Государства и право Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Генезис древнеегипетской государственности.Единое древнеегипетское государство возникло в северной части долины Нила приблизительно в IV—III тыс. до н.э., одна­ко эта и прилегавшая к ней территория была заселена уже в эпоху палеолита племенами охотников и собирателей, этниче­ски принадлежавшие к протосемитам, берберам и кушитам.

Содержание

1. Основные периоды развития государства в Древнем Египте.
2. Общественный строй Древнего Египта (основные категории населения).
3. Государственное устройство Древнего Египта.
4. Особенности права Древнего Египта.

Работа содержит 1 файл

IGPZS_1_seminar.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Формально свободные люди, не имевшие собственных средств производства, относились к хему несут (царским рабам). Они не­сли фиксированные повинности, могли быть переданы на опре­деленный срок в храмовые и частные хозяйства, подлежали на­бору в войско. Как правило, эта категория людей не имела ни семьи, ни средств производства. Орудиями труда и рабочим ско­том их снабжало государство, строго учитывая весь произведен­ный продукт. В Египте все платежи производились натурой, су­ществовал продуктообмен, однако во времена Нового царства, появляется некое подобие всеобщего эквивалента в виде медной спирали, а затем медного кольца (дебен). Со временем вес дебена становится своеобразной единицей стоимости. В VI в. до н.э., после завоевания Египта персидским царем Камбизом, на­чинается чеканка серебряной монеты.

Рабов, как и иные группы населения, находившихся на по­ложении, напоминающем крепостную зависимость, в Древнем Египте обозначали общим термином «мерет». Рабство сущест­вовало уже в период Раннего царства, но длительное время оно сохраняло патриархальные черты. Источниками рабства были война, долги, кобальные условия аренды (от 1/3 до 5/6 доли урожая). Роль рабского труда возрастала в периоды победонос­ных войн (например, при XVIII династии). Наибольшее количе­ство баку (рабов) сосредоточивали храмовые хозяйства. Рабский труд использовался в строительстве ирригационных сооружений, при возведении пирамид, дворцов и других крупных трудозатратных объектов. О колоссальности рабского труда свидетель­ствует интересный подсчет Наполеона: на строительство трех пирамид в Гизе было использовано столько блоков, что их мог­ло бы хватить для сооружения стены вокруг Франции высотой в 3 м и толщиной в 30 см.

В эпоху Нового царства периодически производились смот­ры трудового населения для насильственного назначения на ра­боту в государственных или храмовых имениях, в ремесле и пр. Урожай земледельца подлежал строгому учету и контролю. Так, на одном из дошедших до нас рисунков изображена сцена нака­зания земледельца, укрывающего от власти ячмень.

 

 

1.3. Государственное устройство Древнего Египта

Египетское государство представляло собой образец древне­восточной деспотии. Во главе государства стоял монарх, наде­ленный высшей религиозной, законодательной, исполнитель­ной, судебной и военной властью. Царь первоначально носил титул инсибайа, но в период Нового царства (XVIII династии) возник титул пер-оо (большой дом, греч.— фараон), который до этого времени обозначал царский дворец. Это было связано и с тем, что имя фараона, даже его титул старались не упоминать, дабы не навести на него злые силы, предпочитали иносказания типа «Во дворце сказали», «Во дворце решили» и т.д. Фараон считался сыном бога Солнца Ра, наследником Осириса и земным воплощением божественного Гора. При вступлении на престол фараону присваивалось пять имен, что, по мнению египтян, должно было сохранить владыку от влияния злых духов. Только царю разрешалось курить, а так­же жениться на сестрах и дочерях, которые являлись главными женами среди других жен и многочисленных наложниц.

Власть фараона была абсолютной, в общественном сознании носила божественный характер. Египтяне были убеждены в том, что каждую весну царь приказывает Нилу разливаться, солнцу — всходить и садиться. При докладе ему менее знатные чиновники лежали на животе, передвигались ползком. Только избранным дозволялось целовать ноги фараона или место, где он восседал. Был детально разработан ритуал поклонения богу-фараону. Од­нако жизнь фараона была строго регламентирована предписания­ми закона, носящими священный характер и не подлежащими кор­ректировке во времени. Это касалось как его официальной дея­тельности, так и частной жизни. По часам было расписано ис­полнение государственных и судебных дел, прогулки, даже обще­ние с женой. В пищу фараон по обычаю мог употреблять только телятину и гуся, выпивать определенное количество вина. Фараон обязан был следовать религиозно-моральным нор­мам справедливости (маат). Строгое соблюдение маат фараоны ставили себе в заслугу. В «Книге мертвых», своеобразном путе­водителе в потустороннем мире, содержится одна из заповедей- клятв:

Я не делал людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного. В «Пророчестве Неферти» содержится предостережение правителю, что, если он отступит от священных заповедей справедливости, это может привести к гибели государства, «когда Нил иссыхает, а женщины не рожают».

Безграничность царской власти, с одной стороны, и ее огра­ничение высшими предписаниями — с другой, позволяет сде­лать вывод о том, что восточная деспотия воспринималась насе­лением не только как инструмент насилия и подавления, но и как проявление высших сил, гарантирующих порядок и ста­бильность, а также защиту в загробном мире. По убеждению египтян, от фараона зависели и урожай, и благополучие всего населения, выступление против фараона — преступление против религии. Как полагают некоторые исследователи, массовое уча­стие египтян в строительстве пирамид стимулировалось не толь­ко одним насилием и приказом1.

В период XVIII династии, особенно при Аменхотепе III, дворец фараона поражал своим великолепием, обилием золота и драгоценных камней, экзотических животных и растений, доро­гих благовоний, бесконечной чередой празднеств. Символом величия власти фараона выступали пирамиды.

Царские функции фиксировались в официальной титулатуре, куда включались отождествление с божеством (Гором или Се­том), с обеими богинями-покравительницами Верхнего и Ниж­него Египта, постулировалась его власть над обеими частями Египта, его престольное и личное имя с обязательным указани­ем на родственную связь с богом Ра. В титулатуру помимо этих обязательных элементов могли входить и другие элементы. Так, фараон Нектанеб (Гор-Хеба) имел тронные имена «Услаждаю­щий сердце Ра», «Избранник Амона», «Утоляющий сердце Ра, «Защитник Египта». При каждом устном упоминании фараона (обязательно в иносказательной форме) следовало молитвенное присловье «Анх уда снеб» (пожелание жизни, здоровья, силы). Как правило, трон занимали мужчины, но случалось, что фа­раоном становилась и женщина, которая изображалась в шлеме. Среди них, упоминаемая Геродотом Нитокрис, Себек-Нефру-ра, Хатшепсут. Как отмечает Б.А. Тураев, за 3 тыс. лет в Египте правили фараоны 30 династий, всего более 200 полубогов. Сре­ди них были талантливые администраторы, полководцы, миро­творцы, тираны, авантюристы и душевнобольные. Особенный след в истории страны оставили Яхмос I, Шешонк I, Осоркон I, Такелот I, Осоркон II, Шешонк II, Такелот II, Шешонк III, Пимай, Шешонк IV, Неферит I, Тутмос I, Тутмос III, Рамзес II, Рамзес III1.

Одним из основных внешних атрибутов царской власти был венец. Так, властитель объединенного Египта носил двойной, так называемый мощный венец, составленный из белого (верхнеегипетского) и красного (нижнеегипетского) вен­цов. Царский титул передавался по наследству в пределах опре­деленной династии. Смена династий была достаточно частой и это имело определенное теологическое толкование. Считалось, что божественное начало могло вселиться в любую женщину, которая и произведет на свет будущего монарха — бога-фараона. Примером может служить фараон Амасис, который был, по сло­вам Геродота, человеком самого незнатного происхождения и сомнительной репутации. Благодаря способностям и воле сделал блестящую военную карьеру и в конечном счете захватил власть и стал фараоном. Таким образом, осуществлялась легализация смены династий, которые легитимировались в сознании населе­ния страны как проявление высшей божественной силы.

Главой государственного аппарата (с XXVIII в. до н.э.) был джати, который иногда обозначается арабским термином «ви­зирь». Джати (сначала это был жрец города-резиденции прави­теля) в период Нового царства сосредоточивал в своих руках управление страной, включая военную сферу, а также исполнял функции верховного судьи, возглавляя судебное ведомство «шесть великих домов», являлся градоначальником столицы. В отдельные периоды (например, при XVIII династии) его функ­ции разделялись между джати Верхнего и Нижнего Египта. От периода XVIII династии сохранились тексты, содержащие пол­ный перечень функций и полномочий джати. Чаще всего эту должность занимал кто-то из сыновей либо иных самых близких родственников фараона.

Наверху государственной вертикали власти находились семеры (егип. — друзья) — лица, приближенные к фараону в силу своего знатного происхождения. Титула семера удостаивались за особые заслуги выходцы из серов (номархи, судьи, телохраните­ли). Высшим в иерархии семеров был титул «единственных семеров (друзей)» — особо доверенных вельмож. Семеры занима­ли различные управленческие посты, сочетая их с придворными титулами, обозначающими принадлежность к «дому царя».

Вслед за визирем шли главный казначей («заведовал всем, что дает небо, земля и воздух»), носивший титул «начальник над всем, что есть и чего нет»; начальник работ, который наблюдал за оросительной системой; управляющий «домом оружия»; началь­ник обоих «белых домов», начальник обоих «домов золота», «но­ситель сандалий фараона» (белые сандалии являлись ритуальной одеждой высших жрецов и фараона), «кравчий царя» и др. В пе­риод Нового царства введены новые должности: управители гробниц, птичник, брадобрей, царский писец, садовник.

Армия чиновников (писцов) была колоссальна. Карьера чи­новника казалась пределом мечтаний, что особенно отмечалось в «Поучении Хети». Рассуждая о преимуществах чиновничьего сословия, автор поучения с презрением говорит о людях, выну­жденных физическим трудом добывать себе пропитание.

Функции верховного суда выполнял «дом тридцати» — судеб­ная коллегия из крупных чиновников, функции казначейства — «белый дом» и «красный дом» (для Верхнего и Нижнего Египта соответственно). В период Нового царства они объединяются. Комплектованием и снабжением войска ведал «дом оружия».

Власть на местах принадлежала номархам, а в периоды уси­ления центральной власти — начальникам городов и крепостей, назначаемым фараоном. Количество номов не было одинаковым для разных эпох. Так, списки номов периода IV и V династий Древнего царства содержат данные о 37 номах (22 в Верхнем Египте и 15 — в Нижнем). Традиционное подразделение страны на 42 нома (22 — в Верхнем Египте и 20 — в Нижнем, по числу богов, присутствующих на суде Осириса) установилось не ранее середины II тыс. до н.э., в период Нового царства.

 

 

1.4. Право Древнего Египта

Источниками права Древнего Египта были правовые обычаи, которые, будучи записанными и санкционированными властью, становились обычным правом; религиозные нормы и предписа­ния; законодательные акты фараонов и номархов. Авторство первых египетских законов приписывается Мину, основателю I династии фараонов.

Мы не располагаем документами писаного древнеегипетско­го права, хотя некоторые источники («Предписание о служеб­ных обязанностях джати») содержат указания на использование свитков законов как непременных атрибутов служебных прие­мов и судебных заседаний. О состоянии права Древнего Египта можно судить по косвенным источникам, главным образом по надписям на стенах храмов и гробниц.

Создание первого законодательного свода древняя традиция приписывает богу мудрости Тоту, который якобы вручил жрецам 42 священные книги, содержащие, в частности нормы, которыми следовало руководствоваться при управлении государством. С дос­товерностью можно утверждать, что сборник правовых норм воз­ник при фараоне XXIV династии Бокхорисе. Так, одной из основ­ных его реформ стало запрещение долгового рабства. Известно, что древние греки и римляне использовали в своей практике не­которые положения этого документа.

В области вещного права наибольшее внимание уделялось землевладению. В условиях, когда земля была основным средст­вом производства и главным государственным ресурсом, право собственности на земельные участки регулировалось особенно тщательно. Существовало несколько типов земельной собствен­ности — государственная, храмовая, общинная и частная.

Для крупных землевладельцев не существовало преград для осуществления сделок любого рода — от продажи земли до пе­редачи ее по наследству. Однако в рамках сельских общин част­ная собственность на землю развивалась медленно. Движимое имущество, в том числе рабы, могло быть предметом сделок раз­личных типов.

Обязательственному праву известны различные типы догово­ров и способов их оформления. Так, общераспространенными были договоры купли-продажи, найма, аренды, займа, товари­щества. Сначала договоры заключались в устной форме в при­сутствии свидетелей или представителей местной власти и со­провождалась сложным ритуалом. Позже они приобрели пись­менную форму.

Одна их реформ Бокхориса затрагивала процедуру заключе­ния договора. При заключении устного договора в качестве дос­таточного доказательства использовалась клятва. Скорее всего клятвы, носившей священный характер, было достаточно в древ­неегипетском обществе, жестко детерминированном религиоз­ными нормами.

Отличительной чертой правовой системы Древнего Египта бы­ло почти полное статусное равноправие полов в публичной и част­ной сферах жизни. Это было обусловлено тем, что возникновение классового общества и государства в Египте произошло в период формирования патриархата, не успевшего обрести законченные формы доминирующего социального порядка. Так, женщины име­ли право свободно владеть собственностью и отчуждать ее, само­стоятельно вступать в договорные отношения, вести дело в суде, составлять завещание. Однако такое положение вещей постепен­но изменялось в сторону укрепления патриархального уклада.

Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачно-семейного права. При отсутствии абсолютного доминирования мужа в семье жена имела права на заключение с ним брачного договора. Тем не менее муж мог избить жену, а брат сестру палкой, но за их увечье мужчина нес наказание. Неверность мужа не наказывалась. Жене за невер­ность полагалась смертная казнь. Основания для развода (сведения о котором относятся только к позднему периоду) были одинаковы для супругов. В Новом царстве кровные браки были запрещены. Исключение составляли только фараоны, которые могли жениться на сестрах и дочерях. Существовало многоженство, фараоны и представители знати имели и гаремы. По преданию Рамзес II про­жил 90 лет, правил страной 67 лет, имел свыше 200 детей, пережил 12 сыновей-наследников. Отголоском кровнородственных браков было то, что муж называл жену сестрой, она его —братом. Брак, размер приданого, рождение детей фиксировались в «доме жиз­ни» в присутствии свидетелей.

Право на наследование было возможно как по закону, так и по завещанию. По закону наследство переходило старшему сыну (в отдельные периоды предусматривалось равное наследование для всех детей). При отсутствии прямых нисходящих наследни­ков наследство переходило жене завещателя.

Информация о работе Государства и право Древнего Египта