Здоровье человека и факторы его определяющие. Требования к организации здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование здоровья, требований к организации здорового образа жизни.
Исходя из вышепоставленной цели, были определены задачи:
- Раскрыть понятие «здоровье», его функциональное проявление в различных сферах жизнедеятельности;
- Рассмотреть влияние окружающей среды на здоровье;
- Изучить организацию режима труда, отдыха и сна, режима питания, двигательной активности, личной гигиены и закаливания, профилактику вредных привычек;
- Рассмотреть физическое самовоспитание и самосовершенствование, как условие здорового образа жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие «здоровье» и его содержание…………………………………4
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………………..5
3. Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...8
4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности………………………………………………..11
5. Организация режима труда, отдыха и сна……………………………12
6. Организация режима питания…………………………………………14
7. Организация двигательной активности……………………………….16
8. Личная гигиена и закаливание………………………………………...17
9. Профилактика вредных привычек…………………………………….19
10. Культура межличностного общения………………………………...23
11. Психофизическая регуляция организма……………………………..24
12. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни…………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Физическая культура.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Реферат

 

Дисциплина «Физическая культура»

 

Тема «Здоровье человека и факторы его определяющие. Требования к организации здорового образа жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

1. Понятие «здоровье» и его  содержание…………………………………4

2. Функциональное проявление здоровья  в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………………..5

3. Влияние окружающей среды на  здоровье……………………………...8

4. Ценностные ориентации студентов  на здоровый образ жизни и  их отражение в жизнедеятельности………………………………………………..11

5. Организация режима труда, отдыха и сна……………………………12

6. Организация режима питания…………………………………………14

7. Организация двигательной активности……………………………….16

8. Личная гигиена и закаливание………………………………………...17

9. Профилактика вредных привычек…………………………………….19

10. Культура межличностного общения………………………………...23

11. Психофизическая регуляция организма……………………………..24

12. Физическое самовоспитание и  самосовершенствование - условие  здорового образа жизни…………………………………………………………26

 

Заключение………………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним прежде всего следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ).

Целью данной работы является исследование здоровья, требований к организации здорового образа жизни.

Исходя из вышепоставленной цели, были определены задачи:

- Раскрыть понятие «здоровье», его функциональное проявление в различных сферах жизнедеятельности;

- Рассмотреть влияние окружающей среды на здоровье;

- Изучить организацию режима труда, отдыха и сна, режима питания, двигательной активности, личной гигиены и закаливания, профилактику вредных привычек;

- Рассмотреть физическое самовоспитание и самосовершенствование, как условие здорового образа жизни.

 

 

1. Понятие «здоровье»  и его содержание 

 

Существует различные подходы  к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

1. Здоровье - это отсутствие болезней.

2. Здоровье и норма - понятие  тождественные.

3. Здоровье как единство морфологических,  психоэмоциональных и социально-экономических  констант.

Общее для этих определений в  том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы. Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины.1

Следовательно, для предупреждения болезней - повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализировать эти внешние причины. Первый способ мало надежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Второй способ заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.2

2. Функциональное проявление  здоровья в различных сферах  жизнедеятельности

 

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.3

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным  индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры человека.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится, в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходуется свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие - для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение.4

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время предназначенное для сна, курение и другие. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания 10-16%, на режим двигательной активности 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течении 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Состояние здоровья обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

Здоровый образ жизни создает  для личности такую социокультурную  микросферу, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта. Наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни. ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.5

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общения, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности - ее самосознание.6

 

 

 

 

 

3. Влияние окружающей  среды на здоровье

 

В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека. На основе обширного материала биометрология (наука, занимающиеся изучением зависимости самочувствия от погоды) разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних, геофизических широт северного полушария. Так, зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще чем летом, однако, если стоит сухая зима, болеют меньше; если погода с резкими колебаниями температуры, то сила ее воздействия сравнивается с уроном здоровью, наносимым эпидемиями. Воспалением легких чаще болеют в январе; пик язвенных кровотечений приходится на февраль; ревматизм обостряется в апреле. Для зимы и лета характерны кожные заболевания. На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной  активности разогревают внешние  силы атмосферы земли, меняют их плотность  и химический состав, мощные потоки заряжены частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее изменения у человека экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. Нарушение экологического равновесия или так называемые экологические ножницы опасны срывом механизма адаптации человека. Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью. Адаптационные особенности человека зависят от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям.7

В то же время, как показатели специальные  исследования у людей с более  высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно  выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленность

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике, а именно как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, которые происходят в организме человека по мере развития. Способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характеров их изменений. Согласно современным представлением, большую роль в становлении адаптационных механизмов (примерно 50%) играет период раннего развития (до 5-8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно совершенствуется. Таким образом, уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона» стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды.8

Здоровье - это естественная, абсолютная и не проходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный - (психологический) - здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Отношение к здоровью обусловлено  объективными обстоятельствами в том  числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадакватно  своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.

Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику - 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его - 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5,5%.9

Информация о работе Здоровье человека и факторы его определяющие. Требования к организации здорового образа жизни