Функции государства: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение цели возможно при выполнении следующих задач:

•раскрытие понятия и сущности функций государства;
•характеристика различных классификаций функций государства;
•анализ функций, характерных для Российского государства.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 45.80 Кб (Скачать)

       г).   Регулированию внешнеэкономических отношений государства

       3. Социальная  функция    

       Социальная  функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать  равные возможности для всех граждан  в его достижении.12

       Так в Конституции Российской Федерации  в частности сказано: “Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях предусмотренных  законом”. 13

       В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию14. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность 15. Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

       4. Экологическая функция

       Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

       Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей  территории”.

       Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах  земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также  в земельных и водных кодексах.

       В основе осуществления функции лежат  следующие принципы:

           а).   Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

           б).  Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

           в).   Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

       Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение  задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального  использования природных ресурсов.

       5. Налогообложение

       Данная  функция обусловлена тем, что  бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей

       В рамках данной функции регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

       6. Защита прав и свобод граждан

       Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в  ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

       Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

       Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

       Внешние функции:

       1. Интеграции в мировую экономику

       Осуществление функции интеграции в мировую  экономику стало возможным с  ослаблением напряженности между  государствами и переходом России у рыночным отношениям. Эта функция  основывается на признании экономической  взаимозависимости государств в  современном мире.

       Проблема  экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка  и установлению стабильных отношений  между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую  экономику привело к созданию в нашей стране нового механизма  внешнеэкономической деятельности. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической  деятельности принадлежит всем предприятиям и организациям независимо от формы  собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в  любом государстве.

       2. Поддержки иностранных инвестиций

       Функция внешнеэкономического партнерства  и государственной поддержки  иностранных инвестиций тесно связана  с функций интеграции в мировую  экономику и по существу является ее конкретизацией.

       Несовместимость экономических систем различных  типов общества, а так же ограничения  торговли с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства.  Переход  к партнерству во внешнеэкономических  отношениях поставил перед Россией  новые проблемы государственно-правового  характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных  инвестиций в России.

       3. Функция обороны

       Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

       4. Функция поддержки мирового порядка

       Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной  обстановки, укрепление доверия между  государствами сделали возможным  достичь реального разоружения  и договоренности об ограничении  ядерных испытаний и др. Обеспечению  мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими  государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

       Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

       5. Функция сотрудничества с другими  государствами в решении глобальных  проблем

       В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

       В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется  в программе совершенствования  сотрудничества. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       На  основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие  краткие выводы:

  • понятие функций государства весьма неоднозначно, однако, общепринятой и наиболее выдержанной точкой зрения на сегодняшний момент является понимание функций государства, как основных направлений его деятельности, обусловленных классовой и общесоциальной сущностью государства и социальным назначением;
  • функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства – классовая, но с демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность;
  • функции государства изменяются со временем, их возникновение  и утрата обуславливается текущими задачами государства и изменениями в мире;
  • функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих;
  • классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; на основные и неосновные, однако такая классификация; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации: согласно территориальному принципу, принципу разделения властей;
  • для современного российского государства характерно правопреемство функций государства советского; также появляются новые функции, характерные и актуальные для современной России – функций обеспечения народовластия, финансового контроля и интеграции в мировую экономику.

     Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому, классификация функций, которая приведена в данной  курсовой работе не является конечной для Российского государства.

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000.
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М:”Теис”, 1996
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб., 2001.
  5. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. - М.,2002.
  7. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе / Государство и право. 1993. № 6.
  8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2000.
  9. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970.
  10. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация