Деятельность профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

(ФПБ) - национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение профессиональных союзов, их объединений и ассоциированных членов.
Образована 5-6 октября 1990 г. на XYII съезде профсоюзов Беларуси, который объявил себя I съездом ФПБ, принял Устав. Является правопреемницей Белорусского республиканского совета профессиональных союзов. Высший орган ФПБ - съезд, высший руководящий орган в период между съездами – Совет ФПБ, в период между Пленумами Совета ФПБ – его Президиум, в который входят руководители крупных отраслевых профсоюзов, областных объединений профсоюзов, представители низовых профсоюзных структур.

Содержание

Введение.
Профсоюзные организации в идеологических процессах.
Политико-правовые основы деятельности профсоюзов.
Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период.
Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе.
Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь.
Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода.
Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе.
Социальное партнерство.
Литература.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 46.49 Кб (Скачать)

К середине 80-х годов в профсоюзном  движении назрели проблемы, связанные  с формализмом в работе, отрывом  руководящих структур профсоюзов от тех, чьи интересы они призваны были защищать. На очередном съезде в  октябре 1990 года была образована Федерация  профсоюзов Беларуси, которая перерегистрирована Министерством юстиции 15 ноября 2002 года, и является республиканским  добровольным независимым объединением профессиональных союзов (Национальным профцентром). ФПБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», другими законодательными нормативными актами, Уставом ФПБ.

Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси объединяет 32 отраслевых профсоюза, шесть  областных, одно городское объединение  профсоюзов. Это 25960 первичных профсоюзных  организаций, созданных на предприятиях, в организациях и учреждениях  Республики Беларусь. Общая численность  членов профсоюзов, входящих в состав ФПБ, составляет более 4 миллионов человек.

Главные задачи ФПБ – усовершенствование и развитие системы социального  партнерства, обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, разработка стратегии и тактики профсоюзов республики.

Исторически сложилось так, что  профессиональные союзы – это  наиболее значимые общественные организации  как по численности, так и по влиянию  в обществе. Профсоюзы – это  объективная составляющая общественной системы. Кроме защитной функции  профсоюзы выполняют роль индикатора общественного мнения, служат системой обратной связи для государства, позволяющей ему скорректировать  свою социально-экономическую политику. Поэтому в существовании и  развитии профсоюзного движения заинтересованы и граждане, и государство.

К сожалению, в период с 1997 до июля 2002 года профсоюзы не смогли удержать свою нишу в обществе и оказаться  действительно полезными людям, научиться конструктивно сотрудничать с государством и стать мощной опорой государства и граждан. И  только благодаря открывшейся перспективе, связанной с работой обновленной  ФПБ, в июле 2002 года удалось предотвратить  распад Федерации, избежать окончательного кризиса. Новому руководству Федерации  профсоюзов Беларуси удалось провести работу по укреплению структуры организации. Все профсоюзные организации, ранее вышедшие из состава ФПБ, вернулись в ее ряды.

В современных условиях, только объединив  усилия всех отдельных профсоюзов, движение может быть защитником трудовых прав и социально-экономических  интересов работников. Только в условиях единства, финансовой независимости  профсоюзы могут стать той  силой в обществе, с которой  будут считаться.

Правительством принято решение  о возврате осуществления сбора  профсоюзных взносов путем их перечисления в безналичном порядке. Глава государства А.Г.Лукашенко 27 января 2003 года подписал Указ № 41 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359, согласно которому удержанные профсоюзные взносы будут перечисляться профсоюзным организациям одновременно с выплатой заработной платы в первоочередном порядке. ФПБ получила право использовать в своем названии слово Беларусь.

Возобновлен социальный диалог профсоюзов с Правительством. Удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих  трудовые и социальные интересы граждан. Обновленная Федерация профсоюзов взяла курс на проведение политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей; переход от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.

19 декабря 2002 года принято постановление  Совета Министров Республики  Беларусь № 1777, в соответствии  с которым права и возможности  профсоюзов в осуществлении общественного  контроля значительно расширены.

