Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Темой своей курсовой работы я выбрала "Формы государства", так как эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете и его форма. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Работа содержит 1 файл

формы государства.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

       Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.  Избранным  считается кандидат,  получивший абсолютное большинство голосов.

       Такой же порядок избрания президента установлен в Российской Федерации с 1991 года.

       Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент,  либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства в одном лице (США),  либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании  кабинета или  совета  министров (Франция,  Индия).  Президент наделяется и другими важными полномочиями:  как правило,  он имеет  право  роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение,  утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует в правительстве,  назначает членов Верховного суда,  осуществляет право помилования.

       В цивилизованных  странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть,  наравне в которой по  принципу  разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов,  существующий  в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

       В современном  цивилизованном  обществе  принципиальных  различий между  парламентарной  и президентской формами правления не существует.

       Их  сближают общие задачи и цели обеспечения  наиболее  оптимальной  организации  общественной  жизни,  гарантированного  свободного  развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

       К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства.

       Во  многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик с тем, чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным говорить о «промежуточной» форме правления – полупрезидентской республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления.  В полупрезидентской республике повышается самостоятельность правительства, увеличивается важность поста главы правительства по сравнению с президентской республикой, где такой должности может и не быть. В литературе говорится о том, что иногда вообще трудно провести грань между парламентской и президентской республикой (Турция, Перу, Россия, Украина и др.).

       Таким образом, после рассмотрения различных форм правления, возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельности государственного аппарата. Проблема формы правления – это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

       Многие  мыслители со времен Платона и  Аристотеля занимались поиском наилучшей, совершенной формы правления. Существует ли она? В настоящее время представляется возможным оставить этот вопрос открытым. Нет идеальной, пригодной абсолютно для всех государств модели организации высших органов государственной власти.  Обычно та или иная форма правления складывается исторически в процессе борьбы различных политических сил данного общества.  Такой вывод, однако, не устраняет возможность поиска наиболее адекватной формы правления для каждого конкретного государства.

Формы государственного (административного) устройства

 

       Форма государственного  устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства,  которое раскрывает  характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.  В отличие от  формы правления организация государства рассматривается здесь с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

       Форма государственного устройства показывает:

       - из каких частей состоит внутренняя структура государства;

       - каково правовое положение этих  частей и каковы  взаимоотношения  их органов;

       - как строятся отношения между  центральными и местными  государственными  органами;

       - в какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

       По  форме государственного устройства все государства  можно  подразделить на три основные группы: унитарные,  федеративные и конфедеративные.

       Унитарное государство  - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц,  которые починяются центральным  органам  власти  и признаками государственного суверенитета не обладают.

       Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  1. Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные,  исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

       2. На  территории унитарного государства  действует одна конституция, единая  система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится осязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

       3. Составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований,  внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы  в  унитарном  государстве обладают известной,  а  иногда  и значительной самостоятельностью.  По степени их зависимости от центральных органов унитарное  государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным.  Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники,  которым подчинены местные органы самоуправления.  Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.  В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной  власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

       Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены.

       4. Унитарное государство,  на территории  которого  проживают  небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской  национальности.  В  Судане согласно закону  о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону.  Там создан выборный  региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

       5. В унитарном государстве все  внешние межгосударственные  сношения  осуществляют  центральные органы,  которые официально представляют  страну на международной арене.

       6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми  осуществляется  центральными  органами   государственной власти.

       К числу унитарных государств относятся  Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания и др.

       Федерация - представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерации могут быть образованы в результате договора между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству  территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств. В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это в большинстве своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках – ФРГ,  Россия, США, Австрия, Австралия и т.д.

       Федеративное  государственное устройство неоднородно.  В различных странах оно имеет  свои уникальные  особенности,  которые  определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов,  входящих в союзное государство.  Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты,  которые характерны для большинства федеративных государств.

       1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных   субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. Субъекты, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация – единое суверенное государство Суверенность власти означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, а в принципе неограниченность и неделимость.

       2. В союзном государстве верховная  законодательная,  исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.

       Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается  союзной (федеративной) конституцией.

       3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные,  исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германии земли имеют свои законодательные органы:  однопалатные ландтаги (в Баварии - двухпалатный), правительства во главе с премьер-министром и земельные суды.

       4. В  большинстве федераций существует  единое союзное гражданство и  гражданство федеральных единиц.

       5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы членов федерации.

       6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные государственные органы. Они официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия  и др.).

       Основная отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах – наличие двух уровней высших государственных органов – федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.

       Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Информация о работе Формы государства