Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 06:04, реферат

Описание работы

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.[8]

Содержание

Введение

1 Понятие государственной собственности

2 Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

3 Проблемы управления государственной собственностью

Заключение

Работа содержит 1 файл

гос.собственность.docx

— 27.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Понятие государственной  собственности

2 Цели, задачи и  принципы управления государственным  имуществом

3 Проблемы управления  государственной собственностью

Заключение

1 Понятие государственной  собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее  на праве собственности РФ (федеральная  собственность), и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам  РФ - республикам, краям, областям, городам  федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность  субъекта РФ).

Земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.[8]

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии с  ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну  республики в составе РФ, казну  края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.[3]

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности  и к собственности субъектов  РФ осуществляется в порядке, установленном  законом.

Объекты, составляющие основу национального богатства  страны:

- Ресурсы континентального  шельфа, территориальных вод и  морской экономической зоны Российской Федерации.

- Охраняемые или  особым образом используемые  природные объекты (заповедники,  в том числе биосферные, национальные  природные парки, курорты, а  также заказники, имеющие общереспубликанское  значение).

- Объекты историко-культурного  и природного наследия и художественные  ценности, учреждения культуры общероссийского  значения, расположенные на территории  Российской Федерации.

Объекты, необходимые  для обеспечения функционирования федеральных органов власти и  управления и решения общероссийских задач:

- Государственная  казна Российской Федерации (средства  республиканского бюджета Российской  Федерации, Пенсионного фонда  Российской Федерации, фонда социального  страхования и других государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации, Центрального банка  Российской Федерации; золотой  запас, алмазный и валютный  фонды).

- Имущество вооруженных  сил, железнодорожных, пограничных  и внутренних войск, органов  безопасности, органов внутренних  дел Российской Федерации и  других учреждений, финансирование  которых осуществляется из республиканского  бюджета Российской Федерации,  а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

- Высшие учебные  заведения, научно-исследовательские  учреждения, предприятия и другие  объекты Российской Академии  наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской  Федерации, Министерства науки  и технической политики Российской  Федерации, Министерства здравоохранения  Российской Федерации, государственных  научных центров.

- Предприятия и  объекты геологической, картографо-геодезической,  гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

- Предприятия и  учреждения санитарно-эпидемиологической  и ветеринарной службы, службы  защиты растений.

- Предприятия патентной  службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и  полигоны.

- Государственные  запасы и мобилизационные резервы,  а также предприятия, обеспечивающие  их сохранение.

- Предприятия исправительно-трудовых  учреждений и лечебно-трудовых  профилакториев Министерства внутренних  дел Российской Федерации.[5] 

2 Цели, задачи и  принципы управления  государственным  имуществом

В сложившейся социально - экономической ситуации назрела  необходимость пересмотра принципов  и приоритетов в области управления и распоряжения государственным  имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном  секторе экономики.

Усиление роли государства  в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания  массы объектов государственной  собственности в экономическом  пространстве страны.

В настоящий момент ощущается объективная потребность  в создании стройной, экономически и логически выверенной системы  критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для  осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного  механизма управления и контроля за государственной собственностью.[18]

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной  обработки актуальной информации о  состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных  и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может  и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в  отношении объекта управления. 

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры  назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа  достижения цели государства возлагается  на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски  государства при недостижении запланированного качественного результата управления.[11] 

Государственная политика преследует следующие цели: 

1. Увеличение доходов  федерального бюджета на основе  эффективного управления государственной  собственностью;

2. Оптимизация структуры  собственности (с точки зрения  пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Вовлечение максимального  количества объектов государственной  собственности в процесс совершенствования  управления;

4. Использование  государственных активов в качестве  инструмента для привлечения  инвестиций в реальный сектор  экономики;

5. Повышение конкурентоспособности  коммерческих организаций, улучшение  финансово - экономических показателей  их деятельности путем содействия  внутренним преобразованиям в  них и прекращению выполнения  несвойственных им функций.[19]

Для реализации указанных  целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие  задачи в виде:

1) Полной инвентаризации  объектов государственной собственности,  разработки и реализации системы  учета этих объектов и оформление  прав на них;

2) Повышения эффективности  управления государственным имуществом  с использованием всех современных  методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации  процессов управления;

3) Классификации  объектов государственной собственности  по признакам, определяющим специфику  управления;4) Оптимизации количества  объектов управления и перехода  к по объектному управлению;

5) Определения цели  государственного управления по  каждому объекту управления (группе  объектов);

6) Обеспечения прав  государства как участника (акционера)  коммерческих и некоммерческих  организаций;

7) Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

8) Обеспечения поступления  дополнительных доходов в федеральный  бюджет путем создания новых  возобновляемых источников платежей  и более эффективного использования  имеющегося имущества.

Таким образом, задачи реализации данной концепции управления федеральной собственности являются приоритетными для всех федеральных  органов исполнительной власти.

Также устанавливаются  меры ответственности федеральных  органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Применительно к  каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую  оно преследует и достижению которой  служит объект, при этом должны соблюдаться  основные принципы управления государственным  имуществом.

Важнейшим принципом  является использование системы  управления как неразрывного единства таких элементов, как: обеспечение  обязательного порядка определения  способа достижения цели, регламентация  порядка принятия управленческих решений  государственными органами, порядка  выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и  деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа  результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование  системы управления и порядок  взаимодействия государственных органов  должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

Принцип эффективности  управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного  результата деятельности или состояния  объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих  по управлению государственным имуществом.[1]

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих и соблюсти такой принцип управления как обеспечение профессионализма управления.

Т. е. принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно ко всем объектам управления, особенно к  таким как унитарные предприятия  и учреждения, акции, находящиеся  в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ  и товариществ, федеральная недвижимость и определяются в следующей логической последовательности:

- оценка состояния  (количественная характеристика, классификация  объектов, распределение полномочий  между государственными органами, положение дел и основные выводы);

- постановка целей  и задач управления;

- контроль эффективности  управления.

Государственная собственность  как экономическая категория  означает принадлежность имущества  народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного  органа государственной власти, а  также устанавливающих порядок  приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.[5]

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт. По содержанию в  нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы. 

Информация о работе Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом