Государственная и муниципальная службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Особым видом службы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) является государственная служба. Государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Содержание

Введение.
Глава 1. Государственная и муниципальная служба: понятие, виды и
правовые источники.
1.1. Государственная служба
1.2. Система и виды принципов государственной службы.
1.3. Государственная служба субъектов КР
1.4. Проблемы и пути реформирования государственной службы в Кыргызской Республике
Глава 2. Основные положения о муниципальной службе
2.1. Понятие , задачи и функции муниципальной службы
2.2. Принципы муниципальной службы, их значение
2.3. Классификация должностей.
Глава 3. Управление государственной и муниципальной службой.
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 88.38 Кб (Скачать)

           С изменением политических, экономических, правовых условий, сейчас  в Кыргызстане возрождается местное самоуправление. В органах местного самоуправления занимают должности муниципальные служащие, которые структурно представляют особую группу служащих.

Таким образом, муниципальная  служба не входит в систему государственной  службы, не является ее структурной  частью и требует своего правового  регулирования.

Основными задачами муниципальной  службы являются:

1.     обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

2.     обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

3.     подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

4.     защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена в  социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства  общественно полезной деятельности лицами; в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в  обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности  зависит устойчивость общественных отношений; правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих. Эта служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему  правовых норм, регламентирующих права  и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия нет: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов. 

 

 

 

 

Функции муниципальной службы

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы  муниципального образования. Прежде всего  это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет  об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических  программ развития территории и обеспечение  их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной  собственностью. Не менее важная функция  – это руководство муниципальным  здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального  и дорожного хозяйства и другими  муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, одна из важнейших  функций: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или  законами субъекта Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной  и муниципальной службы есть, а  отличия заключаются лишь в уровне осуществления публичной власти  и некоторые другие особенностях.

Итак, под функциями муниципальной  службы следует понимать основные направления  практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих  целей правового регулирования  служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей  социальной роли и государственно-правового  назначения.

Каждый институт муниципальной  службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для института аттестации муниципальных  служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная  функция права муниципальной  службы состоит прежде всего в  том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование  муниципально-служебных отношений.  

     Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть такие нормативно-правовые акты, исходящие со всех уровней, касающиеся регулирования деятельности муниципальной службы.

           В систему правовых актов о муниципальной службе входят уставы и положения о дисциплине в конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции, трудовое законодательство, для регулирования наиболее общих отношений, и т.д.          

 

2.2. Принципы муниципальной службы, их значение.          

Правовое установление принципов  муниципальной службы обуславливает  функционирование соответствующих  органов, деятельность муниципальных  служащих, устойчивость служебных отношений, а также обоснование тенденций  развития законодательства о муниципальной  службе.          

Изучение принципов муниципальной  службы дает ответ на вопрос: что  является главным в институте  муниципальной службы, что постоянно  сопутствует системе служебных  отношений, без чего не могут существовать различные институты комплексного правового института муниципальной  службы. Основное значение принципов  муниципальной службы заключается  в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.           

Принципы муниципальной  службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные  закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций  органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие  в системе публичной власти, и  в частности, в системе муниципальной  службы.          

Принципы муниципальной  службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий  характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают  важнейшие закономерности в системе  организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают  значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе  муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой  произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.          

С другой стороны, принципы муниципальной службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.           

Каждый в отдельности  принцип муниципальной службы отражает не все объективные закономерности деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них. Но все  принципы взаимосвязаны: соблюдение одних  способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов  отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.        

 

 

 

2.3.Классификация должностей

Классификация должностей согласно областному законодательству построена  на разведении понятий «муниципальная должность» и «должность муниципальной  службы».

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.[2]

Должность муниципальной  службы – штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три  категории — степень близости полномочий отдельных должностей к  полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

Также в категорию «А»  входит должность депутата представительного  органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым  депутатским мандатом,— это правило  не распространяется только на глав муниципальных  образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной  службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные  служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов  могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это  касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного  органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его  заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно  должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости  замещения данных думских должностей только депутатами.

Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы. В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

Должности и категории «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:

1.        высшие должности — заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;

2.        главные должности — начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;

3.        ведущие должности — заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;

4.        старшие должности — помощник, главный специалист, ведущий специалист;

5.        младшие должности — специалисты 1, 2 категории, просто специалисты.

Должности категории «В»  отличаются от должностей категории «Б» еще и  тем, что  гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным. 

 

 

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции  представителя власти или временно или постоянно занимающее в муниципальных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.    

Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как  они заметно выделяются из состава  служащих объемом и характером своих  должностных обязанностей; от них  требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.           

Должностное лицо реализует  властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное  лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в  служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной  власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению  дисциплинарных взысканий. Должностное  лицо может разрабатывать и принимать  управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия. 

 

          

Важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе  должностного лица. Обычно выделяет такие факторы правового статуса как: трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. В.М. Манохин включает в статус служащего задачи по должности, основные функции служащего, права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности. А.П. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность.          

Функции должностного лица – главные направления практического  воздействия при выполнении задач  по должности и реализации установленных  в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Права и обязанности выступают  очень важной стороной для того, чтобы охарактеризовать правовой статус. К числу основных прав муниципальных  служащих относятся следующие права:

·        требование представления всех документов, определяющих их права и обязанности, а также необходимых организационно-технических условий;

·        бесплатное получение требуемой по службе информации и материалов;

·        внесение предложений по совершенствованию службы;

·        посещение по службе предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, за исключением объектов с особым режимом посещения в силу федерального законодательства;

·        знакомство с материалами своего личного дела;

·        продвижение по службе, получение денежного содержания, увеличение его размера с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

·        повышение квалификации и переподготовка в соответствии с функциями и полномочиями занимаемой должности;

·        участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

·        принятие решений и участие в их подготовке согласно должностным обязанностям;

·        объединение в профессиональные союзы;

·        выход в отставку;

·        пенсионное обеспечение.

Муниципальные служащие обязаны:

·        добросовестно исполнять свои должностные полномочия;

·        обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

·        соблюдать положения законодательства;

·        своевременно рассматривать обращения граждан, запросы депутатов;

·        исполнять приказы, распоряжения, указания своих руководителей, за исключением незаконных;

·        соблюдать нормы служебного этикета и этики;

·        не разглашать закрытых по закону сведений;

·        поддерживать необходимый уровень квалификации;

·        ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о доходах и имуществ




 

 

Глава 3. Управление государственной и муниципальной  службой

 

Органы управления государственной  службой — это специальные  государственные органы или подразделения  государственных органов, к компетенции  которых относится обеспечение  и развитие системы государственной  службы. При этом следует иметь  в виду, что среди них можно  выделить органы обеспечения государственной  службы и органы управления государственной  службой. Орган обеспечения государственной  службы — это орган или, как  правило, подразделение государственного органа, задачами которого является выполнение или организация выполнения норм, правил и предписаний системы  государственной службы относительно специфики данного государственного органа. Органом государственного управления государственной службой является орган, предназначенный поддерживать и развивать системы отношений  государственной службы, ее виды, организацию  управления государственной службой, ее персоналом, обеспечивать порядок, условия и процедуры реформирования государственной службы, повышение  профессионализма и компетентности государственных служащих.

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой

Управление государственной  службой можно рассматривать  с двух сторон

1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное  содержание и особый предмет  и осуществляемую в установленных  организационно-правовых формах; и

2) как деятельность специально созданных государственных органов

Управление государственной  службой осуществляется с целью  обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией КР, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов КР принципов

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

1) это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы,

2) это функция государственных  органов, которая

3) осуществляется в определенных организационно-правовых формах и

4) реализуется специально  созданными государственными органами;

5) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;

6) управление основывается  на принципах законности, гласности,  подчиненности вышестоящим государственным  органам и должностным лицам  нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государ­ственной службе, стабильности государственной службы.

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

( См Лазарев БМ Государственная  служба М, 1993 С 5—6);

См Манохин В.М. Советская государственная служба М, 1966 С 5

Бахрах Д.Н. Указ. соч. С.102.;

 

.. Бахрах Д.Н. Государственая  служба в Российской Федерации.  Екатеринбург, 1995 С 21—23

 

См: Оболонский А.В. Человек  и государственное управление. М., 1987. С 130—180.;

 

  1. Арабаев А.А. «Конституционное развитие Кыргызстана». Издательство: «БАИС», Бишкек, 2008 г.
  2. Акунов А. Государственное управления Кыргызстана в транзитный период - Б., 2003.
  3. Алехин А.П., Козлов Ю.П. Административное право РФ. Ч.1. М.,1994.
  4. Бейшембиев Э.Д. «Государственно – правовые проблемы внешнеэкономической деятельности Кыргызстана». Алма-Ата, 1993 г.
  5. Базакеева. К.Ж., «Профессиональное развитие государственных служащих». «Политика и общество», № 3-4 2002года.
  6. Бахрак Д.Н. Административное право. М., 2003.
  7. Бахрак Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989
  8. Вачило И.Л. Функции служащих // Аппарат управления социалистического государства. Ч.2. М., 1977.
  9. Вельский К.С. Феноменология административного права. М., 2005.
  10. Глен Райт «Государственное управление». КГНУ, Бишкек, 2006 г.
  11. Жумалиев К.М., Ожукеева Т.О «XXI век: Институт Президентства в Кыргызской Республике». Издательство: «Илим», 1998 г
  12. 3иновьев А.В. Основы Конституционного права. СПб, 1996.
  13. Рябов В.С. Административная ответственность, граждан и должностных лиц. Пермь, 1984.
  14. Старилов В.В. Служебное право. М., 1996.
  15. Телегин А.С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. И., 1994.
  16. Тарасова Н.Н., «Государственные работники США», М. 1982
  17. Джаманбаев М.А., Болотбаева А.А. «Государственная служба Кыргызской Республики».
  18. К. Исаев. Политическая социология: «Становление и развитие». Бишкек 2002г.
  19. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. «Профессиональная культура и профессионализм государственной службы». Издательский Центр: «Март», Ростов-на-Дону, 2000 г.
  20. Лазарев В.И. Государственная служба. М., 1993.
  21. Лазарев В.И. Компетенция органов управления. М., 1972.
  22. В.М. Манохин, В.С. Адушкин, В.Я. Багишаев. Российское административное право. М., 1996.
  23. Манохин В.И. Конституционные основы советского административного права. Саратов. 1983.
  24. Коренев А.П. Административное право. М., 1996.
  25. Конституция Кыргызской Республики.
  26. Калканова Ж.С. «История государства и права стран содружества». КГНУ: Бишкек, 1994 г.
  27. Кубанов А.А., фарсимадан. Д. Вестник стратегии комплексных основ развития Кыргызской Республики до 2010 года.
  28. Ким В.Л «Первая Конституция независимого Кыргызстана». КГНУ, ИИМОП, Издательство «Илим», Бишкек, 1998 г.
  29. Койчуев Т.К., Плоских В.М., Усубалиев Т.У. «У истоков кыргызской национальной государственности». Издательство «Илим», Бишкек, 1996 г.
  30. Коллективная научная монография. «Государственное управление и государственная политика». Бишкек, 1997 г.
  31. Койчиев Т. «Независимый Кыргызстан. Третий путь», Б. – 93г.
  32. Коллективная научная монография. «Управление государственным сектором в целях развития в переходный и постпереходные периоды в Кыргызстане». Издательство «Нива». 1997г.
  33. Коллективная научная монография «История Кыргызов и Кыргызстана». Бишкек, 1996 г.
  34. Коллективная научная монография «Реформирование государственного управления и государственной службы Кыргызстана в переходный период». Бишкек. 2000 г.
  35. Коллективная научная монография «Функциональный анализ органов исполнительной власти в Кыргызстане». Бишкек, 2001 г.

30. Касаткина Н.М. «Государственная  служба в зарубежных странах», М. 1996.

31. Малабаев Ж.М. «История  государственности Кыргызстана». Институт  Истории НАН КР. Издательство  «Илим», Бишкек, 2007 г.

32. Ноздрачев А.Ф. «Государственная  служба». Издательство «Статут», Москва, 1999 г.

33. Новиков А.В., « Правовые  формы организациии государственной  службы в США», М. 1979.

34.Никеров Г.И., « Административное  право США», М. 1977.

35. Нурбеков К.Н. «История  государства и права КиргССР» /монография/, Бишкек, 1999г.

36. Облонский А.В. «Государственная  служба». Издательство «Дело», Москва, 1999 г.

37. Укушев М.К., Бокоев Ж.А.  «Президент Кыргызской Республики»,  Издательство «Шам». Бишкек, 2007 г.

38. Чиналиев У.К. «Реализация  принципов разделения властей  в современном Кыргызстане». Издательство  «Кыргызстан», Бишкек, 2008 г.

39. Чотонов У. «Суверенный  Кыргызстан: выбор исторического  пути » Издательство «Кыргызстан», Бишкек, 2005 г.

40. Шеримкулов М.Ш. «Парламент  независимого Кыргызстана» /Монография/. КГНУ, Бишкек, 2008 г.

41. Ядов В.А. Соц. исследования: методология, программа, методы. М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* См.. Бахрах Д.Н. Государственая служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995 С 21—23

* См , например Федеральный закон от 12 января 1996 г «О некоммерческих организациях» // РГ 1996 24 янв


Информация о работе Государственная и муниципальная службы