Влияние осанки на здоровье школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:19, отчет по практике

Описание работы

Цель исследования: Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушения осанки у моих одноклассников, разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты формирования правильной о

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Влияние осанки на здоровье школьников
1.1. Осанка
1.2.Типы осанки
1.3.Значение осанки
1.4.Задачи осанки
1.5.Осанка — продукт эволюции человека
1.6. Влияние осанки на здоровье школьников
1.7. Формирование правильной осанки
1.8.Профилактика нарушений осанки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Влияние осанки на здоровье школьников.doc

— 704.73 Кб (Скачать)

Управление  Алтайского края по образованию и  делам молодежи

общеобразовательное учреждение »Плотавская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края» 
 
 
 
 

Исследовательская работа в номинации  «Школьные» болезни  и их профилактика»

на  тему «Влияние осанки на здоровье школьников»   
 
 
 

Выполнила:

                    Ученица 8 класса

                      Дятлова Вера

Руководитель:

 Рубан Валентина Михайловна,

учитель немецкого языка 
 
 

село  Плотава

2011год

Оглавление                                                                                                                   

Введение

Основная  часть:

      Глава 1. Влияние осанки на здоровье школьников

     1.1. Осанка     

1.2.Типы  осанки 

1.3.Значение  осанки 

1.4.Задачи  осанки

1.5.Осанка  — продукт эволюции человека

1.6. Влияние осанки на здоровье школьников

1.7. Формирование правильной осанки

1.8.Профилактика нарушений осанки

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Здоровье  человека – это не все,

Но все  без здоровья – ничто.

Сократ.

Введение

Тема  исследования «Влияние осанки на здоровье школьников»                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Цель  исследования: Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушения осанки у моих одноклассников, разработать комплекс упражнений на  формирование и поддержание правильной  осанки.

 Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные моменты формирования правильной  осанки и выяснить последствия ее нарушения у детей школьного возраста.
  2. Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного пользования.
  3. Провести анкетирование среди одноклассников.
  4. Составить рекомендации для школьников.

Гипотеза  исследования

    Предположим, если дети будут долго сидеть за компьютером и  телевизором, неправильно  сидеть за партой, у них может  нарушиться осанка, и это может привести к развитию заболеваний внутренних органов.

Этапы исследования:

1.Самостоятельная  работа с теоретическим материалом  темы.

2.Анализ  материала. Формулировка выводов.

3.Составление  презентации.

 В  ходе работы используются следующие  методы исследования:

наблюдение  за учебным процессом в средней общеобразовательной школе, тестирование, анкетирование.  Исследование проводились на базе Плотавской МСОШ. Исследованием было охвачено 10 учащихся школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что был изучен широкий круг вопросов по теме « Влияние осанки на здоровье школьников».

Практическая  значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию правильной осанки школьников, составления нескольких комплексов упражнений, правил по формированию правильной осанки.

Работа  состоит из введения, одной главы  и заключения. Глава содержит 8 параграфов. Список литературы включает 7 источников.

3

Актуальность  темы

Тема  здоровья и образования очень  актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно  будут ходить в школу и получать не только знания, но и кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших школьников становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это связано? С помощью статей из журналов, газет и Интернета я попытаюсь в этом разобраться.

Еще в 60-е  гг. 19 столетия педиатры, обследуя состояние  здоровья школьников, обнаружили поразившую их  распространенность среди них  сколиозов, близорукости, анемий и неврастений. Перечисленные болезни педиатры назвали «школьными».

 В начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист).

 Определение,  принятое Всемирной организацией  здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье  - это состояние полного физического,  душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней  или физических дефектов»

В последние  годы отмечается стойкая тенденция  к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечнососудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз - эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом - нарушение опорно- двигательного аппарата. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие: 

Во-первых, школьные факторы риска удивительно  «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще  в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований  для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя

4

ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей  и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового  образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может  и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать  многое.

В-третьих, сложившаяся система образования  в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

 На протяжении более чем вековой истории существования и развития системы массового  школьного образования в России, даже, несмотря на существенные преобразования материальной  базы учебных учреждений в советское время, нарушения у школьников осанки, зрения, нервной системы носили и продолжают  сохранять массовый характер. Столь печальное постоянство во многом определяется самой природой процесса обучения, требующего от детей и подростков большой зрительной работы, нервного напряжения,  сидячей рабочей позы, ограничения двигательной активности.

 Все  вышесказанное обосновывает актуальность  выбранной темы. 

  Основная часть:

      Глава 1. Влияние  осанки на здоровье  школьников

     1.1. Осанка     

Теперь  я попытаюсь раскрыть понятие  «осанка». Что же такое «осанка»?

 Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении).

«Привычное  положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Слово «осанка» образовано от корня « - сан-», ср. такие слова как «сан», «сановник», «приосаниться. Так, у В. И. Даля:

«САН  — высокий чин или званье, знатная  должность, жалованное достоинство, почёт …

«Осанка – внешность, это манера держать  себя» (по словарю  С.Ожегова)

5

Человек с хорошей осанкой уверен в  себе, привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно соотносится с хорошей  моралью.  (Наука «Эстетика»)

У человека S-образный позвоночник — своеобразный амортизатор осевых нагрузок.

 1.2.Типы осанки

Существуют  следующие типы осанки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прямой  тип осанки.

Характерные признаки: отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного  суставов в сагиттальной плоскости  от вертикальной линии на малые и  средние величины. При малых и  средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии. При прямой осанке (рис.а) все звенья тела располагаются в наиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развёрнутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят

6

вертикально. Позвоночник имеет углубления и  возвышения примерно одинаковой величины.

Прогнутый тип осанки (лордотическая осанка).

Характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым  отклонением точек головы и плечевого сустава от вертикали (рис.б). Поясничный изгиб (лордоз) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперёд.

     Сутулый тип осанки (кифотический).

Характерные признаки: большое отклонение точки  плечевого сустава при среднем  отклонении точки тазобедренного сустава  от вертикальной линии, увеличенный  грудной кифоз и уменьшенный поясничный лордоз (рис.в). При сутулой осанке спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперёд.

     Наклонный тип осанки.

Характерные признаки: большое отклонение точки  плечевого сустава при малом  отклонении точек тазобедренного и  коленных суставов, увеличенный поясничный изгиб позвоночника, увеличенный угол наклона таза (рис.г). Туловище при наклонной осанке согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперёд, ягодицы выступают назад.

Информация о работе Влияние осанки на здоровье школьников