Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить понятие «форма государства», подробно рассмотреть содержание всех элементов формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 в первой главе рассмотреть существующие подходы к определению термина «формы государства»;
 во второй главе дать определение понятия форма правление, раскрыть сущность и особенности видов форм правления;
 в третьей главе определить понятие и виды форм государственного устройства;
 в четвертой главе раскрыть понятие государственно-политического режима, определить его признаки, выявить особенности видов государственно-политического режима.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 2003.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Парламентская (конституционная) монархия.                                                        Парламентарная монархия - самый прогрессивный вид конституционной монархии. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях конституционной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (такие как объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.). Иногда такого монарха называются “спящим”, поскольку он может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы  существующему государству, в остальное время он почти не функционирует. Впервые такая монархия возникла в Великобритании в XVII веке в результате буржуазной революции.                                                                                                                Почему эта форма называется также конституционной, потому что власть монарха также может быть ограничена конституцией.  Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, только если они одобрены парламентом и основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является символом народа и государства. Он царствует, но не правит.                                                                                   

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

1.      парламент избирается народом;

2.      правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

3.      лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);

4.      в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

5.      законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

6.      правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;

В настоящие время парламентарными монархиями являются практически все монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Япония и другие.

Дуалистическая монархия.                                                                                                                              Можно считать, что дуалистическая монархия - это переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишен законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только законодательной.  В настоящее время такая форма монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии, [6, с. 63-66]

Несмотря ни на что полномочия монарха очень сильны:

1.      Своими указами (декретами) он социальные сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

2.      Король имел право вето (только отлагательного) по отношению к законам парламента;

3.      Назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом  (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается монархом);

4.      Имел право роспуска парламента;

5.      Имел право назначение даты новых выборов.

6.      Имел право на осуществление личного правосудия в общих рамках права и закона в порядке экстраординарного судопроизводства или поданной на его имя апелляции

7.      Председательствовал в Сенате или аналогичном ему государственном учреждении (совете)

2.2  . Республика.  Ее виды.

Республика - (лат. respublica общенародное дело) эта форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный ограниченный срок.  Можно сказать, что республиканское правление – это коллективное правление, когда у власти не стоит определенный человек, наделенный абсолютными властными возможностями. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства.  Например, по Конституции Республики  Казахстана президентом может быть избран “гражданин Республики по рождению, не моложе тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет. Кандидат в Президенты не может быть служителем, какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом. Он избирается совершеннолетними гражданами Республиками на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании”. [7, ст.41, п.2, п.5]                                                                                                                Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президента выбирает  народ.                                         

Можно выделить следующие основные признаки республики:

1.      существование единоличного или коллегиального главы государства;

2.      выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти, а так же их сменяемость;

3.      осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

4.      юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5.      обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6.      преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;

7.      имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и  судебную.                                                                                                                       

Существует принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.             

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета.                                                                                    

Науке известно 3 типа республик: президентская, парламентская и смешанная. [6. Стр. 66-69]

              Президентская республика.                                                                                                                              Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. В республике этого вида государственное управление строится  по принципу разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы, а правительство следит за выполнением законов и поддержанием порядка в стране. Президентская республика отличается, как правило, всенародным избранием выбора главы и формирования правительства. Правительство формирует президент, часто с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Таким образом, президент совмещает статус главы государства и правительства. [6, с. 69-70]                           

Иной моделью президентской республики является такое устройство, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства.                                                                      

В президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия, Казахстан и другие.

Парламентская республика.                                                                                                                              Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формирует парламент. Парламент формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Помимо этого правительство отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства - президентом. В парламентской республике существует принцип верховенства парламента.

Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает и назначает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии. Участие президента в формировании правительства номинально. Хоть президент  формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие осуществляется только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом.                             Парламентская республика является менее распространенной формой правления, президентская. К ее числу можно отнести такие страны, как Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Латвия.[8]

Смешанная республика.                                                                                                                Смешанная форма (полупрезидентская или полупарламентская) форма республики – эта такая форма правления, в раках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.                           

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и  ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.             

Также стоит отметить, что в смешанной республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Румынии, Франции, Польше, Болгарии, Украине, Литве, Молдове и других странах.[9]

 

 

 

 

III.  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Территориальная организация государства - явление слож­ное и многоэлементное, который означает определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Эту организацию еще называют как национально - государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.                            

Форма государственного устройства дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение и на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.                                                                                                                                                         

Можно так же привести более упрощенное определение: Форма государственного устройства - политико-территориальное устройство государства.              Государства современного мира по форме национально-госу­дарственного устройства являются либо унитарными, либо феде­ративными, либо конфедеративными. Эти формы считаются самыми приспособленными в нынешнее время. [2, с. 85]

3.1.           Унитарное государство.

Унитарное (от латинского - единство)- это государство, в составе которого отсутствует наличие государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-тер­риториальные единицы (области, округа, районы и др.), подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета. Это самая простая форма государственного устройства.

Основные признаки унитарного государства:

1.      Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2.      Единые для всей страны высшие органы власти;

3.      Единая система законодательства;

Информация о работе Форма государства