Утренняя гимнастика в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, физминутки и т.д. Их следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Содержание

1. Введение
2. Утренняя гимнастика
+ Значение утренней гимнастики.
+ Построение утренней гимнастики.
+ Варианты проведения утренней гимнастики.
+ Подбор упражнений для утренней гимнастики.
+ Составление комплексов утренней гимнастики.
+ Методика проведения утренней гимнастики.
+ Музыкальное сопровождение
+ Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.
+ Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе.
+ Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.
+ Особенности проведения ОРУ в первой младшей группе.
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат физ-ра.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

    Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно. 

  Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.

  Весной  и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

  Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались. 
 

  Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе.

  Если  дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2—3 до 6—7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

  Если  разница в возрасте между детьми небольшая, то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам). Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка. 

  Особенности проведения ОРУ с детьми 2-ого года жизни.

  В работе с детьми второго года жизни  общеразвивающие упражнения используются мало. Большинство из них проводится с предметами, которые помогают ребенку выполнить упражнения. Иногда применяют упражнения имитационного характера Движения с предметами требуют некоторого напряжения, но выполняются малышами точнее, чем имитационные. Например, лежа на спине, ребенок поднимает ноги до палки, которую на определенной высоте держит воспитатель.

  Общеразвивающие упражнения хотя и недоступны детям  этого возраста (для самостоятельного выполнения), но обязательны на каждом занятии при условии правильного  руководства со стороны воспитателя (в основном проводятся упражнения с помощью пособия).

  Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. Для развития и  укрепления крупных мышечных групп используются следующие упражнения: напряженное прогибание спины, наклоны туловища вперед и в стороны, приседание и последующее выпрямление на носках с подтягиванием вверх, поднимание выпрямленных ног до палки и т. д.

  Упражнения  для детей этой группы отличаются простотой и включаются в содержание каждого занятия. Исходное положение при их выполнении преимущественно сидя или лежа. Проведение общеразвивающих упражнений с детьми второго года жизни требует особого подхода. Воспитатель помогает каждому ребенку принять правильное исходное положение — сесть или лечь на коврик (ковровую дорожку); взяться обеими руками за палку (или обруч); сесть верхом на гимнастическую скамейку и т. д., так как от этого во многом зависит правильность выполнения упражнения. Взрослый действует вместе с детьми. Например, держась за обруч или длинную палку, приседает или только регулирует темп упражнения — поддерживает обруч с противоположной стороны, а дети, держась за него, садятся и ложатся.

  Учитывая, что на втором году жизни дети лучше  понимают речь . взрослого, особое значение приобретает взаимосвязь слова и движения, причем само движение малышам более понятно. Поэтому объяснения должны быть конкретными, краткими, четкими. Слово должно точно соответствовать действию. Дети привыкают к определенному порядку, если он систематически повторяется и закрепляется. Например, воспитатель обращается к детям: «Все сядем на коврик. Олечка, садись; Юра, ты тоже садись; Вовочка, ты сядь здесь» и т. д., предлагает всем взяться за длинную палку, помогает это сделать, а затем говорит: «Держитесь за палку крепко. Теперь поднимите руки вверх и... опустите вниз. Подняли руки... и опустили», выполняя движения с малышами. Некоторые из них повторяют за воспитателем слова, это надо поощрять. Спустя несколько занятий большинство детей начинает активно реагировать на знакомые слова: «сесть», «лечь», «встать», «взяться за обруч, палку».

  Такие пособия, как флажки, ленточки, погремушки, платочки, в этой возрастной группе применять не следует, а те пособия, которые используются на занятиях, должны быть знакомы детям. Поэтому  предварительно малышам дают предметы, чтобы они могли рассмотреть и поиграть с ними.

  Постепенно  все приучаются выполнять упражнения одновременно, каждый согласовывает свои движения с движениями других детей. В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности. Например, лежа на спине, дети поднимают ноги до палки (ее держит воспитатель) и опускают, стараясь при этом не сгибать их, однако это не является обязательным, ноги могут быть несколько согнуты в коленях. Важно, чтобы дети поняли требование воспитателя и старались его выполнить.

Упражнения с длинной палкой

  1. И. п.2: лежа на спине, держаться  обеими руками за палку (хватом  сверху), руки вытянуты. По сигналу  «сядем» воспитатель

     

поднимает палку, дети подтягиваются к ней и садятся; по сигналу «ляжем» палку медленно опускает, дети возвращаются в исходное положение (рис. 1).

    2. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, воспитатель держит палку на высоте выпрямленных ног детей.   По  сигналу «поднимите    ноги,    достаньте палку»    дети    поднимают ноги до   прямого  угла   с туловищем (рис. 2) и опускают их. (В начале года, когда   дети   не   понимают словесных  указаний, следует прикоснуться палкой к ступням ребенка, побуждая  его удержать   палку пальцами ног.)

    3. И. п.: лежа на животе,   держаться   за   палку обеими руками     хватом сверху.    Воспитатель   немного приподнимает палку, и вместе с нею дети приподнимают корпус; палку  медленно  опускает,   и (дети возвращаются в исходное положение (рис. 3).

  1. И. п.: сидя, держаться за палку обеими руками хватом    сверху.    Поднять руки    вверх    и    опустить Воспитатель вместе с детьми поднимает и опускает палку (рис. 4).
  2. И. п.: стоя, держаться за палку хватом сверху. Присесть    (каждый    приседает так, как ему удобно, не требовать от детей приседать на носки) и выпрямиться  (рис. 5).

