Форма Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим, правовым, федеративным и социальным государством. Осталось ли это только декларированием на бумаге или реально отражает процессы, происходящие в современной России – этому и посвящена тема реферата.

Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

1.дать определение формы государства и её состовляющих;

2.охарактеризовать форму правления РФ;

3.рассмотреть форму государственного устройства РФ;

4.дать характеристику государственного (политического) режима РФ.

Содержание

Введение……………………………………….……………….…………..……3-4

Глава 1.Формы государства.…………………………………………..….…..5-10

1.1.Понятие формы государства и её состовляющие................................5-10

Глава 2. Форма Российского государства…………………………………11-23

1.1.Форма правления РФ…………………………………………………….11-16

1.2.Форма государственного устройства.……..……………………..…..…16-20

1.3. Государственный (политический) режим……….…………………......20-23

Заключение……………………………………..……..………….………..…24-25

Работа содержит 1 файл

реферат по форме Российского государства.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 
 

Кафедра теории и истории государства и права 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Форма Российского государства» 
 

                                       

                                                  

              Выполнил: студент 1-го курса очной  формы обучения юридического факультета

                группа Ю103 М.Х.Вали

                     Проверил: _____________________

                     _______________________________

                     Оценка: ________________________

                     Подпись: _______________________

                     «     » _______________ 2010 г. 
             

                                                 

                    Люберцы

2010 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………….……………….…………..……3-4

Глава 1.Формы государства.…………………………………………..….…..5-10

1.1.Понятие формы государства и её состовляющие................................5-10

Глава 2. Форма Российского государства…………………………………11-23

1.1.Форма правления РФ…………………………………………………….11-16

1.2.Форма государственного устройства.……..……………………..…..…16-20

1.3. Государственный (политический) режим……….…………………......20-23

Заключение……………………………………..……..………….………..…24-25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Форма государства представляет собой  устройство  государства  в  самом широком смысле этого слова.

      Формы государства подвергались глубокому  изучению  уже  в  древности. Философы  рабовладельческих  государств  Греции,  Рима   и   стран   Востока неизменно   занимались   объяснением   и   соответствующей    классификацией государственных форм, ибо относили этот вопрос к числу самых важных  проблем науки.

      В период средневековья в учениях  о формах государства  так  или  иначе обосновывался источник политической власти.

       Далее мыслители (Монтескье, Руссо и др.) в своих политических  учениях стремились обосновать формы государства,  исходя  не  из  воли  Бога,  а  из принципов деятельности человеческого разума.

      Марксистко-ленинская  теория  государства  и  права   классифицировала государства прежде всего по их историческим  типам,  показывая разнообразие форм  в  рамках   каждой   общественно-экономической   формации   классового общества.

      Форма государства,  то  есть  устройство  государственной  власти,  ее

организация, в  содержательном  отношении  синтезируется  из  трех  основных элементов,   а   именно:   формы   (государственного)    правления,    формы (государственного)  устройства,   формы   (государственного)   политического режима.

      Ведущим элементом в форме государства, трактуемом  в  широком смысле, является форма правления.

      Актуальность  данной темы обусловлена тем, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое,  но  и первостепенное практическо-политическое значение. От того, как  организована и   как   реализуется   государственная   власть,   зависят    эффективность государственного   руководства,   действенность   управления,   престиж    и стабильность правительства, состояние законности и  правопорядка  в  стране. Поэтому проблема формы государства имеет и весьма существенный  политический аспект.

      Конституция  Российской  Федерации  провозгласила  Россию   демократическим, правовым, федеративным и социальным государством.  Осталось  ли  это  только декларированием на бумаге или  реально  отражает  процессы,  происходящие  в современной России – этому и посвящена тема реферата.

     Исходя  из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

1.дать  определение формы государства и её состовляющих;

2.охарактеризовать форму правления РФ;

3.рассмотреть форму государственного устройства РФ;

4.дать характеристику государственного (политического) режима РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Формы государства. 
 

1.1. Понятие формы государства и её состовляющие. 

     Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

     Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

     Форма правления есть организация государства, включающая в себя порядок образования  высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношения между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеют место монархическая форма правления, во втором - республиканская.

     При монархической форме правления  источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской форме - выборный государственный орган. История  и современность знает разные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

     На  современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов - дуалистическая и парламентарная. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально юридическое разделение государственной власти межу монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последние, однако, в ряде случаев подчиняются монарху.

     Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления  государственной власти. Законодательная  власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое  несет ответственность перед парламентом. Парламентскую монархию не редко называют конституционной монархией.

     Современные республики делятся на два вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках  президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является наличием должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

1)как создаются высшие органы государства и каково их строение;

2)какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     Форма государственного устройства представляет собой устройство государства, его внутренне деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

     Существует  две основные разновидности форм государственного устройства наиболее простая из них - унитарное государство. Это единое государственное образование. Государство при этом делится  лишь на административно- территориальные  части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции.

     Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство  состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, на ряду с деятельностью, общих для всей федерации высших органов власти и управления, действует также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и другими органами.

     Одной из важнейших, хотя и менее распространенных, по сравнению с другими формами  государственного устройства является конфедерация. Она представляет собой  объединение или союз государств, при котором государства образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеет свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают определенные органы. Последние, функционируют лишь в строго определенных целях.

     Конфедерация  не редко рассматривается как  промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерации в формально юридическом плане  считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

     По  мимо принадлежности к тому или иному  типу, а также к наличию определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами.

     Государственный режим - совокупность методов осуществления государственной власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями.

     Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующие на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы.

     В зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной  власти в той или иной стране выступает  на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

     Демократический режим (народовластие) - основан на признании  принципов равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными.

Информация о работе Форма Российского государства