Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить понятие «форма государства», подробно рассмотреть содержание всех элементов формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 в первой главе рассмотреть существующие подходы к определению термина «формы государства»;
 во второй главе дать определение понятия форма правление, раскрыть сущность и особенности видов форм правления;
 в третьей главе определить понятие и виды форм государственного устройства;
 в четвертой главе раскрыть понятие государственно-политического режима, определить его признаки, выявить особенности видов государственно-политического режима.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 2003.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

В зависимости от характера используемой государственной властью средств и способов  различают демократический и недемократический политико-правовой режимы.                                                                                                               

Режимы осуществления государственной власти отли­чаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью, как от элементов формы государства, так и от иных объективных и субъективных обстоятельств, таких как национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д. [2, с. 92]                                                                                    Политический режим как категория включает в себя следую­щие признаки:

      степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;

      соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами
государства;

      гарантированность прав и свобод личности;

      характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

      степень реализации политической власти непосредственно
народом;

      степень гласности в обществе и «прозрачности» государственного аппарата;

      место и роль негосударственных структур в политической
системе общества;

      соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

      характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

      тип политического поведения;

      характер политического лидерства;

      учет интересов меньшинства при принятии политических
решений;

      доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

      степень верховенства закона во всех сферах общественной
жизни;

      принципы взаимоотношения общества и власти;

      политическое и юридическое положение и роль в обществе
«силовых» структур государства (армия, полиция, органы
государственной безопасности и т.д.);

      мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

      существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших. [12, гл. 4. п. 8]

4.1  .   Фашизм.

Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.                                                        Фашизм в основном основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана  национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа.

Фашизму присущ ряд основных признаков:

1.      Обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;

2.      Нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;

3.      Отрицание демократии и прав человека;

4.      Насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;

5.      Утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

6.      Милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными.

Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает полный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются конституционные права и свободы граждан. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности. [1, гл. VIII п.1]                                                       

Сейчас фашизм в его классической форме не существует нигде. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть в некоторых странах (Германия и Италия).

 

 

4.2.   Тоталитаризм.

Тоталитаризм – политико-правовой режим государства, который характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.                                          

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.                                                        Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, все ее установки рассматриваются как священные догмы.               В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается.                                                                      Центром тоталитарной системы всегда является вождь. Его фигура становится  сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Всякое критическое отношение к нему пресекается. [13, с. 87]                                                       

При тоталитаризме устанавливается полный, абсолютный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества. В политической жизни человек ограничивается во многих правах и свободах. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.                                                       

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует  доносительство. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования этого режима. Именно  на так называемых “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.                                                        Милитаризация - одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: первая - отвлечь народ от его бедственного экономического положения, вторая - обогатиться бюрократии, правящей элите, третья - решить геополитические проблемы военным путем. [6, с. 80-81]

4.3.  Авторитаризм.

Авторитаризм – политико-правовой режим государства, характеризующийся сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой.                             Его признаки:

a)      отстранение населения от формирования государственной власти;

b)     концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

c)      устранение властью оппозиции;

d)     реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно-полицейского аппарата;

e)      преобладание противоправных решений.

Виды:

      деспотический, при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

      тиранический, при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

      конституционно-авторитарный, при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; 

      тоталитарный, при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни; [14, с. 24-25]

При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и никак не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют некоторые представительные органы, реально они не играют  никакой роли в жизни общества. Парламент осуществляет решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).                                                                                                                              Жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, которая осуществляет политическое руководство. Лидером является обычно сильная личность. И, несмотря на то, что общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, оно ориентируется на эту сильную личность.                                                                                    Никакая оппозиция при авторитаризме не допускается. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, очень жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально. Она лишена гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Принято провозглашать полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.                           

В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. К ним относятся Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвай и др.[5]

1.       

2.       

3.       

4.4.    Демократия.

Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это одна из разновидностей политико-правового режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, активном участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.

Признаки:

a)     прямое и непосредственное формирование народом представительных   органов;

b)    реализация принципа разделения властей;

c)     полное подчинение государства праву;

d)    провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод;

e)     народ - единственный источник власти;

f)      равенство всех избирательных прав, равное право на участие в управлении государством;

g)     решение большинства ограничивает права меньшинства.

          Виды:

1.      демократия участия, т. е. участие в политике всего населения;

2.      демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

3.      демократия сообществ (консоциативная), т. е. сохранение за каждым участником национально- религиозной. [15, с. 193]

При демократии в государстве народ является источником власти. Все представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются и сменяются по истечении их срока службы. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.                                          При демократии существует множество институтов и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении государственными делами.

Государственное управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов и мнений меньшинства. Очень важную роль играет принцип разделения властей на судебную, исполнительную и законодательную. Система разграничения полномочий между центральными и местными органами занимает важное место.                                                                      

Информация о работе Форма государства