Форма правления: понятие, виды. Характерные черты в современных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Единство любого государства составляют его содержание и форма. Если первое характеризуется сущностью и значением государства, то вторая определяет порядок создания высших органов власти, взаимодействия их между собой и народом, принципы и методы осуществления государственной власти. В связи с этим, можно сделать вывод, что форма государственного правления, будучи одной из наиболее значимых категорий теории государства и права, является важным элементом формы государства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
1 Форма правления: понятие, виды……………………………………………... 6
1.1 Понятие формы правления…………………………………………………... 6
1.2 Классификация форм правления……………………………………………. 7
1.3 Выбор формы правления………………………………………….................. 10
2 Характерные черты форм правления в современных государствах………... 13
2.1 Отличительные черты и характеристика форм правления зарубежных стран……………………………………………………………………………….. 13
2.2 Нетипичные формы правления в современных государствах……… …….. 17
3 Проблема определения формы правления в Республике Беларусь…………. 23
3.1 Характеристика и особенности формы правления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………… 23
3.2 Сравнительный анализ форм правления Республики Беларусь и Франции…………………………………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список использованных источников…………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

В Беларуси существует Правительство как самостоятельный  орган власти, которому также посвящена  отдельная глава Основного Закона. Согласно части второй статьи 106 Конституции  Республики Беларусь Правительство  подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В президентской республике правительство, как отдельный коллегиальный орган, отсутствует, при президенте существует кабинет, где министры имеют только совещательный голос. При этом ни глава правительства, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут.

Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных  Конституцией, вправе досрочно распустить одну или обе палаты Парламента. С другой стороны Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия.

Таким образом, по всем основным критериям классификации Республика Беларусь подпадает под определение полупрезидентской (смешанной) республики [21, с.123-124].

Давая такое  определение, следует однако сделать  оговорку, касающуюся используемой в  научной литературе терминологии. Так  сложилось, что в доктрине конституционного права термины «полупрезидентская республика» и «смешанная республика» используются практически как синонимы. При этом термин «полупрезидентская республика» чаще используется применительно к конкретной форме правления, а термин «смешанная республика» (обычно во множественном числе - «смешанные формы правления») - применительно ко всему многообразию форм правления, не укладывающихся в традиционные рамки президентской и парламентской республик.

По нашему мнению, термин «полупрезидентская республика», хотя и получил распространение  в научной литературе, нельзя признать удачным, а его широкое использование - оправданным. Безусловно, при его введении в научный оборот имелось в виду, что данная форма правления имеет черты как президентской, так и парламентской республики. Однако сама частица «полу-» имеет собственную смысловую нагрузку: «неполный», «частичный», «половинчатый». Исходя из этого, напрашивается вывод, что полупрезидентская республика - это некая «ограниченная», «незаконченная» президентская республика. Соответственно создается впечатление, что власть главы государства в полупрезидентской республике слабее, чем в президентской.

Сравнительный анализ конституционного законодательства различных стран и мировой  практики государственного строительства  показывает, что это совершенно не так. Полномочия президента в полупрезидентских республиках весьма обширны, ему принадлежит ведущая роль в управлении страной. Наряду с этим президент при такой форме правления не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом, персонифицирует ее облик. Таким образом, глава государства в полупрезидентской республике, как правило, является более влиятельной фигурой, чем в президентской, в которой он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно власть исполнительную.

Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика» дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более точно отражает правовую сущность рассматриваемой формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время отдельными учеными-правоведами уже предприняты попытки определения подобных форм правления, объединяя их политический и юридический аспекты. Так, В.Е. Чиркин, например, утверждает, что Россия - «полупрезидентская, полупарламентская республика с доминирующим положением Президента в структуре власти» [22, с.292].

Представляется  целесообразным дать подобное определение  и форме правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко и однозначно.

На основании  проведенного анализа можно сделать  вывод, что в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти. Данное определение наиболее адекватно отражает сущность действующей в стране системы организации государственной власти.

3.2 Сравнительный анализ форм правления Республики Беларусь и Франции

Сложность определения  точной формулировки формы правления  в том или ином государстве  создаёт предпосылки для сравнения  различных стран с целью поиска неких сходств или различий.

В Беларуси власть персонифицирована, и президент  республики обладает широкими полномочиями. Полномочия главы французского государства  тоже достаточно широки. Например, он может  назначать Совет министров. А  еще, как и наш, — наделен правом амнистии.

В результате поправок в конституцию, предложенных нынешним президентом Франции Николя Саркози и одобренных парламентом в 2008 году, пребывание президента у власти было ограничено двумя сроками по пять лет. Раньше ограничений на количество сроков не было вовсе.

Эта конституционная  реформа вызвала резкую критику  со стороны оппозиции, так как  в результате принятия поправок в  стране, по мнению социалистов, устанавливалось  «единовластие». Например, президент  получил право обращаться к парламенту с посланиями, что не вполне согласуется с принципом разделения властей.

Естественно, французское  «единовластие» не идет ни в какое  сравнение с белорусским, о чем  свидетельствует, скажем, независимость  французских судей от главы государства.

Французские граждане свято чтят свою свободу политического  выбора, но им, как и белорусам, очень  важна развитая система социальных гарантий. Она существует за счет налогоплательщиков: в частности, взносы и отчисления позволяют поддерживать пенсионеров и безработных.

