Государственная программа развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. К настоящему времени рассмотрены документы около 60 субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
Цели российской региональной политики субъектов Российской Федерации _____________________________________________________4
Методическое обеспечение процесса разработки стратегий социально-экономического развития _________________________________________6
Практика разработки стратегий социально-экономического развития субъектами РФ __________________________________________________10
«Стратегия развития ЮФО 2020» ___________________________16
Заключение ________________________________________________19
Список используемой литературы ____________________________19

Работа содержит 1 файл

рег эк.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Интеллектуальный инструментарий стал методической основой проекта инновационного развития регионов — «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России», который планируется развернуть по следующим направлениям:

    • конкурентоспособность региональной власти: внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории,
    • общество и человеческий потенциал региона: инициирование процессов самоорганизации общества в регионе, развитие человеческого потенциала, разработка стратегии обеспечения экономической и социальной привлекательности региона, повышение уровня жизни путем реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения,
    • бизнес и системы организации хозяйства в регионе: выявление специализированных (максимально конкурентоспособных) областей бизнеса и сфер инновационного развития, проведение политики по продвижению данного бизнеса в другие регионы и на международный рынок, а также включению региональных бизнес-структур в реализацию приоритетных национальных проектов. Помимо поиска новых возможностей и выработки стратегии развития для территорий, решается задача формирования механизма координации между региональными администрациями и федеральными органами государственной власти при реализации значимых проектов развития регионов России.

     Стратегия развития региона в этом случае формируется  в начальной стадии развертывания  проекта посредством общественно-государственной экспертизы с максимальным включением заинтересованных сторон и постоянно обновляется по мере продвижения по пути реализации проекта.

 

        «стратегия развития юфо 2020»

       Стратегия развития ЮФО некогда была первой в своем роде: в 2007 году именно на ней Минрегион стал оттачивать методику работы с такими образованиями, как федеральный округ. Правда, южная стратегия так и не была принята: грянул кризис, затем от ЮФО отделился СКФО, да и документ был рассчитан на развитие до 2025 года, а не до 2020-го, как представленная больше двух лет назад стратегия развития России в целом. С тех пор Минрегион освоил работу со стратегиями: уже приняты подобные документы по Сибири, Дальнему Востоку, Северному Кавказу. По словам директора департамента стратегического планирования и регионального развития Минрегиона Ольги Смирновой, сейчас ведомство делает акцент на унификации окружных стратегий. Для них определено чёткое место в иерархии документов — между стратегией развития страны до 2020 года и стратегиями субъектов. «Стратегия округа не предполагает дополнительных обязательств федерального бюджета, — отмечает Ольга Смирнова, — она направляет существующие ресурсы». Окружная стратегия фактически увязывает планы субъектов с общенациональными интересами. При этом она в обязательном порядке, по словам г-жи Смирновой, содержит план крупных комплексных межрегиональных проектов.

       Одна  из проблем нового ЮФО в том, что  ему сложно найти общие проекты  для всех субъектов, хотя каждый из них с проектами определяется легко. Важно руководству ЮФО прийти к тому, что округу нужны проекты, которые позволят говорить о том, что округ является органичным целым. Такие проекты есть — например, углубление Волго-Донского канала или создание канала от Каспия до Черного моря. То есть если напрячься и придумать — придумать можно. Но важно не увлекаться: такие проекты, как канал, будет сложно реализовать в рамках десятилетнего периода, который захватывает стратегия. Думаю, инновационные кластеры разных субъектов, увязанные через Южный федеральный университет, через инновационные центры, которые могут быть распределены по субъектам, но работать на округ в целом — вот это перспективное направление самоидентификации».

       Ключевую фразу о будущей стратегии произнесла представитель разработчика Ирина Гришина: «Когда 80 процентов капиталовложений делают частные инвесторы, осуществление любых планов государства оказывается в руках бизнеса, поэтому реализуемость стратегии зависит от согласования документа с бизнесом». Последние такие согласования проходили в 2008 году, а следующие, видимо, уже будут в рамках партийной дискуссии.

       Также обсуждаются и другие проэкты. Один из них это - строительство полиэтиленового завода. Актуальность комплекса более чем обоснована. Прогнозы на период до 2020 года показывают: потребление полиэтилена на российском рынке может вырасти в 2 раза. При этом тех мощностей, которые сейчас существуют в России, недостаточно для того, чтобы удовлетворить потенциальный спрос на внутреннем рынке. А вот значительные ресурсы углеводородов на территории Астраханской области будущий полиэтиленовый завод смогут обеспечить сырьем в полной мере. Эффект внушителен: 5000 рабочих мест, 2 млрд. рублей ежегодной налоговой прибыли и, конечно же, новый виток в развитии промышленной отрасли региона.

       Развитие  сельского хозяйства и увеличение объемов овощной продукции – вот стратегическая задача тепличного комплекса «Новые вершины» в Лимане. Потенциал астраханского края в производстве овощебахчевой продукции практически не ограничен. Астраханская область уже давно является лидером России по объему выращенных томатов. Когда первая очередь комплекса (21,5 га) – 2 теплицы и рассадное отделение – будет запущена, объем выращенной продукции составит порядка 12 тыс. тонн в год. Обойдется инвесторам такой проект недешево – в 1,261 млрд. рублей. Планируется, что тепличный комплекс заработает в марте 2012 года.

       Другой  проект, представленный сегодня, это туристический комплекс «Остров Городской». Объектов, которые появятся на острове, немало. Здесь и яхтенная марина, и аквапарк с развлекательным комплексом, и тематический парк развлечений, и рыбацкая деревня, и общегородской пляж с инфраструктурой обслуживания, и даже детско-юношеская парусная школа. Место тоже выбрано удачно: федеральная автотрасса, проходящая по мосту, пересекающему Городской остров, международный аэропорт, расположенный в 20 минутах езды, и речное транспортное сообщение в рамках Каспийского круизного пути. Уже известны сроки реализации проекта - 2012-2016 годы. Стоимость этого места отдыха - 12,454 млрд. рублей.

       В рамках стратегии социально-экономического развития края до 2020 года,на Кубани разрабатывается пять стратегических инвестпроектах в разных отраслях – промышленности, сельском хозяйстве и переработке.

       Первый  проэкт направлен на усиление диверсификации экономики через активную индустриализацию края. Именно промышленность создает наибольший прибавочный продукт, рабочие места и бюджетную отдачу. Также необходимо использовать транспортную логистику – морские порты, железные и автодороги. А также природные и трудовые ресурсы.

       Хорошим примером привлечения иностранных  инвестиций стало строительство  в Крымском районе стеклотарного  завода "Русджам–Кубань" с участием турецкого бизнеса. Общий объем  инвестиций составит около 3,5 миллиардов рублей. На сегодня уже освоено 2,5 миллиарда. После выхода завода на расчетные мощности доля Краснодарского края в производстве стеклотары в России с нынешних 3% вырастет до 20%.

       Еще один важный проект – строительство  завода по выпуску плит МДФ в Апшеронском  районе. Это – "точка отсчета" в создании крупного кластера глубокой переработки древесины. Весь объем добываемого леса будет перерабатываться на месте. Общий объем инвестиций в проект – более 9 млрд. рублей. Кроме того, вокруг этого базового предприятия вырастет комплекс сопутствующих производств.

       Еще три стратегических инвестиционных проекта связаны с агропромышленным комплексом.

       Так, в Динском районе известная в  России компания "Тандер" начала строительство современного тепличного мегакомплекса с использованием энергосберегающих технологий. Будут значительно увеличены объемы производства овощей закрытого грунта, причем высокого качества и круглый год.

       В свою очередь, в Павловском районе Краснодарского края компания "Кубанский бекон" реализует инвестпроект по строительству  крупного мясомолочного комплекса полного цикла. В результате, будет увеличено производство мясной и молочной продукции, отвечающей самым высоким стандартам качества.

       Третий  проект направлен на модернизацию и  увеличение производства птицы. Его  реализует ЗАО "Агрокомплекс" на территории сразу нескольких районов края. Планируется провести модернизацию и реконструкцию существующих производственных мощностей, а также построить новые. Это позволит увеличить объемы производства мяса бройлеров с 30 до 80 тысяч тонн в год.

       Только  эти 5 инвестпроектов в совокупности принесут краю 26 миллиардов рублей капитальных  вложений, почти 4 тысяч рабочих мест и до 3 миллиардов рублей в бюджет ежегодно.

 

      Заключение

     Одна из главных проблем повышения эффективности национальных проектов, состоит в том, что они реализуются без изменения среды, в которой они осуществляются, т.е. на старой неподготовленной почве, а также отраслевой, не системный характер подхода к их реализации. Важнейшим недостатком этих проектов является то, что они не являются проектами в собственном смысле этого слова: они не дают онтологию того будущего, которое ими формируется, они также не дают логики реализации этой онтологии будущего, а потому видятся всего лишь как одно из ситуативных средств стимуляции функционирующих механизмов. Решение этой проблемы могло бы состоять в одновременном осуществлении целостного комплекса мер, как бы метапроекта, направленного на кардинальное повышение эффективности организации и развития ключевых сфер регионов, на что и направлен проект «Конкурентоспособный регион». Нам представляется, что он мог бы стать основой для эксперимента по повышению эффективности реализации национальных проектов в ряде пилотных регионов как результат улучшения уровня стратегического планирования, квалификации управленцев и качества управленческой работы, снижения рисков по всем измерениям — политическому, экономическому, человеческому.

     Список  литературы

  1. Государственное регулирование экономики - Морозова Т.Г. ИФРА-М, 2009г
  2. А.С. Булатов Государственное регулирование экономики М,2008г
  3. http://www.investkuban.ru/newslist/item-761.html
  4. http://expert.ru/south/2010/37/yufo/

Информация о работе Государственная программа развития регионов