В деятельности ФПБ значительное место  занимало и занимает сотрудничество с международными профсоюзными центрами и организациями. Внеочередной IV съезд ФПБ в принятой резолюции «О международной солидарности профсоюзов» отметил, что ФПБ, ее организации являются неотъемлемой частью международного профсоюзного движения, открыты для конструктивного сотрудничества и впредь будут руководствоваться общепринятыми в мире подходами по защите интересов трудящихся.

ФПБ последовательно расширяет  контакты в рамках СНГ и Всеобщей Конфедерации профсоюзов. В рамках союза Беларуси и России получило дальнейшее развитие сотрудничество с  Федерацией независимых профсоюзов России как на уровне профцентров, так  и на региональном.

Профсоюзное движение Республики Беларусь сегодня вступило в качественно  новый этап своей жизни: от саморазрушения — к поступательному развитию; от политиканства, конфронтации с органами государственной власти — к конструктивному  сотрудничеству.

Время преподнесло профдвижению республики немало горьких уроков, и из них  должны быть сделаны соответствующие  выводы. Главный из них заключается  в необходимости глубокого осознания  профсоюзами Беларуси своих сегодняшних  задач и функций. Они не должны сводиться к одним только требованиям  «дай», к чему призывали и призывают  некоторые профлидеры. Задачи и функции  профсоюзов гораздо шире и глубже, заключаются в многосторонней и  постоянной заботе о людях, создании условий для улучшения благосостояния трудящихся.

В последние два года (2001–2002) в  обществе развернулась дискуссия о  месте и роли профсоюзов в современном  государстве. Некоторые профсоюзные  лидеры, наслушавшись своих западных коллег, поспешили заявить, что роль профсоюза заключается в том, чтобы только критиковать власть. Они предлагают самоустраниться  от основной функции профсоюзов –  социальной, от непосредственного участия  в решении существующих проблем, заявляя, что в этом и заключается  роль профсоюзов. Такая позиция, на наш взгляд, не только не правильная, но и крайне вредная для профсоюзного движения. Если мы позволим себе занять только наблюдательную позицию, то профсоюзы  мгновенно растеряют имеющиеся  возможности влияния на социальные и производственные процессы, ослабеет контакт с рядовыми членами профсоюза, наниматели поспешат вытеснить профсоюзы с завоеванных позиций. IV внеочередной Съезд профсоюзов единодушно осудил такие подходы и определил курс на активную позицию профсоюзов.

Хотя профсоюзы — это всего  лишь общественная организация, это  крупнейшая общественная организация. Необходимо добиваться роста ее рядов  и авторитета. Это нужно не для  организации политических скандалов  или сведения политических счетов, а для реальной защиты интересов  и прав трудящихся. Важнейший вопрос организации – вопрос о взаимоотношении  профсоюзов и власти. Следует признать, что в результате принятия в свое время недостаточно продуманных  решений, связанных с амбициозными устремлениями отдельных профсоюзных  лидеров, власть получила повод для  фронтального наступления на профсоюзы. Последствия всего этого оказались  крайне тяжёлыми для ФПБ.

Лидеры профсоюзов приходят и уходят, а профсоюзы должны оставаться, поскольку  это единственный реальный инструмент осуществления социального партнерства. И рисковать судьбой социального  диалога — значит не думать о  реальных интересах членов своей  организации.

Руководство Федерации профсоюзов Беларуси восстановило нормальные рабочие  взаимоотношения профсоюзов с органами власти всех уровней в центре и  на местах, хозяйственными руководителями по повышению эффективности производства, широкого взаимодействия в решении  социальных вопросов. Профсоюзы должны заботиться о том, чтобы трудящиеся хорошо зарабатывали, вовремя получали зарплату, жили нормально их семьи; заниматься организацией питания, вопросами  отдыха и спорта, клубами, детскими лагерями. Словом, всем тем, что представляет собой настоящую заботу о людях.

Профсоюзы — часть белорусского общества, они работают на стабилизацию социальных отношений. Нам не нужны  социальные потрясения, но нам нужны  социальные гарантии для членов профсоюзов. В свою очередь, государство должно быть уверено: профсоюзы будут вести  открытую позицию на основании Устава и действующего законодательства.

