Форма правления: понятие, виды. Характерные черты в современных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Единство любого государства составляют его содержание и форма. Если первое характеризуется сущностью и значением государства, то вторая определяет порядок создания высших органов власти, взаимодействия их между собой и народом, принципы и методы осуществления государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод, что форма государственного правления, будучи одной из наиболее значимых категорий теории государства и права, является важным элементом формы государства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
1 Форма правления: понятие, виды……………………………………………... 6
1.1 Понятие формы правления…………………………………………………... 6
1.2 Классификация форм правления……………………………………………. 7
1.3 Выбор формы правления………………………………………….................. 10
2 Характерные черты форм правления в современных государствах………... 13
2.1 Отличительные черты и характеристика форм правления зарубежных стран……………………………………………………………………………….. 13
2.2 Нетипичные формы правления в современных государствах……… …….. 17
3 Проблема определения формы правления в Республике Беларусь…………. 23
3.1 Характеристика и особенности формы правления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………… 23
3.2 Сравнительный анализ форм правления Республики Беларусь и Франции…………………………………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников…………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

В американском же, собственно первозданном, варианте конституционная  система сдержек и противовесов выражается в том, что Президент "сдерживает" Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. Конгресс "сдерживает" Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством импичмента.

Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных  лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава. Наконец, Верховный суд "сдерживает" Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Использование принципа разделения властей в качестве основополагающей идеи, с которой сообразуется вся конституционная организация государственного механизма, породило концепцию "смешанной конституции" ("mixed constitution"), которая не дает преимуществ ни одной из ветвей власти, а путем сочетания и взаимоконтроля их деятельности делает государственную власть ограниченной в своих притязаниях и наименее опасной для человека. Именно "смешанный" тип конституции, по утверждению американских специалистов, является на сегодня самым желательным и адекватным правовому демократическому государству.

Характерные черты формы  государственного правления Великобритании.

Великобритания — парламентская  монархия во главе с королевой. Законодательный  орган — двухпалатный парламент (Палата общин и Палата лордов) Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет премьер-министр. Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Характерные черты формы  государственного правления Италии.

Форма правления - демократическая республика

Порядок образования правительства. Президент Республики назначает председателя Совета министров и, по представлению председателя назначает членов правительства, однако главную роль в осуществлении контроля за образованием и деятельностью правительства играет парламент. Не позднее, чем через 10 дней после сформирования правительство должно представиться палатам парламента, чтобы получить от них вотум доверия. В отличие от других стран, одобрение парламента должен получить весь состав правительства, а не только его председатель. Вместе с тем за каждой палатой парламента признается право в любой момент выразить недоверие находящемуся у власти правительству. Правда, такая форма парламентского давления на правительство практически не нашла широкого применения из-за принадлежащего правительству контрправа - роспуска парламента.

Структура правительства  Правительство Республики состоит  из председателя совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров. Президент Итальянской республики официально возглавляет государство  и избирается сроком на 7 лет на заседании парламента с участием представителей административных областей. Президент назначает премьер-министра, назначение должно получить одобрение парламента, а также пожизненных сенаторов и некоторых членов Конституционного суда. Считается, что президенты, подобно королям, должны быть выше политических пристрастий, но фактически они иногда вмешиваются в политические дела и играют решающую роль в конфликтах между партиями, в формировании коалиционных правительств, принятии и реализации политических решений.

Характерные черты формы  государственного правления Японии.

На территории Японии в  качестве принятой и господствующей формы правления выступает монархия парламентского типа. Ее непосредственное введение вместо предыдущей формы, приветствующей дуальный тип правления, было осуществлено посредством внесения в тамошнюю конституцию определенных поправок еще в 1947 году. В сравнении с более ранней конституцией, согласно которой существовали местные жители в 1889 году, новый основной законопроект государства, именуемого Японией, оказался значительным продвижением вперед в процессе демократизации общего политического строя данной страны.

Вышеизложенный факт обнаружил  собственное применение в том, что  большинство существующих полномочий владыки тех мест не только оказались резко сокращенными, но и фактически уменьшены до откровенно номинального уровня: император получил право выполнять только такого рода действия, которые имеют прямое отношение ко всем делам страны, оказавшиеся предусмотренными настоящей, на тот момент, конституцией. Мало того, у императора были отняты полномочия, тесно связанные с осуществлением непосредственной государственной власти.

Как в законодательстве, так и в исполнительной сфере, управленец оказался лишенным большинства  самостоятельных полномочий. Вдобавок, он не имеет никакого права выполнять какие-либо действия без предварительного получения санкции Кабинета. Именно так японская конституция, сохранив изначально принятую монархическую форму правления, смогла сделать из императора Японии чисто символическую личность, которая, как оказалось, наделена исключительно церемониальными полномочиями. Мало того, эти самые полномочия являются ограниченными самым жестоким образом основным законом. Он оказался лишенным любых “спящих” прерогатив, как, впрочем, и подразумеваемых полномочий.

