Франции и ее избирательная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи.

Содержание

Государственный строй. Конституция
Президент Республики
Правительство
Парламент
Национальное собрание
Сенат
Конституционный совет
Местные органы власти
Регион (округ)
Департамент
Коммуна
Судебная власть
Государственный совет
Высокая палата правосудия и Суд Республики
Государственная служба
Центральная государственная служба
Местная государственная служба
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Работа содержит 1 файл

Реферат Франция Материал.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      Депутаты  голосуют либо поднятием руки, либо вставанием, либо открытым поименным  голосованием, либо открытым голосованием через электронную систему, либо тайным голосованием бюллетенями. Обычно голосуют поднятием руки. Тайное голосование проводится во всех случаях персональных назначений. Голосование считается действительным независимо от числа присутствующих депутатов, если председатель какой-либо фракции не потребовал до начала голосования проверить кворум. Депутат имеет право в исключительных случаях делегировать свое право голосовать другому депутату, уведомив об этом председателя до начала голосования.

      К депутатам, нарушающим порядок, могут  быть приняты дисциплинарные меры - от призыва председателем к порядку  до временного удаления из Национального  собрания.

      Функция Национального собрания, как и  сената, - принятие законов. Конституция  особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов, подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить правительству в течение определенного срока издавать так называемые ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законодательства. Они должны быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые парламентом, делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка деятельности органов, указанных в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

      Законодательной инициативой обладают премьер-министр  и члены парламента. Премьер-министр  вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента - законодательные  предложения. Законопроект предварительно проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в Национальное собрание).

      Законопроекты и законодательные предложения  направляются в одну из постоянных комиссий или в специальную комиссию, создаваемую для их рассмотрения. После принятия одной из палат законопроект (законодательное предложение) направляется в другую палату. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура согласования - при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается, правительство имеет право потребовать от Национального собрания принять окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие финансового законопроекта конституция отводит самое большее семьдесят дней. Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса. Принятый закон передается президенту республики для его промульгации через 15 дней после получения. Президент может потребовать повторного рассмотрения закона или передать его Конституционному совету для проверки его конституционности. Органические законы направляются в Конституционный совет перед промульгацией в обязательном порядке. После промульгации законы публикуются в <Официальном вестнике>.

      Парламент и правительство контролируют исполнение финансовых законов при содействии Счетной палаты.

      Парламенту  принадлежит исключительное право  объявления войны. Совет министров может вводить осадное положение, но только парламент имеет право разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

      Как уже говорилось, президент может  распустить Национальное собрание и  назначить новые выборы. Но между  выборами должно пройти не менее года.   

      Сенат

      Вторая  палата французского парламента - сенат, состоящий из 321 сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по департаментам  выборной коллегией в составе  депутатов Национального собрания, региональных советников, генеральных  советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три года. Общее число выборщиков составляет примерно 145 тысяч человек. Сенат считается представителем местных административно-территориальных подразделений (территориальных коллективов) Франции и французов, постоянно проживающих за пределами страны.

      В департаментах, где избирается менее 5 сенаторов, голосование проходит в  два тура по мажоритарной системе; там, где избираются 5 сенаторов и более - по пропорциональной. Одновременно с  сенаторами избираются их заместители.

      Положения конституции о несовместимости  мандата с другими функциями, о парламентской неприкосновенности, о жаловании и т. п. распространяются как на депутатов Национального  собрания, так и на сенаторов.

      В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

      Сенаторы  пользуются правом законодательной инициативы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное собрание, закон допускает внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и законодательных предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.

      В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности <свергнуть> правительство посредством  вотума недоверия или отказа в  одобрении правительственной профаммы. Однако премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию об общей политике правительства.

      Сенат не может быть распущен президентом.   

      Конституционный совет

      Конституционный совет состоит из 9 назначенных членов и неопределенного числа членов по праву, которыми являются пожизненно бывшие президенты республики (на практике ни один из них этим правом не воспользовался). Трех членов назначает президент, трех - председатель Национального собрания, трех - председатель сената. Срок мандата члена Конституционного совета - 9 лет (повторное назначение не допускается). Каждые три года состав совета обновляется на треть. Председатель совета назначается президентом республики из числа его членов. В случае разделения голосов его голос является решающим.

      Членство  в Конституционном совете несовместимо с членством в парламенте, в  правительстве, в Экономическом  и социальном совете и с ответственным  постом в какой-либо партии и политической группировке. В своей частной  жизни члены совета обязаны не делать ничего несовместимого с их достоинством и независимостью.

      Перед вступлением в должность назначенные  члены Конституционного совета приносят присягу перед президентом республики. В ней они, в частности, клянутся хранить в тайне ход обсуждения и голосования в совете, не занимать политических позиций, не давать консультаций по вопросам, относящимся к компетенции совета.

      Председатель  и члены Конституционного совета получают вознаграждение, соответственно равное окладам двух высших категорий  государственных должностей вне шкалы государственной службы.

      Содержание  прений и результаты голосования  в совете являются секретными. Соответствующие  материалы сдаются на хранение в  сенат.

      Конституционный совет контролирует процедуру избрания президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. В спорных случаях он решает вопрос и о законности избрания депутатов и сенаторов.

      В обязанности Конституционного совета входит также надзор за проведением  референдума и объявление его  результатов.

      Органические  законы до их промульгации должны быть представлены на заключение Конституционного совета. Что же касается обычных  законов, то они могут быть переданы до промульгации в совет президентом  республики, премьер-министром, председателями Национального собрания и сената, 60 депутатами или 60 сенаторами. Конституционный совет высказывается о их соответствии конституции. Свое решение он выносит в месячный срок. Если правительство заявляет, что вопрос не терпит отлагательства, этот срок сокращается до 8 дней.

      Президент республики, премьер-министр или  председатель одной из палат могут  передать на заключение Конституционного совета международные обязательства  Франции (договоры, соглашения). Если совет  установит, что эти обязательства  содержат положение, противоречащее конституции, то разрешение на их ратификацию или одобрение может быть дано только после внесения в конституцию изменений.

      Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для  государственных властей и всех органов администрации и юстиции.  

      Местные органы власти

      Франция - страна централизованная, не имеющая  в своем составе автономных образований. При этом, однако, она обладает развитой системой местного самоуправления, опирающейся  на вековые традиции.

      В административном отношении Франция разделена на 22 региона, 99 департаментов и 36 700 коммун (из них 5 300 городских коммун, которые занимают всего 16% территории метрополии, но проживают в них 74% населения). Кроме того, существуют 4 заморских округа с особым статусом.

      В начале 80-х гг. во Франции были приняты  законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации (т.е. передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (т.е. распределения  полномочий между различными ветвями  власти).  

      Регион (округ)

      Регионы (округа) были образованы в 1972 г., а с 1982 г. превращены в самоуправляемые  административно-территориальные единицы. Границы и названия регионов имеют  историческое происхождение.

      Во  главе региона стоит региональный совет, избираемый на 6 лет прямым всеобщим голосованием в один тур. Голосование проводится по департаментским партийным спискам. Каждый список содержит число кандидатов, равное числу мест в совете, поэтому избиратели не имеют права изменять их. Распределение мест производится по пропорциональному принципу. Списки, собравшие менее 5 % голосов, не получают ни одного места. Если место в региональном совете оказывается свободным, оно заполняется следующим кандидатом из того списка, по которому был избран выбывший советник. Минимальный возраст для избрания в региональный совет - 21 год.

      Региональный  совет избирает из своего состава  тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура председателя сроком на 6 лет. Избираются также его заместители и постоянная комиссия. Председатель регионального совета является главой исполнительной власти региона, руководит региональными административными службами и служащими региональной администрации. Полицейской властью он не обладает.

      Основная  задача совета - решение социально-экономических  проблем региона, в том числе разработка регионального плана, бюджета, оказание помощи предприятиям, обеспечение благоустройства территории, строительных работ и пр. Совет занимается вопросами образования, включая строительство лицеев, управлением средними учебными заведениями, вопросами культуры, жилищного строительства, защиты окружающей среды.

      Консультативную помощь региональному совету оказывает  региональный социально-экономический совет. Он дает заключения по плану и бюджету, оказывает помощь в разработке других решений совета, дает их предварительную оценку и оценку исполнения их председателем. Закон предписывает следующий состав совета: 35% - представители предприятий и лиц, работающих не по найму; 35% - представители профсоюзов лиц наемного труда; 25% - представители общественных организаций региона; 5% - эксперты, видные специалисты и общественные деятели (их назначает премьер-министр).

      Представителем  государства в регионе является префект региона (он же - префект департамента, где расположена столица региона). Он участвует в подготовке решений центральных государственных органов по данному региону, осуществляет административный контроль за законностью решений регионального совета и его председателя, руководит деятельностью местных служб центральных государственных административных органов.  

Информация о работе Франции и ее избирательная система