А.Г.Лукашенко, выступая 27 сентября 2002 года на внеочередном IV съезде Федерации профсоюзов Беларуси, отметил: «Размышляя над тем, какое же общество мы будем создавать, я пришёл к выводу, надо использовать эти три мощнейшие опоры. Обновленные, возвращённые к жизни, к людям профсоюзы, мощную молодёжную организацию и Советы. Вот эти три опоры, на которых будет стоять наше общество». На наш взгляд, этот тезис является одним из элементов Национальной идеи.

 

                                   9. Социальное партнерство.

 

Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей  и профессиональными союзами  в Республике Беларусь осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Развитию нормативно-правовой базы социального партнерства послужил Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 1995 года N 278 «О развитии социального  партнерства в Республике Беларусь», которым определена система социального  партнерства на республиканском, отраслевом и местном (территориальном) уровнях  и на уровне предприятия, учреждения, организации, а также утверждено Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам – важном общенациональном органе, созданном и действующем на принципах  партнерства профсоюзов, правительства  и нанимателей.

На данном этапе перед профсоюзами  стоит задача расширения путей сотрудничества, интеграции интересов участников общественного  производства на разных уровнях –  местном, региональном и национальном. Этому в определенной степени  помогает разработка и заключение коллективных договоров и соглашений.

В Республике Беларусь создана система  национального, отраслевых и территориальных  советов по трудовым и социальным вопросам.

Кроме Генерального соглашения, по инициативе профсоюзов в 2002 году заключены 7 областных  и города Минска, 52 республиканских  тарифных, 68 областных, 301 районный, городской  тарифный, 78 местных соглашений. Помимо соглашений, заключено 16993 коллективных договора, которые распространяют свое действие на 19639 предприятий, учреждений, организаций. За последние годы эти  нормативные акты в целом стали  более содержательными и конкретными, с четко разграниченными обязательствами  сторон. Основные цели и задачи совместно  выработанных коллективных договоров  и тарифных соглашений заключаются  в сохранении трудовых коллективов, преодолении спада производства, защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников.

Идеологию социального партнерства  характеризуют:

      • переговорный характер разрешения разногласий;
      • согласование социально-экономической политики;
      • согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты всех субъектов социального партнерства;
      • участие наемных работников в управлении и др.

Сегодня удалось добиться участия  профсоюзов в подготовке нормативных  правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан, и  решить главную задачу профсоюзов во всем мире – установить и развивать  функционирование системы социального  партнерства. Оценивая развитие социального  партнерства в Беларуси, можно  сказать, что оно может и становится одной из основ стабильности общества. Причем заинтересованы в развитии системы  такого партнерства не только профсоюзы, но и государство.

Социальное партнерство – это  сложный процесс переговоров, консультаций, споров, но в итоге обязательно  ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно  обоюдное (правительство – профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чем свидетельствует мировой  опыт, – путь разрушительно тупиковый. И наоборот, хорошо отлаженный и  эффективно действующий механизм социального  партнерства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций, что и является важнейшей общенациональной задачей, прямо отвечающей целям  гражданского мира и благополучию в  обществе.

Социальное партнерство не должно сводиться просто к переговорам, заключению соглашений и их реализации. Оно должно быть более широким  и многогранным и выражаться в  привлечении партнеров к законотворческой и нормотворческой деятельности, к реальному участию в решении  ключевых экономических и социальных проблем отраслей, регионов и государства.

Безусловно, важным достижением ФПБ  стало возобновление работы Национального  совета по трудовым и социальным вопросам, который не собирался 2 года (2000–2002). Важнейшими задачами Национального  совета по трудовым и социальным вопросам продолжают оставаться: разработка и  проведение согласованной государственной  политики по социально-экономическим  проблемам, предварительные трехсторонние  консультации и обсуждение вопросов, затрагивающих трудовые и социально-экономические  права и интересы трудящихся.

Примером конструктивной работы Национального  совета являются решения, которые были приняты в декабре 2002 года, когда  в Генеральное соглашение был  внесен ряд изменений и дополнений, существенно облегчающих работу первичных профсоюзных организаций. Среди них:

Информация о работе Деятельность профсоюзов