Франции и ее избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи.

Содержание

Государственный строй. Конституция
Президент Республики
Правительство
Парламент
Национальное собрание
Сенат
Конституционный совет
Местные органы власти
Регион (округ)
Департамент
Коммуна
Судебная власть
Государственный совет
Высокая палата правосудия и Суд Республики
Государственная служба
Центральная государственная служба
Местная государственная служба
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Работа содержит 1 файл

Реферат Франция Материал.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

            Глава 3. ФРАНЦИЯ  

          Государственный строй. Конституция

          Президент Республики

          Правительство

          Парламент

              Национальное  собрание

              Сенат

          Конституционный совет

          Местные органы власти

              Регион (округ)

              Департамент

              Коммуна

          Судебная  власть

              Государственный совет

              Высокая палата правосудия и  Суд Республики

          Государственная служба

              Центральная государственная служба

              Местная государственная  служба

              Подготовка, переподготовка и  повышение квалификации государственных служащих  

      Государственный строй. Конституция

      По  своему государственному строю Франция  является республикой. Это одна из старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик  в Европе.

      Утверждение республиканского строя было во Франции  результатом многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи. Первую республику (по традиционной терминологии) сменила Первая империя, продержавшаяся до 1815 г. Затем в течение тридцати с лишним лет Франция снова была королевством. После революции в феврале 1848 г. во Франции опять устанавливается республиканский строй (Вторая республика), которая, в свою очередь, в декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного племянником Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя) и правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г. после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами 1875 г. и утверждается окончательно. В 1884 г. принимается закон, гласящий, что <республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре>. Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в июле 1940 г. После четырех лет <режима Виши> (названного так по городу, где находилось правительство, сотрудничавшее с гитлеровцами) в процессе освобождения Франции возникла Четвертая республика, существовавшая с июня 1944 г. до октября 1958 г. (конституция была принята в 1946 г.).

      В мае 1958 г. Франция оказалась в  ситуации острого политического  кризиса, вызванного главным образом  затяжной колониальной войной за удержание  Алжира и экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж, возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении ввести новую конституцию. Работа над ней началась немедленно и закончилась к сентябрю того же года. Проект конституции был рассмотрен высшими органами власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало 79,2% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей день.

      Противники  новой конституции упрекали ее в  том, что она вводит <режим личной власти> (подразумевалась власть президента), урезает права народного представительства  и тем самым ограничивает демократические  свободы. Однако четыре десятилетия действия конституции показали, что она в основном устраивает все политические силы. Сменялись президенты, представлявшие различные политические партии (нынешний президент Жак Ширак - пятый по счету), менялось парламентское большинство, но никто не покушался на основы государственного устройства, установленного конституцией 1958 г. В нее лишь вносили отдельные изменения и дополнения, что является вполне нормальной и распространенной практикой в демократических государствах.

      Пересмотр конституции может осуществляться по инициативе президента (если ему это предложит премьер-министр) или членов парламента. В случае принятия соответствующего предложения обеими палатами состоится референдум (если парламент в составе обеих палат примет решение о пересмотре 3/5 поданных голосов, то референдум не проводится). Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

      Специфической чертой конституции Франции является наличие в преамбуле ссылки на приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой конституции 1946 г. Эта ссылка заменяет собой подробное изложение этих прав и принципов.

      Франция именуется неделимой, светской, демократической и социальной республикой, обеспечивающей всем гражданам равенство перед законом. Девизом республики объявлен знаменитый лозунг Великой Французской революции - <Свобода, равенство, братство>. Принцип республики сформулирован как правление народа по воле народа и для народа. Указано, что никакая часть народа и никакая отдельная личность не могут присвоить себе осуществление национального суверенитета, принадлежащего народу.

      Обычно  при более конкретной характеристике государственного строя Франции  пользуются определением <президентско-парламентская республика>, означающим, что президент обладает значительными полномочиями, но роль парламента тоже велика.  

      Президент Республики

      Характеристика  органов государственной власти открывается в конституции Франции перечнем полномочий президента республики. Это, разумеется, не случайно. Главной целью составителей конституции 1958 г. было существенное расширение этих полномочий при некотором ограничении прерогатив парламента. Оправдывалось это желанием сделать государственную власть более устойчивой, стабильной и эффективной.

      По  конституции, президент следит за ее соблюдением, играет роль арбитра во взаимоотношениях между всеми ветвями  власти, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности  и соблюдения международных договоров.

      Первоначально конституция предусматривала избрание президента коллегией выборщиков, в  которую входили члены парламента, генеральных советов департаментов  и ассамблей заморских территорий, а также избранные представители муниципальных советов. Таким образом 21 декабря 1958 г. был избран первый президент V республики Ш. де Голль.

      В 1962 г. в конституцию была включена поправка: отныне президент должен был избираться прямым всеобщим голосованием всех граждан Франции, достигших 18 лет и пользующихся всеми гражданскими и политическими правами. Первые всеобщие выборы президента состоялись в 1965 г. Впоследствии президентами Франции избирались: Ж.Помпиду (1969 г.), В. Жискар д' Эстен (1974 г.), Ф. Миттеран (1981 г.), Ж.Ширак (1995 г.).

      Президент избирается сроком на 7 лет. До сих пор  было два исключения: оказались короче второй срок президентства де Голля (в связи с его добровольной отставкой) и президентство Помпиду (в связи с его смертью). Один и тот же человек может избираться неограниченное число раз (де Голль и Миттеран избирались дважды).

      Кандидат  в президенты должен быть французским  гражданином, достичь 23 лет и соответствовать  закону о службе в армии. Его кандидатуру  должны поддержать не менее чем 500 граждан, являющихся членами выборных органов, из не менее чем 30 департаментов или заморских территорий (один и тот же департамент или одну и ту же территорию могут представлять не более 10% указанных граждан). Список граждан, выдвинувших кандидатов, публикуется (вместе с указанием их правового положения) в <Официальном вестнике Французской республики> не позднее чем за 8 дней до первого тура выборов.

      Список  кандидатов публикуется в <Официальном  вестнике> не позднее 16 дня, предшествующего  первому туру выборов. Кандидаты  представляют в Конституционный совет декларацию об имущественном положении (декларация избранного кандидата публикуется после выборов). Каждый кандидат вносит денежный залог, который возвращается тому, кто наберет не менее 5% голосов.

      Избирательная кампания начинается со дня официального опубликования списка кандидатов и заканчивается в полночь в пятницу, предшествующую голосованию (оно проводится в воскресенье).

      Для ведения избирательной кампании государство предоставляет всем кандидатам одинаковые возможности: эфирное время на национальном телевидении и радио (по два часа перед каждым туром), специально отведенные места для расклейки избирательных афиш, право рассылать избирателям программу с изложением своих позиций (один текст перед каждым туром). После выборов каждый кандидат представляет финансовый отчет, который публикуется в <Официальном вестнике> (установлен потолок расходов, ограничены размеры пожертвований и взносов). Заранее обусловленную часть расходов по проведению избирательной кампании государство возмещает кандидатам.

      О назначении выборов президента объявляет  правительство. Немедленно после этого  создается Национальная комиссия по контролю за избирательной кампанией  и подчиненные ей местные комиссии по контролю в департаментах и  заморских территориях. Для избрания президентом необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. Если его никто не набрал в первом туре, через две недели проводится второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов.

      Конституционный совет наблюдает за правильностью проведения выборов, рассматривает жалобы, устанавливает и объявляет результаты выборов, которые публикуются в <Официальном вестнике> в течение 24 часов после объявления результатов голосования.

      Полномочия  президента очень велики. Он назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке; по представлению премьер-министра назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Председательствует на заседаниях Совета министров. Подписывает ордонансы (правительственные акты, имеющие силу закона) и декреты, обсужденные Советом министров. Промульгирует (обнародует) законы; имеет право до промульгации потребовать нового обсуждения закона или некоторых его статей, и в этом ему не может быть отказано. По предложению правительства или по совместному предложению обеих палат передает на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике или разрешающий ратификацию международного договора, который отразился бы на функционировании государственных институтов. Президент. имеет право после консультации с премьер-министром и председателями палат распустить Национальное собрание; вслед за этим проводятся новые выборы. При этом новый роспуск невозможен в течение года после этих выборов. Может обращаться к обеим палатам парламента с посланиями, которые зачитываются от его имени. Пользуется правом обращения в Конституционный совет относительно проверки конституционности принятых парламентом законов.

      Президент возглавляет вооруженные силы, председательствует в высших советах и комитетах  национальной обороны. Назначает трех членов и председателя Конституционного совета. Производит назначения на некоторые  гражданские и военные должности (например, должности членов Государственного совета и Счетной палаты, членов судейского корпуса, профессоров высшей школы, офицеров). Возглавляет Высший совет магистратуры. Осуществляет право помилования.

      Много споров и возражений вызвало в  свое время предоставленное президенту (ст. 16 конституции) право в случае возникновения серьезной и непосредственной угрозы институтам республики, независимости и целостности страны или выполнению ее международных обязательств в условиях, когда нормальное функционирование государственных властей прекращено, принимать после консультаций с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом меры, которые диктуются этими обстоятельствами. Многие увидели в этом опасность установления авторитарного режима. Опасения, однако, не оправдались. Примечательно, что эта статья запрещает во время применения чрезвычайных полномочий роспуск Национального собрания. Если оно в это время находится на каникулах, то должно немедленно собраться на сессию. Таким образом, чрезвычайное положение не должно мешать нормальной деятельности парламента.

Информация о работе Франции и ее избирательная система