    И. п.: сидя  верхом на гимнастической скамейке, держаться за палку (с каждой стороны). Воспитатель сидит в конце скамейки лицом к детям и регулирует движение. Сгибать и разгибать обе руки одновременно или попеременно — одна рука продвигается вперед, другая подтягивается к туловищу, палка движется вперед-назад (рис. 6).

    7. И. п.: то же. Наклоняться попеременно в одну и другую сторону, при наклоне влево левая рука с палкой опускается вниз, правая поднимается вверх, при наклоне вправо движения рук противоположные (рис. 7).

Упражнения  с обручем

    1.И. п.: сидя, свободно держать обруч обеими руками. Поднять руки вверх, посмотреть в окошко, опустить обруч.

    2.И. п.: стоя, держать обруч обеими руками. Присесть и выпрямиться.

    3.И. п.: то же. Наклониться вперед (можно присесть), положить обруч на пол, выпрямиться и показать руки, наклониться, взять обруч и выпрямиться.

Упражнения  с мячом

    1.И. п.: стоя, держать мяч обеими руками. Присесть, положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки, присесть, взять мячи показать его воспитателю.

        2.И. п.: стоя у рейки (веревки), поднятой на высоте 40—50 см, держать мяч в обеих руках.   
 
 

  

    

Наклониться  вперед через  рейку,положить мяч на пол, выпрямиться и показать руки. Наклониться, взять мяч, выпрямиться и поднять его вверх (рис. 8).

  1. И. п.: сидя на полу  (позже на гимнастической скамейке),держать  мяч  в  руках.   Повернуться  в одну  сторону,   положить мяч  на   пол,  выпрямиться  и   поднять  руки  вверх,   наклониться, взять  мяч  и  выпрямиться.   То  же  повторить  в другую  сторону(рис. 9).
  2. И. п.:  стоя   (свободно).  Собрать и принести  воспитателю сначала маленькие, затем средней величины мячи, цветные шарики, которые рассыпаны по всему помещению.

Упражнения  в движениях имитационного  характера

  1. И. п.: стоя. Поднять руки в сторону и опустить — «птички машут крыльями».
  2. И. п.: то же. Присесть, постучать пальчиками по коленями выпрямиться — «птички клюют зернышки».
  3. И.  п.:  стоя  свободно  по  всей  площадке.  Ходить  высоко поднимая ноги — «ходить по глубокому снегу», «ходить по воде».
  4. И. п.: то же. Прыгать  (пытаться выполнить) на месте на двух ногах — «зайки прыгают», «мячик скачет».
  5. И.  п.: то же. Ходить тихо,  пытаясь подняться  на  носочки,— «мышки ходят тихо-тихо».
  6. И. п.:  стать на  четвереньки.  Идти  вперед на  четвереньках — «собачки идут».
 
 

Особенности проведения ОРУ в первой младшей группе.

    В первой младшей группе значительное место занимают общеразвивающие  упражнения, так как в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения.

    У детей третьего года жизни отсутствует способность расчленять движения на отдельные части, поэтому выбираются главным образом упражнения, требующие активного участия крупных мышечных групп (плечевого пояса и рук, туловища и ног) и общефизиологического воздействия, активизирующие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

    Слабая  координация движений, неспособность  управлять движениями отдельных частей тела (рук, ног, туловища) вызывают определенные затруднения при выполнении обще-развивающих упражнений. У детей появляется некоторая скованность и лишние движения. Ребенок не всегда сразу может повторить показ взрослого, поэтому от детей не требуют большой четкости, особенно в первой половине учебного года, разрешая им действовать так, как они могут. Воспитатель не только дает правильный образец движения, но и подчеркивает его основные стороны. Дети, поднимая руки с платочком вверх, должны стремиться вытянуть их как можно выше; наклоняясь вперед из положения сидя ноги врозь, стараться не сгибать ноги в коленях и т. д. Все это не является обязательным, они выполняют упражнения в общих чертах.

    Общеразвивающие упражнения проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на четвереньках и т. д.). Учитывая, что часть из них начинается из положения сидя на стуле, взрослый следит за правильной посадкой и соответствием размера стула росту ребенка (сидеть нужно прямо, смотреть вперед, ноги касаются пола и находятся под прямым углом). Одновременно с выполнением упражнения это вырабатывает навык правильной посадки.

    Необходимо включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развивающие мышцы стопы. Применение разных исходных положений позволяет разгрузить позвоночник ребенка (особенно при положении лежа), разнообразить упражнения, чередовать работу определенных групп мышц.

    При подборе движений следует руководствоваться  правилом — не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд, что вызывает утомляемость, а распределить нагрузку и таким путем упражнять все мышцы.

    Общеразвивающие упражнения с мелкими предметами и игрушками составляют большую часть движений на занятиях в первой младшей группе. Они хороши тем, что требуют значительного мышечного напряжения, точнее выполняются, не надоедая детям, так как при повторении их можно разнообразить: один раз малыши поднимают руки вперед с платочком, другой раз держат мяч или показывают воспитателю шишки, кубики, поднимают обруч и т. д.

Информация о работе Утренняя гимнастика в раннем возрасте