Антидемократические государственно – правовые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные черты антидемократического режима.

Задачи работы заключаются в том чтоб:

1. Определить понятие государственно-правового режима.

2. Рассмотреть особенности антидемократического государственно-правового режима.

3. Охарактеризовать разновидности антидемократических государственно-правовых режимов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...с. 3-4.

1.Понятие государственно-правового режима..………………….с. 5-10.
2.Особенности антидемократического государственно-правового режима………………………………………………………......…с. 11-13.
3.Разновидности антидемократических государственно-правовых режимов……………………………………………………………с. 14-26.
Заключение………………………………………………………….….с. 27.

Список литературы………………………...…………………...….с. 28-29.

Работа содержит 1 файл

антидемократические государственно правовые режимы(2) (Автосохраненный).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

     1. характер государственной власти определяется, —  соотношением государства и личности( в сторону подавления личности).

     Если  государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

     2. антидемократический режим характеризуется  полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами.

     3. антидемократическим режимам свойственно  огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

     4. личность в антидемократическом  государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры.

     5. при антидемократических режимах  реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

     6. характерный признак антидемократического  государства — всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

     7. антидемократическими режимами  игнорируются интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей.

     8. антидемократическое государство  во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения.12

     Таким образом, можно сказать, что антидемократический политико-государственный режим — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения, как большинства, так и меньшинства.  Этот режимё, как правило, подразделяют на 2 основных – авторитарный и тоталитарный. О них будет подробно рассказано в следующем вопросе.

     3. Разновидности антидемократических  государственно-правовых  режимов.

     Говоря  про антидемократических режимах, выделяют, как правило, авторитарный  и тоталитарный правовые режимы.  В рамках данного вопроса я попытаюсь раскрыть эти два схожие но все же разные режимы.

     "Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических  режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.13

     Первые  тоталитарные режимы были сформированы после Первой Мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

     Не  следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это  научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально  понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

     В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.14

     Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма  уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип  построения целостного едино действующего общества. В VII - IV вв. до н. э. теоретики  рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства над поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа. 15

     Близким к легистам Китая тип тоталитарного  государственного режима предложил  Платон. В работе «Государство» содержится знаменитый проект «идеального общественного  строя», основанного на принципах  коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних работах нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.16

     Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в. Политическое значение ему впервые  придали руководители идеологи фашистского  движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского режима.

     Западная  концепция тоталитаризма, в том  числе и направления его критиков, складывалась на основе анализа и  обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и СССР в годы сталинизма.17

     После Первой Мировой войны предметом  дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной  и Юго-Восточной Европы. Этот далеко не полный перечень свидетельствует  о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

     Хотя  тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые  характерны в особенности только тоталитаризму и отличают все  тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Наиболее важны следующие признаки:

    • всеобщая государственная идеология;
    • монополия государства на средства массовой информации;
    • монополия государства на все средства вооружения;
    • жестко централизованный контроль над экономикой;
    • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе.18 

     Отдельные из приведенных признаков того или  другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.  
Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего, - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
 

    • глобальная  централизация публичной власти во главе с диктатором;
    • господство репрессивных аппаратов;  
      упразднение представительных органов власти;
    • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.
    • Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру.

     Правда  и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма  является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций, тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии. 19

     Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались. 20

     Особую  роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.21 Специфическими чертами тоталитарного режима является:

Информация о работе Антидемократические государственно – правовые режимы