Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:

•раскрытие понятия и сущности функций государства;
•характеристика различных классификаций функций государства;
•анализ функций, характерных для Российского государства.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ 

       Вопрос  о функциях государства на любом  этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.

       Это связано, во-первых, с тем, что в  функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому  познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего  в государстве. Во-вторых, функции  государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной  деятельности определяется системой тех  общественных отношений, но которые  государство оказывает необходимое  воздействие, и её невозможно характеризовать  в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно  ведёт к изменению структуры.

       Данная  тема несомненно актуальна в современный  период. В советской юридической  науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в  течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с  официальным признанием необходимости  формирования в нашей стране правового  государства в начале 90-х гг. XX века. Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России.

       Цель  работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с  учетом специфики российского государства.

       Достижение  цели возможно при выполнении следующих  задач:

  • раскрытие понятия и сущности функций государства;
  • характеристика различных классификаций функций государства;
  • анализ функций, характерных для Российского государства.
 
 

       1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

       Функции государства - это основные направления  его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.

       В функциях государства выражается его  сущность, его предназначение, и  структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в  первую очередь его назначением  и направлением деятельности, которую  оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость  выполнения общественно полезной, социально  обусловленной деятельности.

       Функция в теории государства и права  означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового  института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных  органов.

       Следовательно, функция государства - это рассматриваемые  в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.2

       Как показывает исторический опыт, на функции  государства оказывают определяющее влияние не столько классовые  характеристики государства, сколько  новые условия и проблемы современной  жизнедеятельности общества, существования  цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает  все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что  было накоплено и наработано в  этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие  функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

       Функциональный  подход позволяет более глубоко  изучать длительный исторический процесс  возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных  типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

       Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые  позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к функции.

       К этим признакам относятся:

             - прочно сложившаяся  предметная деятельность государства  в важнейших сферах общественной  жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

             - непосредственная  связь между сущностными, формальными  характеристиками государства и  его социальным назначением, которое  и реализуется в деятельности  государства;

             - направление деятельности  государства на решение крупных  социально - экономических, политических  и иных задач, достижение крупных,  общественно значимых целей, которые  встают на каждом историческом  этапе развития общества;

             - деятельность государства  в определенных формах (чаще всего  правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных  методов.

       Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о  функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного  государства соответствующих функций.

       Функциональная  характеристика позволяет изучать  не только государство конкретного  типа, вида, формы у того или иного  народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность  этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

       Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного  характера, не жестко детерминировано  новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или  менее причинная зависимость  все же характеризует функции  государства, которые представляют собой важнейшие направления  деятельности государства в определяющих областях его существования в  экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

       Иные  же функции подвергаются мощному  влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый  тип государства, появившийся в  развитии конкретного государственно организованного общества, может  в явной или скрытой форме  сохранять и иногда развивать  некоторые старые функции.

       Делаем  вывод, что, таким образом, в государственности  того или иного общества сохраняется  преемственность функций, но действует  и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и  даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций  от изменения сущности и формы  государства.

       Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим  и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать  самостоятельное значение, становясь  в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции  организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение  прав и свобод граждан (современные  развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.

       В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более  важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих  деятельность современного государства  в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в  области создания и использования  ядерной, информационной технологий, в  области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. 

 

       2.КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

       Существуют  различные основания для классификации  функций государства. В юридической  литературе выделяются в меньшем  или большем количестве следующие  критерии классификации:

       по  объектам воздействия;

       по  продолжительности действия;

       по  социальной значимости;

       по  правовым формам существования(принципу разделения властей);

       на  основании территориального масштаба

       Общепринятым  считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

       В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на  постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (Например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.

       С.А.Комаров  приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя.3

       По  социальной значимости принято выделять основные и неосновные.

       Относительно  устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать  определения, согласно которым под  основными функциями понимаются «наиболее важные направления его  деятельности, охватывающие собой ряд  отдельных однородных направлений  государственной работы», а под  неосновными функциями государства  подразумевается «относительно  более узкие направления его  деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры».4 Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.5 Однако существуют и иные точки зрения.

       Так, например, С.А.Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.

       Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных  органов. И наоборот, отдельные функции  тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными»  на наш взгляд, было бы ошибочно».6

       К числу критериев можно отнести  и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

       Действительно, деятельность государства по осуществлению  своих функций облекается в правовые формы:

       правотворчество;

       исполнительно-распорядительная;

       правоохранительная;

       А значит, и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.7

       А.Б.Венгеров к числу правоохранительных функций  относит судебную и информационную.

       Специально  следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует  деятельность четвертой власти –  средств массовой информации.

       Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а  подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые  условия для существования и  функционирования других ветвей власти, всего государства.8

       Однако  не у всех ученых-юристов такая  классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

       Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.9

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация