Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.

Содержание

I. Оглавление 2
II. Введение 3
III. Понятие и признаки функций государства 5
IV. Классификация функций государства 10
V. Внутренние функции государства 13
Политическая функция 13
Экономическая функция 14
Социальная функция 15
Экологическая функция 16
Функция налогообложения и финансового контроля 18
Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка 19
VI. Внешние функции государства 20
Функция интеграции в мировую экономику 20
Функция обороны 21
Функция поддержания мирового порядка 21
Функция сотрудничества с другими государствами 22
VII. Формы и методы реализации функций государства 25
VIII. Заключение 30
IX. Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Функции государства .doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Относительно  устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры ».9

     Один  из наиболее выдающихся, на наш взгляд, ученых-юристов В.С. Нерсесянц, в  рамках развития своей либертарной теории права выделял минимальные функции государства и патерналистские. Под минимальными он понимал решение двух основных задач, стоящих перед любым государством, на всех этапах исторического развития государственности. Сюда относятся:

     1. обеспечение свободы, безопасности и собственности (правовая функция)

     2.   создание системы коммуникаций.

     Под патерналистскими В.С. Нерсесянц понимал  типологию задач современного социального правового государства, выходящих за пределы осуществления минимальных функций:

     1. социально-экономическая задача

     2. задача содействия развитию культуры

     3. экологическая задача.10

     Однако  общепринятой и наиболее распространенной является классификация функций  государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

 

     

     V. Внутренние функции государства

     Политическая  функция

     В  государстве все функции носят  политический характер, однако в сфере  политических отношений действует  целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. К ним относятся, прежде всего, представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

     Помимо  формирования органов государства  и участия в решении государственных  вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

     - реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государственных решениях;

     - обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

     - создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

     - официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

     - защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя

     Функция государства в политической сфере  имеет своей стратегической направленностью  создание жизнеспособного демократического общества.

     Но  одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Огромная ответственность здесь ложится на государство, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага. Данная функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства.11

     Экономическая функция

       Данная функция выражается в  выработке и координации государством  стратегических направлений развития  экономики страны в наиболее  оптимальном режиме.

     В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого типа государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство как производителей, так и потребителей социальных благ.

     Существует  два основных экономических метода государственного регулирования:

    1. определенная и довольно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества.
    2. создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

     Экономическая функция государства  в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в  коем случае не в создании распределительных  или механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.12

     Социальная  функция

     Это направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и  социальную защищенность личности, выражаемая в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. В продолжение этой темы, отметим, что одним из наиболее важных компонентов социальной функции являются обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обеспечения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире, особенно в период кризиса, отмечается рост безработицы. Государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры.

     Экологическая функция

       В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.

     В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".13 Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

     Государственные гарантии прав человека на благоприятную  окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное  нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.

     Функция налогообложения  и финансового контроля

     Рыночные  отношения способны эффективно развиваться  только на базе устойчивой налоговой  системы, поэтому рассматриваемая  функция есть реализация соответствующих  властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный "вертикальный" характер, тем не менее, демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

     Другой  частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

     Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

     Значение  функции налогообложения и финансового  контроля зависит от той роли, которую  стремится играть государство в  экономике, а также от того, принимает  ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.

     Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка

     Обеспечение прав человека и гражданина - главный  критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами  и со всем мировым сообществом. В  современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам  прав человека.

       Во Всеобщей декларации прав  человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.14

     Многие  государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

     Выполнение  функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая  роль принадлежит судам, органам  внутренних дел, государственной безопасности.

Информация о работе Функции государства