Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Темой своей курсовой работы я выбрала "Формы государства", так как эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете и его форма. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Работа содержит 1 файл

формы государства.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

       Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

       Во-первых, государственные образования,  составляющие  территориальную федерацию,  не являются суверенными государствами, поскольку  их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит  от  властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между  союзом  и  его субъектами определяется  конституционными  нормами:  они устанавливают перечень вопросов,  по которым только союз  может  издавать  нормативно-правовые акты.  Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов  субъектов  федерации. Конституция ФРГ устанавливает, что исключительная законодательная компетенция принадлежит федерации, земли же обладают правом законотворчества лишь тогда и постольку, когда и поскольку они специально управомочены на это федеральным законом. Конституция дает исчерпывающий перечень исключительной  законодательной компетенции федерации.  Это внешние сношения, оборона и защита гражданского населения,  гражданство федерации,  свобода передвижения, валюта, денежное обращение,  чеканка монеты, железные дороги и воздушное сообщение, почта, телеграф, телефон и другое. Здесь же определяется, каких  областях  можем осуществляться законодательная деятельность земель. Если же земля не выполняет возложенные на нее федерацией  обязанности, то последняя может принять меры к тому, чтобы принудить землю к их выполнению.

       Во-вторых, субъекты  территориальной федерации  конституционно лишены права прямого  представительства  в  международных  отношениях.  В случае нарушения  союзной  конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к  субъекту  федерации  (Индия). В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры.

       В-третьих, в территориальных федерациях конституционное  законодательство не предусматривает,  а иногда и запрещает односторонний  выход из союза.  Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран.

       В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных  федерациях непосредственно  осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства.  Субъектом  федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

       Национальные  федерации  характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству,  они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения,  которое более или  менее  компактно  проживает  на  территории отдельных государств,  образующих федерацию.

       Национальные  федерации характеризуются независимо от ее разновидностей характеризуются  следующими  основными признаками:

  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования;
  2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие;
  4. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. 

       Основное  различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в  различной  степени суверенности их субъектов.  Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по  отношению к  высшим  государственным органам членов федерации.  Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных  государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества,  заключить политические, экономические и другие  договоры.  Национальный  признак придает федерации такие особенности,  которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

       В этой связи важно различать союзное  государство,  складывающееся в условиях территориальной федерации,  и  союз государств, которые объединяются по национальному признаку.  Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе,  а союз государств - это федеральное объединение национальных государств,  которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.

       Россия  имеет  уникальное государственное  устройство,  где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации.

       В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов Российской Федерации" (ст. 5, п.1). "Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности,  единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения  и  полномочий  между  органами  государственной власти и  органами государственной власти субъектов РФ,  равноправии и самоопределении народов в РФ" (ст.5, п.3).

       Заслуживает внимания концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Суверенитет  федерации в целом и субъекта федерации взаимно ограничивают друг друга, отношения между ними строятся  на основе принципа «трех сфер полномочий». Существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и субъектов федерации и полномочия субъектов федерации. Этот принцип заложен в Конституции Российской Федерации 1993 года. Ст. 71 Конституции РФ устанавливает исключительные полномочия федерации (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического и национального развития РФ; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и др.). Часть 1 ст. 72  Конституции РФ устанавливает совместные полномочия федерации и субъектов федерации (обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки и др.).  В соответствии со ст. 73  Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий  Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

       Теория  государства и права обычно обращается к основам не только унитаризма и  федерализма, но и объединений государств. Прежде всего рассмотрению подлежат конфедерации.

       Конфедерация -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.  При конфедеративном устройстве  государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

       Субъекты  конфедерации сохраняют суверенитет  практически в полном объеме.  Они продолжают  иметь свои собственные  государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, самостоятельно осуществляют власть на своей территории.

       Конфедерация  создается, как правило, на договорной, добровольной основе.

       В отличие от федеративного государственного устройства, конфедерация характеризуется  следующими чертами:

       1. Конфедерация  не  имеет своих  общих законодательных,  исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие  из  представителей  суверенных  государств,  решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

  1. Конфедеративное устройство не имеет единой армии,  единой системы налогов и единого государственного бюджета.
  2. Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,  хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно  упрощен  (без виз и других формальностей).
  3. Конфедеративные государственные органы  могут  договориться  о единой денежной  системе,  единых таможенных правилах,  а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования  данного государственного образования
  4. Конфедеративные государства недолговечны.  Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. Классический пример – США. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

         Конфедеративное государственное   устройство может служить основой  для образования суверенных унитарных  или федеративных государств.

       Формы государственного режима

 

       Форма государственного  режима  представляет  собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством. Согласно одной точки зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем «государственный режим», ибо включает методы и приемы не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

       В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной  власти. Все же по определенным общим  признакам политические режимы можно разделить на две большие группы – авторитарные и демократические режимы.

       Принято считать, что в более широком  смысле изучаемая категория характеризуется  не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических  методов  властвования.

       Основные  характеристики авторитарного политического режима выглядят следующим образом:

       - отсутствие, ограничение или ликвидация  прав и свобод граждан;

  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных органов государства;
  • отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование  ее институтов через закрытые каналы;
  • сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;
  • жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие;
  • отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных политических партий и общественных организаций;
  • политический монизм – господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;
  • отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного  выражения интересов.

Информация о работе Формы государства