2.2 Нетипичные формы правления в современных государствах

В XIX-XX вв. наряду с традиционными формами правления  появились совершенно новые формы  путем соединения, совмещения и появления  новых признаков, причем эта тенденция постепенно набирала силу: чистых и традиционных форм становится все меньше и меньше. В данном случае речь идет не столько о капиталистических и развитых странах, где на основе демократизации политической системы практически утратились различия между монархией и республикой: по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Италии или Франции. Речь идет о появлении нетипичных или смешанных форм правления, когда воедино сливаются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии, затем и дуалистической (Кувейт) и т.д.

Эти модификации обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показала, что для эффективного управления государством важно не только соблюдение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, обеспечивающих демократизм и исключающих концентрацию власти в руках одного органа или человека, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимообусловленности, согласованности в работе высших органов государства.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют свои недостатки из-за односторонности, однобокости. К  примеру, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует  появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монократических республик в Африке. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, утрата поддержки парламентского большинства ведет к выражению вотума недоверия и частой смене кабинета министров. Создание смешанных, «гибридных», нетипичных форм правления позволяет устранить недостатки отдельных форм правления и объединить их позитивные, положительные стороны.

В-третьих, возникновение  нетипичных форм государства связано  с распространением и влиянием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, гуманистических идей и институтов. Под их влиянием были приняты Конституции в Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ и Саудовской Аравии, где абсолютная монархия как форма правления превалирует по сей день.

И, наконец, изменения  в форме правления связаны с борьбой, давлением прогрессивных сил. Это и фактическое изменение формы правления в Иордании в 90-х годах при сохранении власти прежнего монарха, и появление новой Конституции Непала в 1990 г [18, с.34].

В результате этих процессов появились следующие нетипичные монархические формы правления:

Выборная или  республиканская монархия. Глава  государства в монархии является наследственным и пожизненным. Выборы монарха проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и объединенных Арабских Эмиратах — своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из них глава государства переизбирается каждые пять лет. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям, а только один из правителей составных частей федерации.

Коллективная  монархия — несколько иная форма  монархии сложилась в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь Высший совет  эмиров -субъектов федерации —  обладает всей полнотой власти вплоть до законотворческой деятельности. Несмотря на то, что и здесь раз в 5 лет избирается монарх, высшие полномочия остаются у Высшего совета. Поэтому ОАЭ является коллективной монархией.

Патриархальная  монархия — особый вид монархии, сложившийся в Свазиленде, где  король, по существу, является вождем племени.

Квази-монархия. Особо выделяют квази-монархию в  Британском Содружестве (Commonwealth) —  Австралию, Канаду, Новую Зеландию -главой которого является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции государства осуществляются правительством.

Теократическая  монархия — это форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена  в руках духовенства, а глава  церкви является одновременно и светским главой государства. Теократической монархией является государство Ватикан, где Римский Папа является главой католической церкви и государства [19, с.121].

Монархий в  мире (учитывая и британское Содружество) немного. Однако смешанные формы  монархии не представляют столь большого интереса исследователей, так как число их довольно ограничено. Более перспективными являются нетипичные формы республики, имеющие множество разновидностей.

Проведя параллель  с монархиями, описанными выше, можно  утверждать, что число республик  в «чистом» виде также чрезвычайно мало. На их месте возникают полупрезидентские и полупарламентарные республики, вследствие чего широко разрабатывается концепция «рационализированного парламентаризма» с целью ограничения власти парламента и усиления исполнительной власти, и концепция «ответственного правительства», которая усиливает уклон в сторону парламентарной республики.

Главный приоритет  президентской республики — это  объединение исполнительной власти в лице президента и правительства  и невозможность увольнения правительства  парламентом по причине политической борьбы партийных фракций. Важнейшее преимущество парламентарной республики — это ответственность правительства перед парламентом, обязывающее учитывать общественное мнение.

С другой стороны  президентская республика имманентно тянется к авторитаризму, тогда как правительство парламентарной республики слабо и нестабильно (так, в Италии за полсотни послевоенных лет сменилось больше полсотни правительств, не проработав на своем посту даже года).

Вследствие  этих причин объединение признаков президентской и парламентарной республики обусловило появление совершенно новой, не существовавшей ранее смешанной республиканской формы правления. Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г. во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране.

В других странах  смешанная республика была создана  иными способами.

Во-первых, использованием вотума недоверия — ФРГ, Франция. В первой из них вводилось ограничение вотума недоверия, во второй — ограничение формы вотума недоверия. В Германии предусматривался «конструктивный вотум недоверия»: недоверие канцлеру считается принятым, если при внесении резолюции о недоверии указана фамилия его преемника. За все время существования ФРГ с 1949 года конструктивный вотум недоверия был применен лишь 1 раз. Во Франции требовалось, чтобы резолюцию порицания подписали не менее чем состава нижней палаты и, в отличие от Германии, принята не просто большинством нижней палаты, а абсолютным большинством. Но и здесь случаи внесения резолюции порицания были крайне редки.

Информация о работе Форма правления: понятие, виды. Характерные черты в современных государствах