Функции государства: понятие, классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будет говориться о функциях государства и их классификации.
С момента возникновения первого государства его роль и назначение остаются неизменными, и не будут изменяться в будущем, пока государство будет существовать как совокупность государственных органов. Когда оно достигло, возможно, высшей своей ипостаси - правового государства, у него только одна важнейшая функция, только одно назначение, только одна роль в обществе: управлять этим обществом, т.е. организовывать его.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
1 Понятие, значение и объективный характер функций государства...................4
2 Классификация функций государства………………………….........................5
3 Внутренние функции…………………………………………..……......................8
3.1 Хозяйственно-организаторская (экономическая)……………………....8
3.2 Финансового контроля………………………….……………………..….9
3.3 Социальная………………………………………………………….....…..9
3.4 Природоохранительная……………………………………………….....10
3.5 Правоохранительная………………………………………………….....10
4 Внешние функции…………………………………………………….......……...12
4.1 Политическая……………………………………………………….....…12
4.2 Экономическая……………………………………………………......…14
4.3 Оборона страны…………………………………………….………...…14
4.4 Охрана мировой окружающей среды……………………………..……15
5 Формы и методы осуществления функций государства…………...........…….16
Заключение………………………………………………………………….......….17
Список используемой литературы.……………………………………….….....…18

Работа содержит 1 файл

тгп-контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

3.1             Хозяйственно-организаторская (экономическая)

 

Одной из важнейших внутренних функций государства является экономическая. Значение этой функции заключается в выработке и координировании государством основных стратегических направлений развития экономики государства в наиболее оптимальном режиме. Методы осуществления этой функции очень разнообразны и зависят от сущности самого государств, их политики.

Существует два основных метода государственного регулирования экономики:

1) достаточно определённая и жёсткая налоговая политика, позволяющая   государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом.

Как правило, оба этих метода взаимосвязаны и действуют в совокупности друг с другом.

3.2 Финансового контроля

 

Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и

учете государством доходов производителей. По закону определённая часть этих доходов в виде налогов перечисляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также на содержание самого аппарата управления государством.

Как правило, высший финансовый контроль над доходами и расходами в

государстве осуществляется Парламентом. Практически во всех государствах широкими полномочиями в этом виде деятельности обладают министерства финансов.

Итак, важнейшей частью экономической политики государства является налоговая система как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.

 

3.3 Социальная

   

Задача социальной функции государства состоит в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве каких-либо благ.

В первую очередь, социальная политика государства предполагает распределение социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться: инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое правовое государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи. Таким образом, должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства.

 

3.4 Природоохранительная

   

Природоохранительная (экологическая) функция государства занимает одно из ведущих мест во внутренней деятельности государства. Земля является объектом нашего совместного проживания, он требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения к себе. В большинстве современных государств разработано обширное законодательство по охране природы, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды. Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства.

 

3.5 Правоохранительная

 

Функция охраны правопорядка подразумевает под собой сферу деятельности государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства. В правовом государстве интересы каждой личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство охраняет интересы каждой личности, как гражданина и члена общества одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества.

Однако борьба с правонарушениями является важной, но                                 не первостепенной стороной правоохранительной деятельности государства.

Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов: суд, прокуратура, нотариат, и т.д.

Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом. Надо сказать, что в силу все гармонично развивающихся, объективно обусловленных экономических, социальных и нравственных отношений граждан с государством, принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4        Внешние функции

 

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.[4]

Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно распределить по трем основным направлениям: в политике,             в экономике, в области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать интеграционные процессы во взаимоотношениях                    с другими странами, одновременно отстаивая свою собственную независимость на международной арене.[5]

 

4.1 Политическая

 

В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество государств осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого государства, состоящего в объединении. В 1991 году возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), построенное на принципах экономического сотрудничества. Такое объединение было обусловлено тем, что бывшие республики Советского Союза были тесно связаны прочными экономическими связями, существование вне которых было бы для них губительно. Основным международным органом, которое координирует политические интересы большинства современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира                  и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах межгосударственных отношений. Помимо ООН и СНГ существуют также региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств               и многие другие.[6]

 

4.2 Экономическая

 

Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики. В частности, международное экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота                и развитие кредитно- финансовых связей. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающихся вопросами мировой экономики: Совет по торговле              и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд (МВФ) и многие другие.

Наиболее влиятельное сообщество государств в современном мире – это Европейское сообщество. Его целью является достижение взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и военных областях; сбалансированное развитие; повышение уровня жизни населения и т. д.[7]

 

4.3 Оборона страны

    

Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его деятельности.                В мирное время – это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной борьбы с противником.              В современном обществе подавляющее большинство государств придерживаются оборонительной доктрины, суть которой заключается                    в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противостояния значительно понижает вероятность возникновения войн в жизни народов, имея в перспективе полное их исчезновение.

В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне затратной статьей в бюджете любого государства.

Современный процесс постепенного снижения уровня военного противостояния государств ведет к улучшению экономических, культурных            и духовных связей народов.[8]

 

4.4 Охрана мировой окружающей среды

    

Эта функция обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE, имеющая отделения практически во всех странах мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Формы и методы осуществления функций государства

 

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительной деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная                          и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Функции государства – не что иное, как цельная взаимосвязанная деятельность всей совокупности государственных органов, направленная на сбалансированное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном сотрудничестве с другими государствами. Современное, организованное государством, общество может эффективно развиваться лишь при координации функциональных действий данного государства.

Рассматривая осуществление государственных функций в современной России можно отметить их недостаточную сбалансированность, что должно повлечь за собой длительный период становления отечественной государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.      Интрилигейтор Майкл Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практикиуправления. 2009.

 

2.      Комаров А. Налоговая система как элемент экономической политики государства // Право и экономика. 2010.

 

3.      Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. –М.: Юристъ, 2010

 

4.      Хропанюк В. Н. Теория государства и права. 2-е изд. – М.: Интерстиль,2009.

 

5.      http://www.sibupk.nsk.su/Intranet/Univer/Chairs/c_history/Polit/Politolg Sh/Sh5.htm// Советы по политологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Функции государства: понятие, классификации