Функци государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – существование государства как института публичной власти и его трансформация в современных условиях;

Предмет исследования – функции государства;

Цель и задачи работы – изучение функций современного государства и исследование их содержания и направления развития в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что определение функций государства как направлений его деятельности имеет несколько модификаций.

Содержание

Содержание 2

Введение 3-4

Глава I Функции государства

1.Понятие функции государства 5-6
2.Признаки функции государства 7-8
3.Классификация функций государства 9-11
4.Формы и методы осуществления функций государства 11-12
Глава 2 Внутренние функции государства

2.1 Политическая функция 13-14

2.2 Экономическая функция 14-15

2.3 Социальная функция 15-17

2.4 Экологическая функция 17-18

2.5 Финансовая функция 18-19

2.6 Функция защиты прав и свобод человека и гражданина 19-20

Глава 3 Внешние функции государства

3.1 Функция обороны страны 21

3.2 Функция интеграции в мировую экономику 22

3.3 Функция сотрудничества с другими государствами 23-24

3.4 Функция поддержания мирового порядка и борьбы с терроризмом 24-26

Заключение 27-28

Список использованной литературы 29-30

Работа содержит 1 файл

Копия КурсоваяФункцииГос.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
  1. ее устойчивая предметно-практическая деятельность как внутри страны, так и на международной арене;
  2. осуществление применительно к определенной сфере общественных отношений;
  3. конкретно-исторический характер;
  4. выражение наиболее важных проблем;
  5. направлена на решение соответствующих задач.
 
 

1.3 Классификация функций  государства. 
 

   Государство выполняет большое количество различных функций, поэтому целесообразно их классифицировать по определенным критериям.

   По мнению ряда авторов, наиболее общими критериями ограничения одной функции от другой являются сфера общественных отношений, в которых та или иная функция реализуется, а так же организационное и юридическое содержание государственной функции.

   Одной из главных классификаций является деление функций на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся такие направления деятельности государства, которые направлены на решение внутренних задач государства: экономическая, экологическая, охрана правопорядка, налогообложения, социальная функция.

   Внешними  функциями государства являются его международные направления  деятельности, они связаны с поддержанием отношений с другими государствами: защита страны от внешней агрессии, внешнеэкономическое сотрудничество, сотрудничество в области науки и культуры и т.д.

   Функции государства разделяются также  на основные (главные) и не основные (второстепенные). Основные функции  – это важнейшие направления  деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей. Основные государственные функции осуществляются всеми звеньями государственного аппарата и относятся к деятельности государства в целом, носят комплексный характер. Не основные функции осуществляются в различных сферах жизни государства и группируются по различным основаниям.8

   На  мой взгляд, данная классификация  в достаточной степени условна, так как нельзя однозначно говорить о приоритете одной функции над  другой, они реализуются в комплексе  и имеют большое значение.

   От  функций государства следует отличать функции государственных органов, основные направления их деятельности, в которых реализуются их полномочия, установленные законом и обусловленные их местом в государственном механизме.

   В юридической науке советского периода, а так же в ряде современных научных трудов функции государства подразделяются на классовые и общесоциальных.

   Под классовыми функциями понимаются функции  непосредственного государства  воздействия на общество. В частности, классовыми следует считать экономическую, военную функции и др. Общесоциальными функциями считаются экологическая, социальная и т.д. Одни ученые (М.И.Байтин) утверждают, что чем большее количество общесоциальных функций реализует государство, тем более значительная роль государства как социального регулятора, средства достижения общественного компромисса. Другие авторы (М.Н.Марченко) полагают, что круг общесоциальных функций очень велик, они ограничиваются только рациональным природопользованием, внедрением новых технологий. Третьи авторы (В.М.Серых) отмечают, что классовый подход к определению государственных функций неприменим, что представляется вполне справедливым в свете их многообразия и постоянного изменения.

   Рассматривая  классификацию функций государства  необходимо учитывать следующие  обстоятельства:

    1. Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейское содружество, Содружество Независимых Государств, и т.п.
    2. Не всегда можно различать классовые и общественные функции. Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют деятельность, которая направлена на удержание власти и использование ее в своих собственных интересов. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер.
    3. Вряд ли всегда можно различать функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относятся исключительно к социалистическому государству. Особенно это относится к современным западным государствам. 9

   В связи с этим интересна идея о  единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе.

   Таким образом, классификация функций  государства по сфере их действия раскрывает реальные и важные связи  между отдельными функциями и  способствует их дальнейшему изучению. 

   1.4 Формы и методы  осуществления функций  государства. 

   Государственные функции осуществляются в определенных формах и путем специальных методов. Многообразие деятельности государства  по реализации своих функций предполагает и разнообразие их форм.

   Формы показывают, какое внешнее выражение  приобретает деятельность государства. Методы представляют собой способы  и средства, используемые при функционировании государства.

   Основные  формы осуществления функций  государства принято классифицировать на правовые и организационные. К правовым формам относят  законодательную (правотворческую), а к организационным – управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные формы реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов.

   К организационным формам можно отнести  так же создание конкретных государственных  органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов и руководителей, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

   Что касается методов реализации функций  государства, то в современных условиях используются следующие из них:

  1. метод нормативного правового регулирования;
  2. метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
  3. метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту;
  4. метод договорного регулирования, приобретающий универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов;
  5. методы надзора и контроля, в том числе прокурорский надзор за исполнением действующих нормативных правовых актов;
  6. метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, проведения идеологической работы и целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д.

   информационное  влияние относится к косвенным  методам воздействия на сознание и поступки людей и реализуется за счет формирования информационного поля вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, государственных деятелей и т.п.10

 

   Глава II Внутренние функции государства.

   2.1 Политическая функция. 

   Все функции государства носят политический характер, однако в политической области  действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

   В демократическом обществе политическая функция имеет своим содержанием  обеспечение народовластия. В недемократическом  обществе функция направлена на обеспечение  политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть.11

   Обладая верховенством в системе государственной  организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках  государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной  власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

  1. реализация волеизъявления народа в форме законотворчества, принятия иных государственных решений и посредством контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
  2. обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
  3. создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества;
  4. официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;
  5. защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.      
 

   2.2 Экономическая функция. 

   Содержание  экономической функции зависит от того, осуществляет ли она в условиях распределительной экономики или рыночной.

   В условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д.

   При рыночных отношениях и свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополнительного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

    1. выработка экономической политики в масштабе общества;
    2. управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
    3. установление правовых основ рынка, определение ценовой политики, стимулирование государственными средства предпринимательства и свободного труда, правовая защита собственника, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;
    4. регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета, безопасности, стимулирования развития национальной экономики.

При характеристике экономической функции государства  следует иметь в виду, что рынок  – динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования так же меняются.  

2.3 Социальная функция. 

   В ст. 7 Конституции Российской Федерации  закреплено, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитее человека.

Для обеспечения  реализации данной основы конституционного строя, государство призвано обратить особое внимание на реализацию своей  социальной функции. Наряду с экономической, социальная функция призвана обеспечить нормальное существование человека в условиях рыночной экономики, государство должно помочь людям, не имеющим в полной мере возможности реализовать свои права и законные интересы.

Информация о работе Функци государства