда, Р.Торндайка, Е.Хагена и др. [19].

Информация о работе Тестирование как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта