Франции и ее избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи.

Содержание

Государственный строй. Конституция
Президент Республики
Правительство
Парламент
Национальное собрание
Сенат
Конституционный совет
Местные органы власти
Регион (округ)
Департамент
Коммуна
Судебная власть
Государственный совет
Высокая палата правосудия и Суд Республики
Государственная служба
Центральная государственная служба
Местная государственная служба
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Работа содержит 1 файл

Реферат Франция Материал.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих  обязанностей, кроме случаев государственной  измены. В подобном случае обе палаты должны открытым голосованием и абсолютным большинством голосов принять идентичное решение, обвиняющее президента. Судит президента Высокая палата правосудия.

      Вне рамок своих должностных обязанностей президент несет уголовную и  гражданскую ответственность за свои действия.

      Обязанности президента несовместимы с любыми другими функциями.

      В случае досрочного освобождения поста  президента его функции временно, до выборов нового президента, возлагаются  на председателя сената (если это невозможно - на правительство).

      Резиденцией президента республики является Елисейский дворец в Париже.  

      Правительство

      Согласно  конституции, правительство (Совет министров) определяет и проводит политику страны, распоряжается администрацией и вооруженными силами.

      Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Как говорилось выше, он назначается президентом и им же освобождается от должности после подачи заявления об отставке. По предложению премьер-министра президент назначает и освобождает министров. Отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего правительства. Эта отставка может быть добровольной (президент может попросить премьер-министра уйти в отставку, но принудить не может) или обязательной (после президентских или парламентских выборов, либо если Национальное собрание вынесет вотум недоверия или не согласится с программой правительства).

      Правительство несет ответственность перед  парламентом. Вопрос об ответственности  правительства (доверии ему) может  быть поставлен либо по инициативе премьер-министра, одобренной Советом  министров, либо по требованию по меньшей мере одной десятой части членов Национального собрания. Резолюция порицания (вотум недоверия) должна быть принята большинством депутатов. Формально президент .может назначить премьер-министром любого человека, не спрашивая согласия Национального собрания. Но поскольку оно имеет возможность вызвать правительственный кризис, президент, если он не хочет проводить новые выборы, должен считаться с парламентским большинством. Так, президент Ф.Миттеран, будучи социалистом, дважды (в 1986-1988 гг. и в 1993-1995 гг.) был вынужден поручить обязанности премьер-министра представителям правого большинства Ж.Шираку и Э.Балладюру, а президент Ж.Ширак в 1997 г. - социалисту Л.Жоспену.

      Количественный  состав правительства законом не определен. Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой и любой профессиональной деятельностью (разрешается сохранять лишь местные избирательные мандаты). Будучи избранным в парламент, министр должен сделать выбор между парламентским мандатом и министерским постом. После назначения на должность и освобождения от нее члены правительства обязаны представить декларацию об имущественном положении. Специальная комиссия раз в три года дает отчет об изменениях в их имущественных делах.

      Члены правительства несут уголовную  ответственность перед судебными  органами за правонарушения, не связанные  с исполнением ими должностных  обязанностей, и перед Судом Республики, если они с этими обязанностями связаны.

      Руководя  деятельностью правительства, премьер-министр  несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, производит назначения на определенные законом гражданские и военные должности, контрассигнует (скрепляет своей подписью) акты президента республики, замещает в случае необходимости президента в качестве председателя в высших советах и комитетах обороны. В исключительных случаях может по специальному поручению президента председательствовать вместо него на заседании Совета министров с заранее определенной повесткой дня.

      Члены правительства (министры и государственные секретари) руководят министерствами или выполняют поручения премьер-министра. В случае необходимости акты премьер-министра контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Совет министров выступает и как коллегиальный орган: утверждает проекты законов и ордонансов, ходатайствует перед президентом о проведении референдума, дает премьер-министру разрешение поставить вопрос об ответственности (доверии).

      В разработке законопроектов правительству  оказывает помощь Государственный  совет, который дает предварительное  заключение о конституционности  его актов и подготовленных законопроектов.

      По  вопросам социально-экономической политики правительство консультирует Экономический и социальный совет..  

      Парламент

      Парламент Французской республики состоит  из двух палат: Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание - в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.  

      Национальное  собрание

      Национальное  собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием. Голосуют граждане Франции, имеющие избирательные права и достигшие 18-летнего возраста. Кандидату в депутаты должно быть не менее 23 лет. Запрещается выставлять свои кандидатуры лицам, выполняющим властные функции в данном департаменте. Каждый кандидат может выставить свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидаты вносят денежный залог, который возвращается лишь тем из них, кто получил не менее 5% голосов участников голосования.

      Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной системе. Одновременно избираются депутат  и его заместитель, который <замещает> выбывшего депутата (кроме тех случаев, когда депутат уходит в отставку). В первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство голосов, признанных действительными; при этом число поданных за кандидата голосов должно составлять не менее четверти всех избирателей. В округах, где никто не избран в первом туре, проводится второй тур. Здесь, чтобы быть избранным, достаточно получить относительное большинство голосов. Обычно в первом туре партии, выдвигающие своих кандидатов, выступают самостоятельно, чтобы оценить свое влияние на избирателей. Во втором же туре образуются избирательные блоки. Так, например, в период существования в 70-е годы так называемого Союза левых сил, во втором туре социалисты, коммунисты и левые радикалы определяли единого левого кандидата и призывали всех своих сторонников голосовать за него.

      О проведении выборов сообщается за 60 дней до истечения полномочий Национального  собрания; избирательная кампания официально начинается за 20 дней и прекращается за двое суток до дня выборов. Публикация результатов предвыборных опросов запрещается за неделю до выборов.

      Строго  регламентировано предоставление эфирного времени на национальном телевидении  и радиовещании партиям, участвующим  в выборах, так же как и расклейка предвыборных плакатов.

      Избирательные участки в крупных городах  открыты до 20 часов, в остальных  городах и в сельской местности - до 18. Уже в 20 часов становятся известны первые предварительные результаты. В конце дня министерство внутренних дел официально объявляет предварительные результаты выборов, которые по существу являются окончательными (исход выборов на заморских территориях из-за различия во времени становится известен только на следующий день, но в силу малочисленности их населения не влияет на окончательный результат).

      Мандат  депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными и  выборными должностями и с  некоторыми видами частной предпринимательской  деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается  откомандированным на период действия своего мандата.

      Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или  голосование при исполнении депутатских  обязанностей. За преступления или  правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.

      Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории <вне служебных классов>, и доплату (<служебное вознаграждение>), размер которой, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в зависимости от участия депутата в работе Национального собрания. Иногородним депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых, телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на зарплату их сотрудникам.

      От  вторника до пятницы депутаты работают в Национальном собрании, а с субботы  до понедельника - в своих департаментах.

      Регламент Национального собрания устанавливается  им самим.

      Национальное  собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания. В нем представлены все политические течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания данного созыва, до следующих выборов.

      Национальное  собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу. Депутаты нанимают своих  помощников лично.

      В соответствии со своими политическими  воззрениями депутаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении фракция представляет в канцелярию председателя Национального собрания политическую декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация вместе со списком членов фракции и с указанием фамилии избранного ими председателя публикуется в <Официальном вестнике>. Один и тот же депутат может быть членом только одной фракции. Для организации своей внутренней работы фракция может создавать свой секретариат. Фракции выделяют представителей в бюро и депутатские комиссии. Председатель фракции участвует в решении вопросов повестки дня и организации прений. Запрещается образование фракций, защищающих частные, местные или профессиональные интересы.

      Национальное  собрание образует на первой сессии каждого  созыва шесть постоянных комиссий'. 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам, 2) по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена. Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

      Национальное  собрание собирается согласно закону на одну очередную сессию, которая открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Общее количество дней, в течение которых Национальное собрание может заседать во время очередной сессии, не должно превышать 120. Премьер-министр по получении консультации председателя собрания или большинство его членов могут принять решение о дополнительных днях заседаний. Одно заседание в неделю посвящается вопросам депутатов и ответам правительства. Одно заседание в месяц резервируется для определения повестки дня. Предварительно повестка дня и продолжительность дискуссии обсуждаются совещанием председателей постоянных комиссий и фракций.

      По  просьбе премьер-министра или большинства  депутатов президент республики созывает внеочередную сессию, посвященную заранее определенной повестке дня. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву: на второй день после своего избрания; на период применения президентом республики статьи 16 конституции (о чрезвычайных полномочиях); для заслушивания послания президента республики.

      Заседания Национального собрания открытые (публичные). Полный отчет о прениях публикуется  в <Официальном вестнике>. Первые десять человек, явившиеся ко входу  в Бурбонский дворец, могут присутствовать на дебатах. Остальных пускают в том случае, если они предварительно подали заявки. По просьбе премьер-министра или одной десятой части членов Национального собрания оно может принять решение провести закрытое заседание (<заседать в качестве секретного комитета>).

      Без предварительной записи никто из депутатов выступать не может. Члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях Национального собрания и получать слово в любое время.

Информация о работе Франции и ее избирательная система