Влияние осанки на здоровье школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:19, отчет по практике

Описание работы

Цель исследования: Изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушения осанки у моих одноклассников, разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные моменты формирования правильной о

Содержание

Введение
Основная часть:
Глава 1. Влияние осанки на здоровье школьников
1.1. Осанка
1.2.Типы осанки
1.3.Значение осанки
1.4.Задачи осанки
1.5.Осанка — продукт эволюции человека
1.6. Влияние осанки на здоровье школьников
1.7. Формирование правильной осанки
1.8.Профилактика нарушений осанки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Влияние осанки на здоровье школьников.doc

— 704.73 Кб (Скачать)

     Изогнутый тип осанки.

В данном типе осанки сочетаются признаки сутулого и прогнутого типов. Позвоночник  имеет увеличенные изгибы в грудной и поясничной частях (рис.д.) Мускулатура слабо развита и не может удерживать тело в прямом положении.

1.3.Значение осанки

 Значение  осанки особенно велико у детей,  в период роста и формирования  скелета. Неправильные привычные  положения тела быстро приводят  к деформациям позвоночника, грудной  клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие — крайнее проявление такой неправильной нагрузки.

  Следует  отметить прямую связь осанки  и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется,  но и зависит от того сложного  и крайне необходимого механизма  построения вертикального положения  тела человека и при стоянии,  и при сидении, и при ходьбе  человека или беге, именуемого  осанкой. Реализуется важный закон  биологии «функция определяет форму».

1.4. Основная задача осанки

 Основная  задача осанки — предохранение  опорно-двигательной системы от  перегрузки и травмы за счет  рационального выравнивания сегментов  тела и баланса мышц.

Осанка  выполняет утилитарную задачу. При  правильном выравнивании сегментов  тела, выполнение простых и сложных  движений не вызывает

7

особых  проблем, так как при этом амплитуда  движений всех суставов максимальна.

Осанка  является не только соматическим показателем. Она является также показателем  психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой  более уверен в себе, он более  привлекает внимание окружающих.

1.5. Эволюция осанки

Эволюция  осанки — один из важных аспектов «осанки», совершенствование опорно-двигательной системы человека в процессе исторического  развития. Осанка — свойство, присущее только человеку, результат эволюционного  процесса — прямохождения. Основными историческими вехами эволюции осанки являются: прямохождение (2 млн. лет т. н.); изобретение стула (XV век); массовое школьное обучение (XIX век); появление новой массовой профессии — офисный работник (XXI век). Выдающийся канадский физиолог Басмаджан так охарактеризовал значение этого процесса:

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе — шейный лордоз, изгиб назад в грудном отделе — грудной кифоз, изгиб вперед в поясничном отделе — поясничный лордоз. За счет естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок. Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела. Естественная, сбалансированная посадка головы позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, — мышцы — верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием

8

цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе. Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую  работу. В 21 столетии число таких  работников увеличилось до 90 %. В  процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать  среду к себе, и это не могло  не сказаться на осанке. Изобретение  скамьи, стула (это вероятно XV век) существенно  изменило биомеханику человека, появилась  новая проблема — «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую  часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего  страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине  и причиной различных заболеваний. XVIII век — век массового школьного  обучения. Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную  сторону — у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки, а у 3-10 % из них  — различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы. С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники — новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растет, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем» Джесс Банкрофт в книге «Осанка школьника» писал: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и т.д.»

Осанка  — предмет изучения различных  наук. 

1.6. Влияние осанки на здоровье школьников

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут  вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение  деятельности всех органов и систем организма.

При нарушениях осанки скелет деформируется, нагрузка на суставы, связки, мышцы распределяется неправильно, отчего страдает весь опорно-двигательный аппарат, ухудшается рессорная функция  позвоночника. Снижение рессорной функции  позвоночника приводит к постоянным

микротравмам  головного и спинного мозга во время ходьбы, бега и других

9

движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается снижением работоспособности. Кроме  того, при наличии дефектов осанки внутренние органы могут отклоняться  от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями. Спинной  мозг, находящийся в позвоночнике, участвует в большинстве рефлексов. При нарушении положения позвоночника происходит зажатие спинномозговых нервов, нарушается циркуляция спинномозговой жидкости, что оказывает негативное воздействие на весь организм.

Мне удалось понять причины  формирования неправильной осанки.

Осанка  портится по нескольким причинам:

10- слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;

- неправильное  расположение тела в ходе различной,  часто повторяющейся, деятельности;

- сидения  за столом, сгорбившись;

- передвижения, ссутулившись, либо когда одна  рука находится в кармане (налицо  искусственный перекос плечевого  пояса и нарушенная осанка);

- различные  врождённые заболевания, как внутренних  органов, так и опорно-двигательного  аппарата, при наличии которых  осанка оказывается далека от идеальной;

- односторонние  занятия некоторыми видами спорта  и т.д.

Правильная осанка не дается нам от рождения, как думают многие. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, родителям придется приложить немалые усилия. Между прочим, правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая  осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая соответственно сохраняет  их в норме. При плохой осанке снижаются  окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет  к тому, что человек быстрее  устает как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка  до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

1.7. Формирование правильной  осанки

Осанка  формируется в процессе жизнедеятельности  с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который  при правильной осанке должен иметь  три четко выраженных изгиба.

Решающая  часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

10

Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен  к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на

животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного

изгиба  позвоночника. Следующий этап развития позвоночника - это ползание, а когда  начинает садиться формируется - грудной  изгиб.

Поясничный  изгиб начинает появляться тогда, когда  ребенок осуществляет свои первые попытки  встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.

Одновременно  с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо  осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам, Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности  положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей  с искривленным позвоночником.Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник -- это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Формирование  правильной осанки нужно вести в  двух направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки хорошей осанки. Улучшение общего физического развития невозможно без укрепления основных мышечных групп: туловища, плечевого  пояса, живота и ног.

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее  состоянии  сказываются несовершенство школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся.

И первым шагом в этом направлении должен стать контроль за соответствием школьной мебели росту учащихся, особенно в начальной школе. Приступая к этой работе, я поняла, как важно знать, какую сидячую позу считают правильной. Ту, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры: 1) сиденье стула; 2) спинка стула; 3) пол или подножка. Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. Для

этого следует обратить внимание на угол в коленном суставе: при сидении  он

должен  равняться прямому углу. Чтобы определить высоту стола, надо посадить школьника против него, поставить его руку, согнутую в локте, на

край  стола и попросить ученика  поднести пальцы развернутой кисти  к

наружному углу глаза. Если поставленное таким  образом предплечье

11

свободно  размещается между краем стола  и глазами ребенка, то стол

соответствует его росту. Если рука устанавливается  выше уровня глаз – стол высок, ниже – стол низок.  Тем детям, для  которых мебель высока, рекомендуется  использовать подставки под ноги и на сиденья. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2 раза за учебный год.

Второе, чему должно уделяться внимание  в профилактике нарушений осанки – это контроль за позой учащихся во время занятий. Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения  правильной позы  требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку  стула на 3-6 см. При большем заглублении стула под стол край стола начинает давить на грудную клетку школьника.  Если же стул совсем задвинут под стол, то для сохранения равновесия при работе ученик вынужден ложиться на парту. Во избежание того и другого учитель должен показать школьнику, как саморегулировать свое расположение относительно края стола посредством очень   простого приема: периодически помещать кулак между грудной клеткой и краем стола. Особое внимание нужно обращать на положение плеч во время работы.  Они должны быть прямыми. Соблюдение этого требования  облегчается при условии, если уровень поверхности стола располагается выше локтя опущенной руки сидящего на 3-4 см.

Информация о работе Влияние осанки на здоровье школьников