Формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены различные источники и виды права, существующие на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовые акты, юридические прецеденты и правовые обычаи, раскрыто понятие «источники права» и «формы права, взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел.

Содержание

Введение
1.Определение форм (источников) права.
2.Классификация форм (источников) права.
3.Нормативно-правовой акт как основная форма права. Классификация нормативно-правовых актов.
4.Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц.
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Формы права.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Нормативно-правовой  акт  характеризуется    такими  признаками:

1)                 утверждается  или  санкционируется  уполномоченнми  органами  государства, их должностными лицами, иными  субъектами  правотворчества  и  их  односторонним  волеизъявлением;

2)                 имеет  внешню  форму  в  виде  определенного  письменного  документа;

3)                 включает  новые  нормы  права  или  изменяет, отменяет  уже  действующие;

4)                 принимается  в  соответствии  с  определенной  процедурой;

5)                 имеет  юридическую  силу, которая  отображает  соотношение  с  иными  правовыми  актами,   место  и  роль  в  системе  законодательства  и  правового  регулирования;

6)                 придает  воле  народа  официальный  характер.

От  нормативно-правовых  актов  следует  отличать  официальные  юридические  документы, которые  не  содержат  норм  права  и  не  вносят  непосредственно  изменения  в  законодательство. Например, акты  утверждения  положений, правил, статутов  или  акты, которые  складываются  из  деклараций, отзывов, призывов.  

Правовой  прецедент - это  такая  форма  права, когда  конкретному  решению  суда  или  административного  органа  придается  нормативный  характер, и  оно  является  обязательным  для  всех  аналогичных  дел.

В  зависимости  от  того, кто  принимает  это  решение, правовой  прецедент  подразделяется  на  судебный  и  административный. Правовой  прецедент  иногда  называют  правом, которое  создано  судом.

Обязательным  для  судов  является  не  все  решение  или  приговор, а  только  «сердцевина»  дела, суть  правовой  позиции  судьи, на  основе  которой  выносится  решение. Это, как  называют  специалисты  по  англосаксонской  правовой  системе, «ratio  desidendi». Из  прецедента  могут  постепенно  складываться  и  нормы  законов.

В  недавнем  прошлом  в  советской  правовой  науке  прецедент  как  источник  права  оценивался  только  отрицательно, однако  в  последнее  время  тон  критических  высказываний  несколько  смягчился. Более  того, уже  встречаются  предложения  о  необходимости  приравнять  судебную  доктрину  к  источникам  права. Думается, что  предлагаемое  возможно, но  для  этого  необходимы  независимый  суд  и  соответствующая  правовая  подготовка  судей, а  также  формирование  их  правосознания  в  том  направлении, при  котором  станет  возможным  их  правотворчество.

Наиболее  древней  формой  права  является  правовой  обычай, т.е. правило, которое  вошло  в  привычку  народа  и  соблюдение  которого  обеспечивается  государственным  принуждением. Правовой  обычай  признается  источником  права  тогда, когда  он  закрепляет  уже  давно  сложившиеся  отношения, одобряемые  населением. В  рабовладельческих  и  феодальных  обществах  обычаи  санкционировались  решениями  суда  по  поводу  отдельных  фактов. Сейчас встречается и другой способ  санкционирования государством обычаев - отсылка  к ним в тексте  законов.

Иногда  бывает  чрезвычайно  сложно  сказать, является  тот  или  иной  обычай правовым. Например, обычай «кровной мести» - принцип  талиона – «зуб за зуб», «око за око». В последнее  время  этот  обычай  ни  одним  государством  не  поддерживается, вместе  с  тем  он  существует  у  многих  народов. В прошлые  столетия  был  распространенным  обычай - вызов  на  дуэль  за  унижение  чести  и  достоинства  личности. Этот  обычай  существовал  долгое  время, пока  общество  и  государство  не  убедились  в  том, что  он  приносит  большой  вред, поэтому  он  был  запрещен  в  царской  России  и  в  других  странах  мира.

В  России  правовые  обычаи  были  очень  распространены, начиная  с  древних  времен, особенно  в  период  козацкой  республики  на  Запорожье  и  до  20-х  годов  20-ого  столетия. Много  примеров  правовых  обычаев  приведено  в  произведении  П.Кулиша  «Черная  Рада». Они  касались  организации  проведения  козацкой  рады, выборов  кошевого  отамана, Гетьмана, определения  наказаний  козакам, которые  нарушали  войсковую  дисциплину, занимались  кражами  или  не  отдавали  долга.

В  годы  Советской  власти  правовые  обычаи  были  заменены  системой  писаного  права - нормативно-правовыми  актами. В  последнее  время  снова  появляется  интерес  к  этой  форме  права, которая, по  сути, связана  с  природными  правами  человека  и  обусловлена  системами  местного  самоуправления.

Подход  к  понятиям  «обычай»  и  «обычное право»  в  различных  научных  школах  неоднозначен. В  отечественном  дореволюционном  и  современном  западном  правоведении  эти  понятия  вообще  не  разграничивались. Так, русский  историк  и  правовед  В.М.Хвостов  в  1908 г.  писал, что  необходимо  рассматривать  в  качестве  обычая  юридическую  норму, сила  которой  основана  не  на  предписании  государственной власти, а  на  привычке  к  ней  народа, на  долговременном  применении  ее  на практике. Другими  словами, по В.М.Хвостову, обычай  суть  юридическая  норма, подкрепленная  давностью  применения.[6]

Некоторые  ученые  рассматривают  обычное  право  как  первоначальный  способ  создания  правовых  норм, возникший  раньше, чем  общество  конституировалось  в  политическом  отношении. По  их  мнению, право, установленное  обычаем, применялось  в  основном  на  достаточно  ранних  ступенях  развития  общества, в  архаических  правовых  системах. Однако  это не  совсем  так, поскольку, как  утверждает  этнографическая  наука, обычаи  и  сегодня  применяются  некоторыми  народами, кроме  того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих  этнокультурное  развитие  общества.

Особенность  обычая  состоит  в  том, что  это  правило  поведения, вошедшее  в  привычку. С  юридической  точки  зрения, обычай - неписаный  источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью  и  разнообразием. Причина  того  заключается  в  многочисленности  культур, населяющих  тот  или  иной  регион.

Договор - эффективное  юридическое  средство  по  определению  прав  и  обязанностей, правил  взаимоотношений  граждан  и  юридических  лиц. Большое  значение  он  имеет  в  отношениях  между  государствами. Однако  в не меньшей  степени  договор  важен  и  как  один  из  основных  источников  права  в  сфере  коммерческих  отношений  и  имущественного  оборота.

С  юридической  точки  зрения, договор, как  правило, представляет  собой  соглашение  двух  или  нескольких  лиц  об  установлении, изменении  или  прекращении  гражланских  прав  и  обязанностей. В  условиях  становления  в  России  рыночной  экономики  роль  договора  как  инструмента  саморегулирования  значительно  возрастает. Свобода  и  равенство  сторон  предполагают  свободное  вступление  в  договорные  отношения  без  какого-либо  административного  диктата. Содержанием  договора,  поэтому  являются  взаимоустановленные  юридические  права  и  обязанности. Договор  заключается  на  следующих  принципах: 1)равенства; 2)автономии (независимости)  сторон  и  их  свободного  волеизъявления; 3)имущественной  ответственности  за  нарушение  обязательства.

Особенность  договора  как  подзаконного  источника  права  заключается  в  том, что  стороны  могут  заключить  как  предусмотренный, так  и  не  предусмотренный  законом  или  иными  правовыми  актами  договор. Основное  требование  к  форме, содержанию  и  предмету  договора чтобы  он  не  противоречил  действующему  законодательству. Может  сложиться  впечатление, что  правовое  регулирование  института  договора  в  российском  законодательстве  отсутствует. Однако  это  не  так. Один  из  важнейших  юридических  документов  нашего  государства - Гражданский  кодекс - посвятил  договору  главу.

Условия  договора  должны  соответствовать  нормам, содержащимся  в  законодательстве. В  противном  случае  он  может  быть  признан  утратившим  юридическую  силу. Вместе  с  этим  законодатель  установил  юридический  приоритет  договора  над  законом, принятым  после  заключения  договора.

Иногда  эту  форму  права  называют  договор  с  нормативно-правовым  содержанием. Это  такая  форма  права, в  которой  закрепляются  юридические  права  и  обязанности  участников  общественных  отношений, условия  и  содержание, юридическая  ответственность  сторон.

Нормативно-правовые  договоры  делятся  на  два  вида: 1) договоры, которые  заключаються  между  предприятиями, организациями  и  гражданами.

Второй  вид  договоров  можно  разделить  также  на  два  вида:

1)     договоры, которые  заключаются  между  Россией  и  другими  государствами  или  отдельными  государственными  органами. Эти  договоры  изучаются  международным  правом. Они, как  правило, ратифицируются  Федеральным собранием  России. Например, Договор  о  Содружестве  Независимых  Государств (1991г.), которое  было  создано  на  основе  бывшего  Советского  Союза  после  его  распада;

2)     договоры (соглашения), которые  имеют  частный  международно-правовой  характер. Эти  договоры  заключаются  между  предприятиями  и  организациями  России  и  зарубежных  стран. Такие  договоры  можно  заключить  не  только  между  предприятиями, но  и  между  гражданскими  и  политическими   организациям.             

          Договоров, которые  заключаются  между  предприятиями  и  гражданами  России  достаточно  много. Они  имеют  правовой  характер  и  учитываются, как  юридический  документ (акт) при  рассмотрении  споров  в  Арбитражном  Суде (между предприятиями и организациями)  и  в  судах  общей юрисдикции, если участником  такого  договора  является  гражданин.  

В  качестве  примера  нормативно-правового  договора  можно  рассмотреть  договор  в  гражданском  праве  и  конституционный  договор.

Товарно-денежный  характер  отношений  экономического  оборота  предполагает, что  реализация  товара  должна  осуществляться  с  учетом  общественно  необходимых  затрат  на  его  производство. Такие  затраты,  в  свою  очередь, определяются  с  учетом  существующего  на  данный  момент  в  обществе  соотношения  между  спросом  и  предложением. Правильный  учет  спроса  и  предложения  и  выявление  на  их  основе  общественно  необходимых  затрат  на  производство  товара  могут  быть  осуществленны  только в результате достигнутого соглашения  между  товаропроизводителем  и  потребителем. Формой  такого  соглашения  и  выступает  договор  как  выражение  общей  воли  товаропроизводителя  и  потребителя.

Договор  представляет  собой  одно  из  самых  уникальных  правовых  средств, в  рамках  которого  интерес  каждой  стороны, в  принципе, может  быть  удовлетворен  лишь  посредством  удовлетворения  интереса  другой  стороны. Это  порождает  общий  интерес  сторон  в  заключение  договора  и  его  надлежащем  исполнении.[7] Поэтому  именно  договор, основанный  на  взаимной  заинтересованности  сторон, способен  обеспечить  такую  организованность, порядок  и  стабильность  в  экономическом  обороте, которых  невозможно  добиться  с  помощью  самых  жестких  административно-правовых  средств.

Договор  в  гражданском  праве - это  и  наиболее  оперативное  и  гибкое  средство  связи  между  производством  и  потреблением, изучения  потребности  и  немедленного  реагирования  на  них  со  стороны  производства. Он  также  обеспечивает  эффективный  обмен  произведенными   и  распределенными  материальными  благами  в  случае  изменения  потребностей  участников  экономического  оборота. Наконец, договор  предоставляет  возможность  потреблять  существующие  в  обществе  материальные  ценности  не  только  их  собственниками  (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками  экономического  оборота, испытывающими  потребности  в  данных  материальных  ценностях.

Конституционный  договор  в  практике  мирового  конституционализма  является   одним  из  важнейших  источников  права, прежде  всего, государственного  права. Одновременно  с  Конституцией  данный  вид  договоров  является  основой, сердцевиной, национального  законодательства, на  основе  которого  развиваются  и  функционируют  все  другие  отрасли  правовой  системы  государства.

Еще  в  давние  времена  подобные  договоры  заключались  между  представительским  органом  и  князем (королем), которые  определяли  основу  их  взаимоотношений, права  и  обязанности  сторон. Как  способ  разрешения  проблем конституционный  договор  по  своей  сути  является  тем  источником  права, который  создают  различные  субъекты  конституционно-правовых  отношений.

Ему  присущи  специфические  признаки, которые  отличают  его  от  иных  правовых  документов. Среди  них, прежде  всего:

1)                 предмет (объект)  конституционного  договора, которым  являются  основополагающие, определяющие  принципы  полновластия     народа, т.е.: кому  в  России  принадлежит  вся  полнота  власти, какой  механизм  ее  реализации;

2)                 субъекты (стороны) конституционного  договора, которыми  являются  наивысшие  органы  соответствующих  ветвей  государственной  власти;

3)                 временный  характер  его срок  действия  и  возможность  пролонгации  или  досрочного  приостановления  действия,  которого  определяется  в  самом  договоре;

4)                 временное  приостановление  действия  конституционных  положений, которые  противоречат  позициям  конституционного  договора;

5)                 особенность  закрепления  нормативно-правового  материала, среди которого  важное  место  занимают  нормы-принципы, нормы-дефиниции, юридические конструкции, «обычные нормативные  принципы».[8]

Информация о работе Формы права