Административно-правовые средства борьбы с правонарушениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке.

Работа содержит 1 файл

в интернет.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность, представлены в КоАП РФ в определенной системе. Выделение этой системы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку выстроенная в определенной последовательности и логичности, она позволяет не только вывить виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, но и определить родовой и видовой объекты административного правонарушения, а в ряде случаев, даже и факультативный.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общие сведения о составе административного  правонарушения в  области общественного  порядка и общественной безопасности

     Состав  административного правонарушения представляет собой совокупность (систему) установленных нормами административного  права элементов и признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

     Значение  состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием административной ответственности.

     В качестве обязательных признаков состава  административного правонарушения выступают: объект и объективная  сторона (объективные признаки), субъективная сторона и субъект (субъективные признаки).

     1. Объект административного правонарушения - общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами административного права и охраняемые мерами административной ответственности. Выделяют общий, родовой, видовой, непосредственный, дополнительный и факультативный объекты. В качестве факультативных признаков объекта выступают потерпевший (лицо, которому причиняется вред в результате совершенного правонарушение) и предмет (объект материального мира, который подвергается незаконному воздействию в результате посягательства правонарушителя).

     2. Объективная сторона административного  правонарушения характеризует внешний  акт проступка. Обязательными  признаки объективной стороны  выступает противоправное деяние (в форме действия или бездействия), вредные последствие и причинная связь между ними. В качестве факультативных признаков объективной стороны выступают способ, орудие, средство, место, время и обстановка совершения правонарушения. Для тех составов, где они указаны, эти признаки являются обязательными.

     3. Субъективная сторона административного  правонарушения характеризует внутреннюю (психическую) сторону проступка.  Обязательным признаком субъективной  стороны является вина, т.е. психическое отношения лица к противоправному деянию и его вредным последствиям. Вина физического лица может быть выражена в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности (небрежности или легкомыслия). Умысел имеет место, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Неосторожность имеет место, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Кроме того, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот. В качестве факультативных признаков субъективной стороны выступают мотив и цель правонарушения, которые являются обязательными, если предусмотрены в диспозиции административно - правовой нормы.

4. Субъект  административного правонарушения - это лицо, совершившее административное  правонарушение и обладающее  признаками, указанными в законе. В роли субъектов могут выступать  физические лица (граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане), достигшие 16 лет и являющиеся вменяемыми к моменту совершения правонарушения, и юридические лица, имеющие статут юридического лица к моменту совершения правонарушения. Кроме того в числе физических лиц выделяются, так называемые, специальные субъекты, а именно: должностные лица, граждане, призванные на военные сборы, лица, имеющие специальные звания, собственники (владельцы) транспортных средств и другие.

Отсутствие  хотя бы одного из указанных элементов  не позволяют квалифицировать деяние как административное правонарушение, дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит. Таким образом, состав административного правонарушения является центральным звеном в институте административной ответственности. Определение всех элементов состава правонарушения является сложным аналитическим процессом, который требует уяснения содержания и значения всех его элементов, необходимых для правильной и точной квалификации деяния как административного правонарушения.

Глава 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок  и общественную безопасность

3.1. Общие  вопросы производства по делам  об административных правонарушениях,  посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

     Под административно - юрисдикционным производством  понимается составная часть административного  процесса, заключающаяся в разрешении административно - правовых споров и  привлечения к ответственности  за совершенные административные и дисциплинарные правонарушения, правовой оценке поведения участников производства компетентным органом (должностным лицом).

     Общие вопросы производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, закреплены в гл. 24 - 32 КоАП РФ.

     Задачами  производства по делам об административных правонарушениях являются: всестороннее, полное, объективное и своевременное  выяснение обстоятельств каждого  дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

     Принципами  производства по делам об административных правонарушениях являются: принцип  законности, объективности, равенства участников процесса, гласности, оперативности, ведения дела на государственном языке (для лиц, не владеющих им, предоставление услуг переводчика).

Субъектами  административно - юрисдикционного  процесса являются:

     1) Органы и должностные лица, уполномоченные совершать административно - процессуальные действия и принимать правовые акты, определяющие судьбу и движение дела: судьи (ст. 20.2, 20.3, 20.5 - 20.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, ст. 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), 20.25 - 20.29), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 20.22), органы внутренних дел (милиция) (ст. 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций), органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 20.4), органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 3 ст. 20.20), иные органы, уполномоченные законодательством субъекта РФ на возбуждение и рассмотрение дел, предусмотренных законами субъекта РФ за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

     2) Субъекты, имеющие личный интерес  в деле: лица, в отношении которых  ведется дело об административном правонарушении, потерпевшие, законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего;

     3) Лица, содействующие осуществлению  производства по делу: свидетели,  специалисты, эксперты, переводчики,  понятые, прокурор;

     4) иные субъекты производства по  делам об административных правонарушениях.

     Стадиями  производства по делу об административном правонарушении являются:

     - возбуждение дела об административном  правонарушении и административное  расследование;

     - рассмотрение дела об административном  правонарушении;

     - пересмотр постановлений и решений  по делам об административных  правонарушениях;

     - исполнение постановлений по  делам об административных правонарушениях.

     Стадия  пересмотра является факультативной, поскольку жалобы или протесты на постановление по делу могут и не поступить.

     Основанием  для возбуждения дела служит факт совершения административного правонарушения. На стадии возбуждения дела, регламентированной гл. 28 КоАП РФ, устанавливается наличие  юридического состава правонарушения, виновность лица, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств и др.

     Дело  об административном производстве считается  возбужденным с момента:

     - составления протокола осмотра  места совершения административного  правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

     - вынесения определения о возбуждении  дела об административном правонарушении  при необходимости проведения  административного расследования,  предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

     - оформления предупреждения или  с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

     В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.

     Следующей стадией административно-юрисдикционного  процесса, которая регламентирована гл. 29 КоАП РФ, является рассмотрение дела. Дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня получения компетентным на его рассмотрение субъектом протокола об административном правонарушении и других документов. Кроме того, при рассмотрении дела:

     1) объявляется, кто рассматривает  дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

     2) устанавливается факт явки физического  лица, или законного представителя  физического или юридического  лица, в отношении которых ведется  дело;

     3) проверяются полномочия законных  представителей физических и  юридических лиц, защитника и  представителя;

      4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки;

     5) разъясняются лицам их права  и обязанности; 

     6) рассматриваются заявленные отводы  и ходатайства;

      7) выносится определение об отложении  рассмотрения дела;

      8) выносится определение о приводе  лица, участие которого признается  обязательным при рассмотрении;

     9) выносится определение о передаче  дела по подведомственности.

     По  результатам рассмотрения дела может  быть вынесено постановление (о назначении наказания либо о прекращении производства по делу) и определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо о передаче дела на рассмотрение по подведомственности).

     Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирована гл. 30 КоАП РФ. Она предполагает, что лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший, их представители в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления, а также прокурор могут обжаловать решение компетентного органа или должностного лица.

Информация о работе Административно-правовые средства борьбы с правонарушениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность