Здоровье человека и факторы его определяющие. Требования к организации здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:18, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование здоровья, требований к организации здорового образа жизни.
Исходя из вышепоставленной цели, были определены задачи:
- Раскрыть понятие «здоровье», его функциональное проявление в различных сферах жизнедеятельности;
- Рассмотреть влияние окружающей среды на здоровье;
- Изучить организацию режима труда, отдыха и сна, режима питания, двигательной активности, личной гигиены и закаливания, профилактику вредных привычек;
- Рассмотреть физическое самовоспитание и самосовершенствование, как условие здорового образа жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие «здоровье» и его содержание…………………………………4
2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности………………………………………………………………..5
3. Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...8
4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности………………………………………………..11
5. Организация режима труда, отдыха и сна……………………………12
6. Организация режима питания…………………………………………14
7. Организация двигательной активности……………………………….16
8. Личная гигиена и закаливание………………………………………...17
9. Профилактика вредных привычек…………………………………….19
10. Культура межличностного общения………………………………...23
11. Психофизическая регуляция организма……………………………..24
12. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни…………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Физическая культура.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Способы приема наркотических веществ  различны: курение, вдыхание, прием  внутрь, введение подкожно, внутривенно. Но в любом случае это связано  с процессом стойкого привыкания. Когда потребление наркотиков становится систематическим, то постепенно снижаются защитные реакции организма, развивается привыкание к препарату. Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью.

Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Культура межличностного  общения

 

Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей.

Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических  свойств речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умение слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдавать другим.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Психофизическая регуляция  организма

 

Все субъективные восприятия разнообразных  жизненных ситуаций, явлений, связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей.

Как избавиться от чрезмерных волнений, преодолеть отрицательные эмоции? Избавиться от них можно, переключая внимание на другой предмет или вид деятельности. Чем больше значит для вас какое-либо событие, тем сильнее реакция на него. Поэтому привычка трезво оценивать обстоятельства полезна для здоровья человека.

Под влиянием сильных эмоциональных  воздействий возникает состояние  стресса (напряжения). К числу отрицательных  факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное оскорбление, сильный страх, дефицит времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться.

Анализ данных о возникновении  и течении заболеваний, связанных  со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение возникшей ситуации. Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность. Важно только, чтобы физические упражнения доставляли наслаждение.22

Существуют и другие эффективные  методы борьбы со стрессом. Один из доступных  способов регулирования психического состояния - психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В основе аутотренинга лежат упражнения в произвольном, волевом длительном и глубоком расслаблении мышц. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Внутреннее состояние человека, который чем-то огорчен, расстроен, взволнован, выражается в том, что его мышцы напряжены. Расслабление мышц, служит внешним показателем положительных эмоций, состояние общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Всем известно тонизирующее действие утренней гимнастики.

Аутогенная тренировка почти не имеет противопоказаний. Для достижения положительных результатов необходимо заниматься активно, настойчиво и последовательно, не теряя терпения.

В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика. Правильно поставленное брюшное  дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких; за счет движений диафрагмы массируются органы брюшной полости, в первую очередь печень, оживляется их кровоснабжение.23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Физическое самовоспитание - условие здорового образа жизни

 

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия  на различные стороны проявлений организма и личности человека. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах. В функциональном проявлении можно отметить более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности, снижение заболеваний и болезненных ощущений.

Под физическим самовоспитанием понимается процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированной на формирование физической культуры личности.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.24

Личный план физического самовоспитания должен иметь следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание организма, выработка  настойчивости, воспитание координационных  способностей, воспитание выносливости, улучшение физического развития и физической подготовленности в соответствии с требования будущей профессиональной деятельности.

Использовать следующие средства и методы: утреннюю гимнастику, физические упражнения, гигиенические и природные  факторы, упражнения на развитие координации, бег, пешие походы, прогулки на велосипеде. На основе этого плана следует вести дневник самоконтроля. Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы сам отчетом о проделанной работе.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для правильной и эффективной организации  ЗОЖ необходимо систематически следить  за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия : достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим труда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности

Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и  склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

- целенаправленное освоение гигиенических  навыков и навыков охраны здоровья;

- использование естественных природных  факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;

- активная борьба с вредными  привычками и их полное искоренение;

- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова T.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2010. - 240 с.
  2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.
  3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
  4. Крамской С.И., Зайцев В.П. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта: монография. - М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004. - 244с.
  5. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2010. - 368 с.
  7. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2008. - 448 с.
  8. Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.
  9. Физическая культура: учебное пособие / Под редакцией В.А. Коваленко.- М.: Изд-во АСВ, 2009. - 432с.
  10. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов./ Под ред.: В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова, М.: Высшая школа, 1983.
  11. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. - М.: Союз, 2006. - 250 с.

1 Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.

2 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.

3 Физическая культура: учебное пособие / Под редакцией В.А. Коваленко.- М.: Изд-во АСВ, 2009. - 432с.

4 Физическая культура: учебное пособие / Под редакцией В.А. Коваленко.- М.: Изд-во АСВ, 2009. - 432с.

5 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.

6 Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. - М.: Союз, 2006. - 250 с.

7 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

8 Физическое воспитание: учебник для студентов вузов./ Под ред.: В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова, М.: Высшая школа, 1983.

9 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2010. - 368 с.

10 Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2008. - 448 с.

11 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

12 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

13 Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2008. - 448 с.

14 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.

15 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.

16 Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова T.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2010. - 240 с.

17 Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова T.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М.: «Академия», 2010. - 240 с.

18 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

19 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

20 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

21 Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.О.Егорычев, М.Г. Мацук, С.П. Мещеряков, Б.Н. Пенцик; Под общ. ред. Б.Н. Пенцика.- М.: РГУ им. И.М.Губкина, 2008. - 225 с.

22 Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. - М.: Союз, 2006. - 250 с.

23 Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.Н. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие. - М.: Союз, 2006. - 250 с.

24 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.

25 Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - 288 с.


Информация о работе Здоровье человека и факторы его определяющие. Требования к организации здорового образа жизни