В целом, тенденция  развития стран Восточной Европы такова, что они стремятся из коммунистического  прошлого в демократическое будущее. Беларусь не останется в стороне  от этого процесса, и перемены в  ней раньше или позже произойдут. Если это случится, стоит ли белорусам ориентироваться на внешне близкую французскую модель, чтобы построить похожую демократию у себя?

Французская моделью позволяет французам регулярно изменять курс правительства. Выборы проводятся на всех местных и общегосударственных уровнях, и многие организации имеют возможность участвовать в политической дискуссии, высказывая свои точки зрения и создавая сильный противовес власти. Это делает политическую систему Франции достаточно сбалансированной.

Правда, у французской  системы есть простор для развития — особенно сейчас, когда в стране наблюдается снижение интереса избирателей к процессу выборов. Политики размышляют над тем, как заинтересовать население в голосовании, чтобы участие в нем воспринималось как гражданский поступок.

Существует  одна особенность, которая отличает французскую модель от моделей многих демократических стран: во Франции большое внимание уделяется конкретному демократическому лидеру и существует «президентский режим». При такой форме президентской демократии, необходимо уделять особое внимание противовесу этой власти.

Что касается белорусов: вне зависимости от того, вдохновится  ли народ Беларуси именно французской  моделью, ему нужно уделить большое  внимание тому, чтобы его представители  имели реальный вес в политической жизни страны.

Во Франции у президента слишком много власти, однако, при этом существует реальная демократия — ведь власть сменяется, и у руля стоят то левые, то правые.

Если в Беларуси произойдут перемены в сторону демократии, стоит ли ей ориентироваться именно на французскую демократическую модель? Когда страна только выбирается из диктатуры, из системы, полностью основанной на сильном лидере, у нее есть всего два варианта действий.

Первый —  отказаться от сильной власти и выбрать  парламентскую форму правления. Такой вариант связан с некоторым риском, ведь в полностью парламентских системах решения принимаются слишком медленно, и они бывают сильно коррумпированы. Существует опасность, что после перехода от тоталитаризма к полному парламентаризму люди начнут ностальгировать по прежнему лидеру.

Второй — оставить президенту широкие полномочия, Но в этом случае на смену одному сильному лидеру может придти другой сильный.

Если в Беларуси произойдут перемены, она может попробовать  совместить оба подхода, выработать собственную модель, а не выбирать из двух крайностей.

Следует отметить, что после провозглашения независимости  в начале 90-х годов прошлого века Беларусь и шла по пути парламентаризма, пока в результате интриг в 1994 году не были проведены выборы первого президента Республики Беларусь. В свете этого важным представляется следующее: степень мобилизации общества и его интерес к жизни страны гораздо важнее политической модели как таковой [15].

Вывод по третьему разделу:

Рассмотрев  особенности формы государственного правления Республики Беларусь, можно сделать вывод, что определить её наименование достаточно сложно. Тем не менее, наиболее близким будет определение формы правления как - одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти.

Выбор формы правления по образцу зарубежных стран или выработка собственной модели государственного управления в течение последующего существования и развития страны во многом должен определяться интересами всего белорусского народа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель данной курсовой работы заключалась в комплексной  характеристике форм правления, рассмотрении особенностей в современных странах.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

- подробно исследовано понятие категории форма государственного правления;

-    выделены и разобраны виды форм правления правового государства;

- определены  и описаны характерные черты форм правления в современных государствах;

- рассмотрены нетипичные формы правления, имеющие место в государствах современного мира;

- проанализирована проблема определения формы правления в Республике Беларусь, а также проведен краткий сравнительный анализ с формой правления Франции.

В результате исследования необходимо сделать следующие выводы:

1) форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением. Является важным элементом формы государства. Она затрагивает вопросы о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними.

По форме  правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики, каждая из которых имеет свои разновидности. Выбор формы правления во многом определяет интересы государства, его прогресс и развитие.

2) исследуя характерные черты форм правления современных стран, можно сделать вывод об их разнообразии, а также влиянии их на увеличение числа государств с нетипичными формами правления.

3) рассмотрев особенности формы государственного правления Республики Беларусь, можно сделать вывод, что определить её наименование достаточно сложно. Тем не менее, наиболее близким будет определение формы правления как - одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти.

Выбор формы  правления по образцу зарубежных стран или выработка собственной модели государственного управления в течение последующего существования и развития страны во многом должен определяться интересами всего белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. / Г.А. Василевич/ - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002.

2 Василевич, Р.А., Довнар, Т.И., Юхо, И.А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. / Р.А. Василевич. - Минск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001.

3 Вишневский, В.Л. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф.Вишневский. – Минск: Тесей, 2010. – 368 с.

4 Демичев, Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. / Д.М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2004.

5 Калинович, А.Э. Формы правления в правовом государстве :теоретико-правовой аспект: дис. Канд. юр. наук: 12.00.01 / А.Э.Калинович. – СПб., 2008. – 175 л.

6 Конституция Республики Беларусь, 15.03.1994 г.:в ред. 24.11.1996 г., 17.10.2004 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] – Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск. – Дата доступа:23.04.2012.

7 Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. - СПб., 1898. С. 255.

8 Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

9 Лукашенко, А.Г. О развитии гуманитарных наук в Республике Беларусь и повышении их роли в государственном строительстве // Сов. Белоруссия. 1998. 26 ноября.

10 Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент  // Сов. Белоруссия. 2003. 28 марта.

11 Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / М.Н. Марченко. - М.: Юристь, 2001. – 656 с.

Информация о работе Форма правления: понятие, виды. Характерные черты в современных государствах