Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего научного исследования следующая: рассмотреть формы государственного правления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать понятие формы государственного правления;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
4. рассмотреть форму государственного правления в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

       Монарх  не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

       Для того чтобы подчеркнуть верховный  характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

       Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

       Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

       Древневосточная монархия. Как первая в истории  человечества форма государственного правления,  она имела уникальные,  только ей присущие черты. В  государствах  Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя,  патриархального быта.  Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

       Древнеримская монархия  выступала в форме  империи (I-III вв.н.э.).

       Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.

         Феодальная (средневековая)  монархия  последовательно проходит три  периода своего развития: раннефеодальной,  сословно-представительной и абсолютной  монархий.

       Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы,  не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства,  Киевская Русь). 

       Сословно-представительная монархия - это  такая  централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным  органом   (собранием).4   Такие   сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии.  Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

       В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

2.2. Абсолютная монархия

 

       При  абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.5 Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.

       По  существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура — совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги мусульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.

       Большинство из рассматриваемых монархий имеют  теократические черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в арабских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это — теократические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены слабее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии играет семейный совет. Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит, как отмечалось, коллегиальному органу — Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.

2.3. Конституционная монархия

 

       В конституционных монархиях  власть монарха юридически ограничена –  как правило, и законодательно, и  существованием представительного  органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

       Как форма правления,  конституционная  монархия возникаем в период становления  буржуазного общества.  Формально  она  не  утратила  своего значения в  ряде  стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

       Парламентарная  монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:

       - правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

       - лидер партии,  обладающий наибольшим  числом  депутатских  мест, становится  главой государства;

       - в законодательной,  исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является символической;

       - законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются монархом;

       - правительство согласно конституции  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.  Парламентарная монархия характерна  для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).6

       При дуалистической монархии государственная  власть  носит  двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

       Дуалистическая  монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

       Такая форма, при которой уже в той  или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

       Дуалистическая  монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах7.

       В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

       Таким образом, мы рассмотрели монархические  формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

 

 
Глава 3. Республика

3.1. Понятие республики

 

       Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.8 Общими  признаками  республиканской формы правления являются:

       - существование единоличного и  коллегиального главы государства;

       - выборность  на  определенный  срок  главы  государства и  других верховных органов государственной власти;

       - осуществление  государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

       - юридическая  ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

       - обязательность  решений  верховной   государственной  власти для  всех других государственных  органов;

  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

       В процессе исторического развития формы  правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью  их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

       Рабовладельческая государственность существовала в  форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование  шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

       Республиканская  форма правления существовала в  виде аристократической и демократической республик.

       По  характеру взаимоотношений между  законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

3.2 Президентская республика

 

       Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления,  которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.9 Перечислим  наиболее  характерные черты президентской республики:

       - внепарламентский  метод избрания  президента и формирования правительства;

       - ответственность  правительства  перед  президентом,  а не перед парламентом;

       - более широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства.

Информация о работе Формы правления