Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……3
1. Общая теория федеративного государства……………………………6
2. Из истории развития федерализма в Рос-сии…………………………..7
3. Принципы федеративного устройства современной Рос-сии……….11
4. Развитие Федерации:………………………………………………….19
А) Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов…20
Б) Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федера-ции……………………...………………..23
В) Конституционно-правовая ответственность…………………...…….27
5. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации:
А) Эволюция конституционной модели федерализма………………..34
Б) Симметричность или асимметричность федерации………….…….41
В) Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъекта-ми……………………………………...…….48
Г) Возможность федерального вмешательства в дела субъектов……53
Заключение………………………………………………………….….…56
Список использованных источников и литературы……………………58

Работа содержит 1 файл

Федеративное устройство РФ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принцип федерализма  жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его  современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского  федерализма находятся в руках  нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

В заключении хотелось бы отметить, что  конституционные изменения давно  уже назрели. Более того, без  внесения этих изменений в Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации.

В то же время необходимо комплексное  осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

Для решения всего комплекса  конституционных проблем необходим созыв чего-то, подобного Конституционному совещанию (1993 г.), в работе которого приняли бы участие представители всех ветвей, как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Ибо этот вопрос не может решаться путем навязывания воли одних другим, но путем поиска согласия и компромисса в интересах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

Источники:

  1. Конституция РФ. М., 1993 г.
  2. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г.// Российская газета, 1994. 18 февраля.
  3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992 г.// Российская газета. 1992. 18 марта.
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах  и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»// Собрание Законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3176

Литература:

 

  1. Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997, с. 11-15.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г.
  3. Баглай М.В., Габричидзе Г.Н. конституционное право РФ. М., 1996.
  4. Болтенкова Л. Асимметричность Федерации.// Регионология, 1997, № 1.
  5. Договорные формы и принципы федеративных отношений в России.// Журнал российского права. 1997, №2, с. 24-37.
  6. Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем?// Государство и право. 1999. № 4. С. 5-13.
  7. Жуков Д. В., Постников А. Е. и др. Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 5—42
  8. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации// Журнал российского права. 2000г. № 2. С. 25-34.
  9. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №1. С. 7-16.
  10. Лучин В.О. Конституционные деликты.// Государство и право. 2000 г. №1. С. 12-19.
  11. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституция России. (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений.)// Государство и право. 1997, №8, с. 14-21.
  12. Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.
  13. Мухаметшин Ф. X. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. №3. С. 49-59.
  14. Основы государства и права: Учебное пособие/ Под ред. Академика О.Е. Кутафина. М., 1998.
  15. Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28-35.
  16. Смирнов Ю. М. О проблемах реализации Федеративного договора// Государство и право. 1993, .№12. С. 13-17.
  17. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права// Государство и право. 1998. № 7. С. 6-9.
  18. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 218—220
  19. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции.// Государство и право, 1999, № 11, с. 5-12.
  20. Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 53—56.
  21. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
  22. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 41- 45.

1 Синюков В. И. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. №5. С. 28.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999г.- С. 69

1 Баглай М.В., Габричидзе Г.Н. конституционное право РФ. М., 1996.-С. 35.

 

1 Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права// Государство и право. 1998. № 7. С. 6-7.

2 Там же.

1 Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 8.

1 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 218—220

2 Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 41, 43.

1 Жуков Д. В., Постников А. Е.  Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995. С. 5—42

1 Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 53—56.

 

1 Умнова И. А.Указ. соч. С. 227.

2 Там же. С. 229.

3 См.: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

4 Конституция РФ. Глава 1. Ст. 5.

5 Конституция РФ. Глава 1. Ст. 68.

6 См.: Болтенкова Л. Асимметричность Федерации.// Регионология, 1997, № 1.

7 См.: Марченко Г. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М., 1996.

1 Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997, с. 11-15.

 

8 Конституция РФ. Часть 4 ст. 78, часть 2 ст. 80.


Информация о работе Федеративное устройство РФ