Утренняя гимнастика в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Содержание

1. Введение
2. Утренняя гимнастика
+ Значение утренней гимнастики.
+ Построение утренней гимнастики.
+ Варианты проведения утренней гимнастики.
+ Подбор упражнений для утренней гимнастики.
+ Составление комплексов утренней гимнастики.
+ Методика проведения утренней гимнастики.
+ Музыкальное сопровождение
+ Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.
+ Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе.
+ Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.
+ Особенности проведения ОРУ в первой младшей группе.
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат физ-ра.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными  — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

    В первые годы жизни самостоятельная  двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

    Можно проследить некоторые изменения  в физическом развитии ребенка 2—3 лет (в среднем за год).

    Примерные показатели анатомо-физиологического 
развития детей 2 — 3 лет
 

Возраст Рост, см Увеличение роста,

см

Масса, кг Прибавка в массе,

кг

Окружность грудной клетки,

см

Частота дыхания, мин Частота пульса, удары

в мин

2 года 86-88 12-13 12-13 2,5-3 50-51 25-30 110-115
3 года 94-95 7-9 14-15 2 51,5-52,5 25-30 105-110

    Из  таблицы видно, что в течение  года происходит увеличение в показателях  физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

    Мышечная  система у детей формируется  на основе развития нервной системы  и увеличения массы скелетных  мышц, причем происходит этот процесс  неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при  физическом воспитании. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т.п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

  Особое  внимание рекомендуем уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни  она уплощена. Поэтому полезно  упражнять малышей в приподнимании, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

  Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура  еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего  ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

  физкультуру нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны

  Работа  сердца находится в тесной взаимосвязи  с развитием мышц. Регулярные занятия  тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты  пульса.

  Если малыш  испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

  Принимая  во внимание психофизиологические особенности  детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

  Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

  Мышление  детей второго и третьего годов  жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу.

  В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

    Движения  ребенка данного возраста считаются  правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

  У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

  Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

  Закрепляется условная связь между названием действия (словом) и движением. Движение должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

  Большая речевая активность проявляется  у детей, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнять нужное движение. Нервно-психическое и физическое развитие ребенка зависит от его возраста и двигательной подготовленности, поэтому, чем раньше начать обучение, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения.

  Движения  у детей раннего и дошкольного  возраста имеют свои особенности  и постоянно изменяются по своим  количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

  На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной  поверхности и т. д. , способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными  движениями  неравномерно,   поэтому  в  обучении   им необходима индивидуальная помощь взрослых.

  На  третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность  движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

  Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

  Частое  индивидуальное общение, поддержка  и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя не только влияет на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям сложен, длителен и складывается из научно обоснованных принципов, разработанных советской психологией и педагогикой на основе практики работы с детьми. Обучение осуществляется на систематических занятиях, учитывающих принцип последовательности заданий (от легких к более трудным).

  Малыша  постепенно приучают к правильному  восприятию звуковых и зрительных сигналов, быстроте реакций на них, а также  к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

  Обучение  движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно  не только приучать детей активно  выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УТРЕННЯЯ  ГИМНАСТИКА. 
 

  Значение  утренней гимнастики.

    В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей — сразу же после ночного сна (зарядка).

  Утренняя  гимнастика включается в режим с  первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

  Зарядка, которая проводится сразу же после  ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении

  В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания. 

  Построение  утренней гимнастики.

  Начинается  она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

  Структура утренней гимнастики:

  1.Вступительная часть

         - построение 

         - 2-3 вида ходьбы

         - 1 вид бега

         - упражнение на внимание (носит имитационный характер)

  Заканчивается вступительная часть обычной  ходьбой  построением для выполнения ОРУ.

  2.Основная  часть. ОРУ.

         - упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

         - упражнение для мышц туловища

Информация о работе Утренняя гимнастика в раннем возрасте