Административно-правовые средства борьбы с правонарушениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке.

Работа содержит 1 файл

в интернет.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     2) меры пресечения (административное  задержание, привод, личный досмотр,  досмотр вещей, предметов, товаров,  транспортных средств и т.д.);

     3) административные наказания (предупреждение, штраф);

     4) меры административно-процессуального  обеспечения (доставление к месту  составления протокола, изъятие  документов и вещей, отстранение  от управления транспортным средством,  направление на медицинское освидетельствование  на состояние опьянения и др.).

     Особое  место среди полномочий милиции  занимает право ее сотрудников применять  и использовать огнестрельное оружие. Порядок и условия применения оружия сотрудниками милиции урегулирован Законом РФ «О милиции».

     Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» внутренние войска участвуют совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности при введении военного и чрезвычайного положения, охраняют важные государственные объекты и специальные грузы, обеспечивают территориальную оборону, оказывают содействие Пограничным войскам в охране Государственной границы.1

     Таким образом, в РФ в целях защиты общественного  порядка и общественной безопасности создано специальное ведомство - МВД РФ, которое состоит из различных структурных элементов, каждый их которых осуществляет определенные функции в данной области.

     Кроме того, органы внутренних дел наделяются достаточно большим набором прав и обязанностей в целях реализации их компетенции. Думается, что таким образом государство стремится придать повышенную стабильность и защищенность сфере общественного порядка и общественной безопасности.

 

1.2. Общая  характеристика административной  ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

     Конституция РФ закрепила 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности  предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.

  1. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. 25.11.2009) // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - ст. 711
 

     Административная  ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - применение в установленном законом порядке уполномоченными органами (должностными лицами) установленных административно-правовыми нормами главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Говоря  об административной ответственности  за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, следует подчеркнуть следующее:

     1. Для административной ответственности  характерно, что она наступает  не за любое правонарушение, совершенное  в сфере реализации исполнительной  власти или государственно-управленческой  деятельности. Являясь одним из элементов общего административно-правового регулирования, она используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами. Особенностью подобных правил является их специальный характер, который находит выражение в правовом регулировании таких управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов.

     2. Из общеобязательного характера  правил, нарушение которых влечет  административную ответственность,  следует, что она распространяется  на всех физических и юридических  лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.

     3. Меры административной ответственности  применяются в случаях правонарушений  не всеми органами и должностными  лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер. Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.

     4. Специфической особенностью административной  ответственности является и то, что в ее цели входит не  только защита административно-правовых  норм. Действующее законодательство, включая и Особенную часть КоАП, предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права. В этом - универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.

     5. Меры административной ответственности  применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам,  т.е. как к индивидуальным, так  и к коллективным субъектам  административного права.

     6. Для применения мер административной  ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок - производство по делам об административной ответственности. Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, органов внутренних дел и т.д.).

     7. Свое непосредственное выражение  административная ответственность  получает в применении к лицам,  совершающим административное правонарушение, особых мер административного  принуждения - административных  наказаний.

     8. Основанием административной ответственности  является особый вид правонарушения - административное правонарушение.

     В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила  привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок и общественную безопасность, являются:

     - предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;

     - административный  штраф - денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей;

     - возмездное изъятие  орудия совершения  или предмета административного  правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

     - конфискация орудия  совершения или  предмета административного  правонарушения - их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

     - административный арест - содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;

     - административное  приостановление  деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.

     Для усиления мер по обеспечению общественной безопасности предусмотрено взыскание в виде лишения специального права хранения и ношения огнестрельного оружия, специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств. В то же время исключены из числа административных взысканий исправительные работы, поскольку применяемые исключительно по месту работы, они по существу являются "штрафом в рассрочку".

     В соответствии с мировой практикой  в целях усиления гарантий прав и  свобод человека и гражданина расширена  исключительная компетенция судей  за счет отнесения к их ведению  наложения (помимо административного ареста) ряда других административных взысканий: лишения специального права, конфискации и возмездного изъятия предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

     В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет.

     Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, можно позиционировать как часть общей административной ответственности. Однако далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.

 
 
    1. Система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
 

     Законодатель  использует каузальный подход не только при расположении глав в структуре КоАП РФ, но и при размещении статей в пределах глав. При этом важно уяснить основы систематизации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

     Под системой административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, понимается законодательно определенный порядок расположения взаимодействующих между собой административно-правовых институтов, осуществляющих охрану общественных отношений от противоправных посягательств,  является структурным элементом взаимосвязанной системы, устанавливающей органически неразрывную тотальность, позволяющую решать поставленные задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

     Систему административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, можно представить  следующим образом:

     1) Административные правонарушения  против общественного порядка  (например, ст. 20.1. Мелкое хулиганство);

     2) Административные правонарушения  против общественной безопасности (например, ст. 20.5. Нарушение требований  режима чрезвычайного положения);

     3) Административные правонарушения  против здоровья населения и  общественной нравственности (например, ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах);

     4) Административные правонарушения  против установленного порядка  управления (например, статья 20.29. Производство  и распространение экстремистских  материалов).

     Можно представить и другую систему  административных правонарушений в  данной области, поскольку, как правило, одно и то же правонарушение, наряду с основным объектом, имеет и факультативный. Соответственно, отнесение конкретного административного правонарушения в ту или иную группу является весьма условным. Однако можно абсолютно точно сказать, что глава 20 КоАП РФ выделена именно по видовому объекту административного правонарушения.

Информация о работе Административно-правовые средства борьбы с правонарушениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность