Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.

Содержание

I. Оглавление 2
II. Введение 3
III. Понятие и признаки функций государства 5
IV. Классификация функций государства 10
V. Внутренние функции государства 13
Политическая функция 13
Экономическая функция 14
Социальная функция 15
Экологическая функция 16
Функция налогообложения и финансового контроля 18
Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка 19
VI. Внешние функции государства 20
Функция интеграции в мировую экономику 20
Функция обороны 21
Функция поддержания мирового порядка 21
Функция сотрудничества с другими государствами 22
VII. Формы и методы реализации функций государства 25
VIII. Заключение 30
IX. Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Функции государства .doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

     

     VI. Внешние функции государства

     Функция интеграции в мировую экономику

     Эта функция основывается на признании  взаимозависимости государств в  современном мире. Взаимозависимость  охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых:

    1. суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими;
    2. свобода выбора форм интеграционных связей;
    3. равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

     Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.15

     Функция обороны

     Данная  функция основывается в большинстве  демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач:

     а) защиты независимости и территориальной  целостности государства;

     б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

     Вместе  с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически  невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему  коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

     Функция поддержания  мирового порядка

     Данная  функция состоит из следующих элементов:

    • деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения;
    • обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом;
    • участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

     Функция сотрудничества с другими государствами

       Ее фундамент составляет поиск  взаимоприемлемых решений проблем,  которые затрагивают интересы  каждого народа и человечества  в целом и требуют международного  реагирования.

     К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных  экологических катастроф, которые  перерастают территориальные пределы  одного государства. Объединение международных  усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

  1. ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
  2. рациональное использование природных ресурсов.

     Такое сотрудничество позволяет: предупреждать  промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

     Большие проблемы связаны с освоением  космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано  многочисленными запусками космических объектов.

     Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том  числе от:

    • обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;
    • распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;
    • применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);
    • согласования национальной политики государств в экологической сфере;
    • механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

     Таким образом, сотрудничество государств обусловлено  взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей  в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.16

     В современной России по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления  новой политической идеологии наблюдаются  следующие тенденции во взглядах на внешние функции государства:

     Во-первых, с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающиеся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи постепенно заменяются функциями «равноправного» партнерства.

     Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к  бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также  по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим исчезла и функция поддержки этого движения.

     В-третьих, начиная с середины 80-х годов  и вплоть до последнего времени резко  изменилось отношение правящих кругов России к западным странам. Многолетнюю  политику идеологического противостояния сменило соглашательство по ряду принципиальных вопросов, движение в фарватере прозападных интересов, унизительное самобичевание и политическое заискивание. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и других бывших соцстран перешли в другую крайность.

     В настоящее время, особенно под влиянием результатов выборов 17 декабря 1995 г., которые, как известно, были не в  пользу правящих кругов, а также  под влиянием других происходящих внутри страны процессов, внешнеполитическая линия России постепенно выравнивается. Вместе с ней видоизменяется и содержание внешних функций современной  России.17

 

     

     VII. Формы и методы реализации функций государства

 

     Функции государства отличаются формами  и методами их реализации. Под формами  реализации функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления. Согласно сложившемуся и довольно широко распространенному в отечественной литературе представлению о формах реализации функций они подразделяются на правовые и неправовые.

     Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается «однородная по своим внешним  признакам (характеру и юридическим  последствиям) деятельность государственных  органов, связанная с изданием юридических  актов».

     В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах — в самом факте их существования и уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них проявляется также уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности  и конституционности.

     В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства:

    • правотворческая
    • правоисполнительная
    • правоохранительная.

     Однако  в последние годы, в связи с  повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая -договорная форма осуществления государственных функций.

     Правотворческая форма реализации функций государства  выражается в подготовке и издании  его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспечение в данном случае означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности. А именно - регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения и  развития новых,  прогрессивных общественных отношений.

     Правоисполнительная деятельность как форма реализации функций государства заключается  в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства. 

     От  того, насколько полно и эффективно выполняются правовые требования или  веления, настолько же успешно или, наоборот, без успешно осуществляются и государственные функции. 

     Правоисполнительной деятельностью,  направленной на осуществление функций государства, занимаются различные государственные органы и организации. Однако основная нагрузка при этом ложится на органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству  различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности,  повседневное управление  государственной экономикой, военным строительством (оборонной), системой  социального  обеспечения,  образования,   медицинского  обслуживания.   Именно   им   вменяются   в   обязанность   выполнение   контрольных функций  за  повседневной деятельностью  государственных  предприятий  и учреждений, определение основных направлений их развития и функционирования. 

     Правоохранительная    деятельность    как    форма   реализации функций государства   заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

     Правоохранительная  форма реализации функций имеет не менее важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства, чем правотворческая и правоисполнительная формы осуществления государственных функций. Ее значимость вместе с другими формами особенно резко возрастает в переходный период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой, из одного их качественного состояния в другое.

     Именно  в этот период разрушаются многие традиционные для данного общества и государства связи, подрываются  их прежние экономические, социальные и политические основы. Нередко, как это имело место в России и ряде других бывших социалистических государств, подменяются устоявшиеся в течение длительного времени социальные ценности, значительно ослабляются среди широких слоев населения моральные устои.

     Все это неизбежно ведет к созданию самых благоприятных условий  для нарушения существующего  правопорядка, законности и конституционности, ослабления гарантий прав и свобод граждан, к усилению среди значительной части населения иллюзии вседозволенности.

     Договорная  форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

Информация о работе Функции государства