Тестирование как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать значение, актуальность и эффективность тестирования как метода научного исследования по комплексной оценке физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.
Задачи исследования:
Дать понятие тестированию и его разновидностям
Охарактеризовать особенности контрольного тестированя в физическом воспитании
Рассмотреть тестирование физической подготовленности учеников общеобразовательной школы

Содержание

Введение …………………………………………….……………………………. 3
Глава 1 Понятие о тестировании и его разновидности ………………..……… 5
1. 1 Понятие тестирования как метода научного исследования в физическом воспитании и спорте ……………………………………..……………………… 5
1.2 Задачи тестирования ………………………………………………………… 8
Глава 2 Характеристика контрольного тестирования в физическом воспитании ……………………………………………………………………… 13
2.1 Основные понятия теории тестов и теории измерений ………………….. 13
2.2. Надежность тестов …………………………………………………..…….. 18
2.2.1. Понятие о надежности тестов ………………………………...………… 18
2.2.2. Стабильность теста …………………………………………..………….. 19
2.2.3. Согласованность теста ……………………………………….………….. 20
2.2.4. Эквивалентность теста ………………………………..………………… 21
2.2.5. Пути повышения надежности теста ………………….………………… 21
2.3 Средства тестирования школьников и детей, занимающихся в
ДЮСШ ………………………………………………………………………….. 23
Заключение …………………………………………………………………….. 25
Список литературы ……………………………………………..……………… 27

Работа содержит 1 файл

Тестирование как метод научного исследования.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

       Стабильность  теста основывается на зависимости  между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестироваиия на определение надежности называется ретестом. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом.

       Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов.

       Надежность  тестов определяют также по сопоставлению  средних оценок четных и нечетных попыток, входящих в тест. Например, среднюю точность бросков в цель из 1, 3, 5, 7 и 9 попыток сравнивают со средней точностью бросков из 2, 4, 6, 8 и 10 попыток. Такой метод оценки надежности называется методом удвоения, или расщеплением.

       Под объективностью (согласованностью) теста  понимают степень согласованности результатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

       Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных  условий проведения теста:

       время тестирования, место, погодные условия;

       единое  материальное и аппаратурное обеспечение;

       психофизиологические  факторы (объем и интенсивность  нагрузки, мотивация);

       подача  информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация). [15].

       Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. Информативность чаще всего на практике определяется эмпирически, в этом случае результаты теста сравнивают с некоторыми критериями. Чаще всего критериями служат:

       спортивный  результат (чаще всего выбирается);

       результат другого теста, информативность  которого доказана;

       принадлежность  к определенной группе испытуемых (например, сравнивать результаты разрядников  с мастерами) и др.

       Для оценки информативности теста на практике рассчитывают коэффициент корреляции между тестом и принятыми критериями. Такой коэффициент называют коэффициентом информативности, который сильно зависит от надежности теста и критерия. [12].

       При использовании тестов следует руководствоваться следующими правилами:

       1.тест  должен соответствовать анатомо-физиологическим  и функциональным возможностям  испытуемого; 

       2.необходимо  использовать простые по биомеханической  структуре тесты; 

       3.перед  выполнением тестов у испытуемых  должна создаваться хорошая мотивационная установка;

       4. для комплексной проверки необходимо  использовать батарею тестов;

       5.оценке  физической подготовленности должно  предшествовать ее тестирование;

       6.выполнение  тестов (их реализация) должно занимать  от одного до трех учебных  занятий.

       При проведении тестирования необходимо соблюдать  следующий порядок проведения тестов:

       1. На гибкость.

       2. На быстроту.

       3. На силу.

       4. На скоростную выносливость.

       5. На силовую выносливость 

       6. На физическую работоспособность. 

       7. На общую выносливость.

       Возможность оценки физического состояния испытуемых существенно расширяется, если в  процессе использования тестовых программ регистрировать физиологические параметры. [20].

1.2 Задачи тестирования

       Тестирование  двигательных возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности научных работников и спортивных педагогов. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности [10]. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп; проводить спортивный отбор, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков. Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

       - Стимулировать учащихся к дальнейшему  повышению своего физического  состояния (формы);

       - Знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время;

       - Стимулировать учащихся, добившихся  высоких результатов, но не  столько за высокий уровень,  сколько за запланированное повышение  личных результатов.

       В каждом виде школьной программы по физической культуре присутствуют те или иные виды координационных способностей, будь то спортивные игры, легкая атлетика, плавание, лыжная подготовка, не говоря уже о гимнастике.  В. И. Лях различает два основных класса координационных способностей: класс телесной и предметной, или ручной, ловкости (таблица. 1.1,1.2). Как видно, в каждом из классов выделяется по восемь однородных групп координационных способностей. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепций Н.А.Бернштейна.

 

Таблица 1.1

Классификация координационных  способностей с позиции  многоуровневой теории управления движениями при ведущем уровне пространственного поля  С

(класс  телесной ловкости, общий у человека  и высших животных)

 
Группа  КС Примеры двигательных действий, в которых проявляются  КС  
Нижний  подуровеиь С1    
1. Во  всевозможных циклических и ациклических  локомоциях Циклические: ходьба, бег, ползание, лазание, плавание; локомоции на приспособлениях (коньки, лыжи, велосипед, гребля и др.). Ациклические: всевозможные прыжки в длину и высоту с места, прыжки боком и спиной вперед и т.д. Смешанные: прыжки в длину или в высоту с разбега  
2. В  нелокомоторных движениях всего тела в пространстве Акробатические  и гимнастические упражнения на снарядах  
3. При  перемещении вещей в пространстве Перекладывание  предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей и др.  
4. В  баллистических (метательных) движениях, имеющих установку "на силу" Толкание ядра, метание гранаты, копья, диска, молота  
5. В  движениях "манипулирования с  пространством" отдельными частями  тела Движения указывания, прикосновения, укола, обвода, контура  и др.  
Верхний подуровень С2    
6. В баллистических движениях, имеющих установку "на меткость" Метание различных  предметов в цель, теннис, городки, жонглирование  
7. При  движениях прицеливания В стрельбе из винтовки, пистолета, лука и т.п.  
8. В подражательных и копирующих  движениях При попытках повторить движение по показанному образцу, копирование движений животных или других людей  
 

       [6].

       Класс телесной ловкости, общий у человека и высших животных. В нем, как видно, собрано наибольшее число двигательных действий, относящихся к области физического воспитания и спорта. [8].

       Осуществление двигательных действий класса предметной, или ручной, ловкости доступно только человеку.

 

Таблица 1.2.

Классификация координационных  способностей с позиции  многоуровневой теории управления движениями при ведущем уровне предметных действий Д (класс предметной, или ручной, ловкости, присущий только человеку)

 
Группа  КС Примеры двигательных действий, в которых проявляются  КС  
1. В  двигательных действиях со сравнительно  малым участием технических фонов Изображение на бумаге заданной фигуры или знаков; ставление предметов, переворачивание, насыпание, наливание, открыаание задвижек, коробок и т.д.  
2. В  двигательных актах с преобладанием  фонового участия верхнего подуровня  пространственного поля С2 Черчение, гравирование, сборка механизмов, операции токаря, хирурга, резчика, часовщика; вдевание нитки в иглу, накапывание лекарства, заточка карандаша, игровые манипуляции  
3. В  двигательных действиях с преобладанием  фонового участия нижнего подуровня  пространственного поля С1 Действия шофера, шлифовальщика, кузнеца; причесывание, бритье, шнуровка обуви; влезание по веревочной лестнице, удержание положений предметов  при неустойчивом равновесии  
4. В  двигательных актах с преобладающим  фоновым участием уровня синергий В Вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, надевание одежды, различные виды борьбы; фокусы "на ловкость" рук  
5. В  двигательных актах с преобладающим  фоновым участием уровней С1, В Шитье, выпиливание, чистка овощей и плодов; косьба, работа на швейной машинке; слалом, партерная акробатика, защитные действия в фехтовании и боксе  
б. В  двигательных актах с преобладающим  фоновым участием уровней С2, В Вышивание и  штопка; действия закройщика, наборщика; атакующие действия в фехтовании и боксе; стрельба из лука; игра на биллиарде  
7. В  двигательных действиях с участием  всех низовых уровней С 1, С2, В Действия пожарного, рыбака, водолаза, охотника; фехтование и бокс, взятые в целом; ряд действий из горнолыжного спорта; альпинизм; спортивные и подвижные игры а целом  
8. В  двигательных актах с преобладанием  фонового участия уровня А Катание пилюль; обмахивание веером, некоторые движения массажа  
     
 

       Среди выделенных групп класса предметной ловкости, как видно, отдельные из них имеют особое значение для теории и практики физического воспитания и спортивной тренировки. Это - координационные способности в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование), многих подвижных и спортивных игр. Технические и технико-тактические действия этих видов двигательной деятельности особенно сложны. Именно в процессе занятий спортивными играми проявляется, развивается и совершенствуется наибольшее число самых разнообразных КС. Не зря спортивные игры почти всеми авторами называются основными средствами и методами развития всевозможных КС.

       К специфическим координационным  способностям, имеющим особенно важное значение, Лях относит способности к точности дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, способности к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстроте перестройки двигательной деятельности и связи, а также способности к произвольному расслаблению мышц и вестибулярной устойчивости[6].

       В.И. Лях также подчеркивает, что какие бы веские теоретические доводы мы ни приводили в пользу того, что та либо другая лабораторная методика, тот либо другой моторный тест дают показатель определенной, заранее установленной КС, правильности теоретических соображений нельзя добиться, если иметь дело только с одной этой методикой или с одним тестом. Но если мы имеем несколько методик или тестов, которые в соответствии с принятой нами, гипотезой обозначают определенную КС, то сопоставление результатов, полученных данными методиками на одних и тех же испытуемых, может экспериментально подтвердить или опровергнуть это предположение[6].

       Таким образом, автор настаивает, что основным приемом экспериментальной работы и доказательством правильности теоретических соображений является сопоставление нескольких методик (тестов), относительно которых заранее предполагается, что они характеризуют одно и то же свойство координационных способностей или одну и ту же координационную способность в целом. [6]. 

 

Глава 2 Характеристика контрольного тестирования в физическом воспитании

2.1 Основные понятия  теории тестов  и теории измерений 

      Основные  понятия теории тестов.

      Измерение или испытание, проводимое с целью  определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Любой  тест включает в себя измерение. Но не всякое изменение служит тестом. Процедура измерений или испытаний называется тестированием.

Информация о работе Тестирование как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта