Государства и право Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., одна­ко эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этниче­ски принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам.

Содержание

1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.
2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).
3. Государственное устройство Древнего Египта.
4. Особенности права Древнего Египта.

Работа содержит 1 файл

IGPZS_1_seminar.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


История государства и права зарубежных стран

Занятие первое

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.      Основные периоды развития государства в Древнем Египте.

2.      Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).

3.      Государственное устройство Древнего Египта.

4.      Особенности права Древнего Египта.

 

 

Тема первая

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

1.1. Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., одна­ко эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этниче­ски принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам. Не­олитическая революция привела в V—IV тыс. до н.э. к появле­нию земледельческих культур, среди которых Меримде, Маади на юге, Бадари и др. — на севере. Египтяне, по мнению египто­логов, не были коренным населением, а являлись пришельцами, слившимися с местным населением и положившими начало но­вой этнической общности.

Процессы социального расслоения привели в середине IV тыс. до н.э. к возникновению 42 протогосударственных образований — номов (от греч. nomys — страна, область), которые по-египетски назывались сепатами. Со временем в период объединения Егип­та номы превратились в административные округа. Во II поло­вине IV тыс. до н.э. произошло образование двух более крупных ранних государств — Нижнего (Северного) Египта в дельте Ни­ла и Верхнего (Южного) Египта в нильской долине до первого порога.

Следующий этап становления древнеегипетского государства связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта, которое про­изошло около 3 тыс. до н.э., когда царь Верхнего Египта, проис­ходивший из восьмого (Тинитского) нома, Менес (Нормер), за­воевал Верхний Египет, став первым царем I династии в объеди­ненном Египте со столицей в Мемфисе («белая стена»). Период первых двух династий принято именовать Тинитским. Сведения об этом периоде очень скудные. Известно, что царская корона имела символы обоих царств — белый верхнеегипетский и крас­ный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга; в титулатуре фараона подчеркивалось, что он царь Верхнего и Нижнего Египта. Известно, что в тот период существовало большое цар­ское хозяйство с хорошо налаженным управлением. Дошедший от того периода свиток папируса свидетельствует о наличии це­лой системы государственных должностей. Этот период принято называть Ранним царством (додинастический период).

Легендарная дата слияния номов Верхнего и Нижнего Егип­та в рамках единого государства является удобной научной ги­потезой, позволяющей позиционировать во времени длительный процесс возникновения древнеегипетского государства. От пе­риода IV тыс. до н.э. сохранились списки властителей отдельных областей страны, а также Верхнего и Нижнего Египта, однако имеющиеся данные не позволяют с достаточной долей уверен­ности судить ни о характере власти этих правителей, ни о воз­главляемых ими протогосударствах. Легендарный царь Менес скорее всего не был первым объединителем страны: сохранив­шиеся памятники (палетка из граувакка царя Нармера (Меринара), изображающая покорение верхнеегипетским царем Нижне­го Египта), позволяют сделать вывод об этом.

История египетского государства после условной даты его объединения (династическая эпоха) традиционно подразделяет­ся на периоды, связанные с существованием различных царств и правящих династий. Это деление было предложено древнееги­петским жрецом и историком рубежа IV—III вв. до н.э. Манефоном в его «Истории Египта». Это ставшее классическим де­ление выглядит следующим образом:

•                      Раннее царство (Тинитский период) (I и II династии) — 3000-2800 гг. до н.э.;

•                      Древнее царство (III—VI династии) — 2800—2250 гг. до н.э.;

•                     первый распад (VII—XI династии) — 2250—2050 гг. до н.э.;

•                     Среднее царство (XI—XIII династии) — 2050—1700 гг. до н.э.;

•                     второй распад (XIV—XVII династии) — 1700—1580 гг. до н.э.;

•                     Новое царство (XVIII—XX династии) — 1580—1070 гг. до н.э.;

•                     поздний (Ливийско-Саисский и Персидский) период (XXI—XXXI династии) - 1070-332 гг. до н.э.;

•                     греко-римский период — 332 г. до н.э. — 395 г., в том чис­ле Птолемеевский период (304—30 гг. до н.э.) и Римский (30 г. до н.э. — 395 г.).

Политическая история Древнего Египта может быть пред­ставлена как чередование периодов объединения и распада, свя­занных, по всей вероятности, с рядом внутренних и внешних факторов. С одной стороны, имел место сепаратизм отдельных номархов, который вел к ослаблению центральной власти и рас­паду государства. С другой — внешняя опасность и социальная нестабильность в обществе приводили к осознанию необходи­мости единства в рамках сильного государства.

Первый период объединения пришелся на эпохи Раннего и Древнего царств. Наибольшего могущества в то время Египет достиг при представителях IV династии — фараонах Снофру, Хуфу, Хафре, Менкауре, Шебсескафе. За этим последовал первый распад страны на отдельные номы, который привел к ряду нега­тивных последствий: приходила в упадок ирригационная систе­ма, требовавшая концентрации усилий для ее поддержания и надежного контроля  со стороны центральной власти, периоди­ческие неурожаи вызывали голод и недовольство населения.

В середине XXII в. до н.э. произошло воссоздание крупных номовых объединений под властью нижнеегипетских номархов Гераклеополя и верхнеегипетских номархов Фив. Это привело к новому объединению страны под властью XI Фиванской дина­стии в лице Ментухотепа I и положило начало периоду Среднего царства. В тот период наибольшего усиления государство достиг­ло в эпоху XII династии при правлении фараонов Сенусерта III и Аменемхета III. Период Среднего царства примечателен тем, что в его начале установилось относительное благополучие; развива­лись математика, медицина, письменность. Существенные изме­нения произошли в религиозной жизни — на смену солнечному культу бога Ра пришел объединенный култ Амона-Ра.

Около 1700 г. до н.э. Египет подвергся вторжению племен гиксосов, что привело к второму распаду страны (XV и XVI гиксосские и XVII египетская династии), который продолжался до нового объединения в 1580 г. до н.э. под властью XVIII династии в лице Яхмоса I. Объединение открыло период Нового цар­ства, апогей политической мощи которого был достигнут при Аменхотепе III. При XIX и XX династиях страна постепенно слабела. Длительные войны, усиление номовой знати и жречест­ва привели к новому распаду Египта в 1070 г. до н.э.

Приход к власти иноземной, XXII ливийской династии (950—730 гг.) был ознаменован началом борьбы за новое объе­динение, однако завоевание страны царями Куша (XXV эфиоп­ская династия) и Ассирийской державой (671 г. до н.э.) отложи­ли объединение, осуществленное правителем Саиса Псамметихом I, основавшим XXVI саисскую династию (663—525 гг.).

В 525 г. Египет был завоеван персидским царем Камбисом и включен в состав его империи (XXVII персидская династия). После кратковременного восстановления независимости под властью египетских правителей (XXVIII—XXX династии) Египет вторично (343 г. до н.э.) был захвачен Ахеменидами (XXXI пер­сидская династия. В 332 г. до н.э. страна была включена в со­став державы Александра Македонского и после его смерти пере­шла к эллинистической династии Птолемеев (лагидов). В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. В 395 г. н.э. страна вошла в Восточную Римскую империю.

 

 

 

1.2. Общественный строй Древнего Египта

Гос­подствующим классом были рабовладельческая знать и жре­чество. Три условия определяли социальный статус знатного че­ловека: 1) происхождение (древность рода); 2) размер земельной собственности; 3) занимаемая должность. Последнее условие бы­ло решающим, поскольку Египет был страной рабства, и все под­данные именовались «мерет» (слуги царя). Теряя должность, че­ловек мог лишиться не только собственности, но и головы.

В конце Древнего царства центральная власть ослабевает, про­винциальная аристократия добивается почти полной независимо­сти. Наступает распад.

В период Среднего царства усиливается централизация, рас­тет влияние царской власти при одновременном сохранении привилегий представителей номовой и родовой столичной ари­стократии, объединенных общим названием «серы» (егип. — именитые, вельможи). Титулы, должности и имения становятся наследственными, имение аристократа («дом отца моего») — неприкосновенным. Высоким было положение номархов, из их среды даже вышли две царских династии — XXIV и XXX. Им воздвигали статуи, для них строили роскошные гробницы, их прах покоился в дорогих саркофагах. Обладавшие значительной властью на местах, в периоды упадка власти фараонов, серы до­бивались расширения своих прав и полномочий, вплоть до пра­ва самостоятельно принимать законы (при X гераклеопольской династии). При усилении центральной власти фараоны стреми­лись ограничить могущество серов, выдвигая на руководящие посты людей из низших сословий (выдвиженцы из немху при Аменхотепе IV (Эхнатоне).

С усилением социального расслоения общества растут част­ные хозяйства, в общинах также наблюдается расслоение и обо­собление мелких собственников. Постепенное усиление номов приводит к распрям внутри страны, что делает Египет легкой добычей гиксосов.

В период Нового царства усиливается власть фараона и жре­чества. Достигает высокого уровня государственный бюрокра­тизм. Позиции аристократии постепенно ослабевают, и она вы­нуждена считаться с усилением царского деспотизма и ростом влияния жречества.

Огромную роль во всех сферах общественной жизни играли жрецы. Помимо отправления культовых функций, они занима­лись медициной и воспитанием молодежи, выступали в роли советников власти и прорицателей, обеспечивая себе роль за­щитников душ людей в царстве мертвых, руководили строитель­ством инженерных сооружений, осуществляли тайные обряды посвящения и т.д. Жреческое звание становится наследствен­ным, назначение на церковные должности в их руках. Однако усиление жречества вступало в противоречие с царской властью, которая, как это было в большинстве стран, стремилась к огра­ничению влияния религиозных деятелей на государственное управление при безусловном сохранении ее влияния на народ­ные массы.

Влияние жречества не вполне успешно пытался ограничить Аменофис (Аменхотеп IV), царь из XVIII династии, женатый на Нефертити, вошедшей в историю в качестве одного из эталонов женской красоты. Вступив на престол молодым человеком, Аменхотеп IV предпринял религиозную реформу, суть которой заключалась в замене пантеистической традиции монотеизмом. Им было создано учение о едином боге Атоне, изображавшемся в виде солнечного диска с распростертыми для благословения руками. Аменхотеп IV перенес столицу во вновь построенный для этой цели г. Эхетатон («Светлое место Атона»), а себя стал называть Эхнатоном («Угодный Атону»). Однако, увлекшись ре­лигиозными преобразованиями, Эхнатон проглядел усиливаю­щуюся позицию хеттов и внутреннее сопротивление своим ре­формам. Двое его преемников не смогли закрепить реформ, а Тутанхатон («Подобающий жизни Атон») сменил имя на Тутанхамон («Подобающий жизни Амон»), что означало отход от ли­нии его тестя (у Эхнатона не было сыновей). Впоследствии эти фараоны были преданы анафеме как еретики, а реформа Эхна­тона полностью заглохла.

Огромное значение играла сельская община. Это было связа­но прежде всего с трудностями ведения сельского хозяйства, что являлось главной причиной ее живучести. Община была коллек­тивным собственником земли и различного рода угодий, управ­лялась общим собранием, советом и старейшиной. Особые об­щинные советы (джаджаты) регистрировали акты продажи, сле­дили за состоянием каналов, рассматривали имущественные тяжбы. Семьи, входящие в общину, наделялись землей.

Общинный сектор в Египте постепенно поглощаетя дворцово-храмовым хозяйством, основанном на рабском труде, а среди общинников (неджес — маленькие) намечается серьезное рас­слоение. Одни разорялись по мере дробления земли между на­следниками, теряли землю, а вместе с тем и свободу, переходи­ли на работу в имения знати и дворцово-храмовые хозяйства. Порой их положение приближалось к положению раба. Другие (сильные неджес) поднимались до уровня среднего достатка, сливаясь по своему социальному статусу с мелким жречеством и чиновничеством, ремесленниками, зажиточными горожанами. Они составляли основу войска. Нередко местная знать исполь­зовала их в борьбе за усиление своего влияния в противовес центральной власти, что также способствовало превращению их в представителей господствующего класса.

Категорию людей, связанных с хозяйством фараона, владев­ших царской землей или ее арендующих на льготных условиях, составляли хентиуше (егип. — находящиеся перед прудом-садом). Высшие хентиуше состояли в штате дворца в качестве поставщи­ков продовольствия, низшие населяли припирамидные поселения и выполняли функции служителей при умершем фараоне (совер­шали жертвоприношения и т.д.).

Остальное свободное простонародье именовалось немху (егип. — сироты). Все представители низшего (второстепенного) сословия именовались семдетами (егип. — профессия) и дели­лись по профессиональному признаку (земледельцы, ремеслен­ники, охотники, пастухи). В Египте существовало своеобразное кастовое деление (жрецы, воины, пастухи коров, свинопасы, мелкие торговцы, толмачи, кормчие). Хотя кастовость и не име­ла такого значения, как в Индии, где это был системообразую­щий фактор, но была заметно ощутимой. Так, свинопасы не могли вступать в брак с представителями других профессий, хо­тя в целом браки между представителями так называемых второ­степенных сословий, а также между представителями разных каст, включая рабов, не были запрещены. Особое положение свинопасов объясняется тем, что свинья считалась нечистым животным, хотя свинина употреблялась в пищу. Особое поло­жение было у касты воинов. Ее представители — каласирии (ну­бийские пехотинцы) и гермотибии (кавалеристы) не могли зани­маться никакой иной деятельностью, кроме военной службы. Помимо этого, они служили телохранителями высших представи­телей власти. За службу они наделялись земельными участками, не облагаемыми налогами, а также получали продукты питания.

Информация о работе Государства и право Древнего Египта