Антидемократические государственно – правовые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные черты антидемократического режима.

Задачи работы заключаются в том чтоб:

1. Определить понятие государственно-правового режима.

2. Рассмотреть особенности антидемократического государственно-правового режима.

3. Охарактеризовать разновидности антидемократических государственно-правовых режимов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...с. 3-4.

1.Понятие государственно-правового режима..………………….с. 5-10.
2.Особенности антидемократического государственно-правового режима………………………………………………………......…с. 11-13.
3.Разновидности антидемократических государственно-правовых режимов……………………………………………………………с. 14-26.
Заключение………………………………………………………….….с. 27.

Список литературы………………………...…………………...….с. 28-29.

Работа содержит 1 файл

антидемократические государственно правовые режимы(2) (Автосохраненный).doc

— 146.50 Кб (Скачать)
  • организованный  террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии.

       Аппарат тайной полиции и служб  безопасности с помощью крайних  методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например, борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых гражда.22Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является

  • монополия власти на информацию, контроль над  СМИ 

     Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

     Милитаризация - также одна из основных характеристик  тоталитарного режима. Идея военной  опасности, "осажденной крепости" становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма. Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

     Праворадикальные  тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над  экономикой и другими сферами  жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства. Праворадикальные тоталитарные режимы появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм - на расово-этнической. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое «чистое» общество.23 Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.  
Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, в жилищной сфере. Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.24

     Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

     Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

       Термин «авторитаризм» был введён  в научное обращение теоретиками  Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.25 Авторитаризм — это во-первых социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям.26 Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.27

     Термин  «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определённым. В  известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению Самуэля Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего.28 Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести чёткую границу между демократиями и недемократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своём чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти.29 По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.

     Заключение.

     Подводя итог работе удалось сделать определенные выводы:

  1. Форма политико-правового режима - характеризует способ осуществления государственной власти, те методы и способы, с помощью которых государство управляет обществом. Выделяют два государственных режима – демократический и антидемократический, который разделяется на авторитарный и тоталитарный.
  2. Особенности антидемократического режима заключаются в том, что: характер государственной власти определяется, —  соотношением государства и личности (в сторону подавленличности), антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни, огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ), личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах, при антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола и др.
  3. Удалось охарактеризовать основные виду антидемократического режима – тоталитарный, при котором все принципы антидемократического режима отражены в государственной политике, и авторитарный, при котором начинают зарождаться институты демократии, и некоторые их них действуют, но формально.

 

      Список литературы:

     Статьи, монографии:

  1. Политические  режимы: критерии классификации и основны виды. Кудрявцев Ю.А. // Юридическая мысль. 2002. - № 1.
  2. Фашизм как форма тоталитаризма. И.В. Мазуров. // Общественные науки и современность.  1993. - № 5.
  3. Авторитаризм и власть.  //  Социально-политический журнал. 1997. №3.

     Книги, учебники, учебные  пособия:

  1. Теория  государства и права.  Учебное  пособие. / Под. Ред. И.В. Ростовщикова, П.В. Анисимова. Волгоград - 2001.
  2. Теория государства и права. Учебное пособие.  / Под. Ред. Р. А. Ромашова. - М. 2002.
  3. Теория государства и права: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II : Теория права / Кол. авт.: Ю. С. Кожевникова, Р. А. Кузнецов, В. И. Леушин и др.               – Екатеринбург 2007.
  4. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. 2006.
  5. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под. Ред.  М.Н.  Марченко - М. 2001.
  6. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / Отв. ред. В.Т. Хорос. - М. 1996.
  7. Основы учения о праве и государстве. Учебник. / Под. Ред. Фактуллина Ф.Н., Фактуллина Ф.Ф. - Казань 2001.
  8. Теория государства и права. Учебное пособие.  / Под. Ред. Р. А. Ромашова. - М. 2002.
  9. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко.  Т.1. Гл. VI. - М. 1998.
  10. Демократия и тоталитаризм  // Свободная мысль. 1991. - № 15.
  11. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.1. Гл. VI. - М. 1998.
  12. Демократия и тоталитаризм. Арон Р. - М. 1993.
  13. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. / Под. Ред. Р.Т. Мухаева. - М. 2008.    
  14. Популизм как политическая деятельность. / Под. Ред. Н.А. Баранова           - СПб. 2006.
  15. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика.      / Под. Ред.  А. П. Цыганковой. - М. 2008.
  16. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. / Под. Ред.  А.И. Соловьева. - М. 2001. 

Информация о работе Антидемократические государственно – правовые режимы