Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть – это важнейший атрибут государства, наделенный властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы ее осуществления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственной власти 5
1.1. Государство и государственная власть. Свойства
государственной власти 5
1.2. Легитимность и легальность государственной власти 8
Глава 2. Осуществления государственной власти 11
2.1. Разделение властей 11
2.2. Методы осуществления государственной власти 12
Глава 3. Формы осуществления государственной власти 17
3.1. Монархия 17
3.2. Республика 21
Заключение 32
Библиография 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ТГП.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Выделяются  следующие типы легитимности государственной  власти:

  • рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законами, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
  • идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
  • традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
  • харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые особенности политического лидера, на личном авторитете правителя и др.

      Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в чистом виде. В  конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы смешиваются при доминировании одного из них.

      О степени легитимности государственной  власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения; по результатом выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.

      Во  все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и  одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки  масс, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами – идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.  
 
 

Глава 2. Осуществление государственной власти 
 

2.1. Разделение властей 
 

      Прежде  чем говорить о том, как и с  помощью каких методов, осуществляется государственная власть необходимо сказать несколько слов о системе разделения властей.

      Теория  разделения властей состоит в  следующем. Вся власть не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребление властью, нарушение прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих, ее распределение по различным органам, с тем чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

      В Российской Федерации государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. [1.1. ст. 10]

      1. Законодательная власть. Она необходима  для издания законов, в которых  содержатся нормы права, призванные  регулировать наиболее важные  общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному органу.

      2. Исполнительная власть. Она предназначена  для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Ей предоставлено право активных действий, а также принятие подзаконных нормативных актов.

      3. Судебная власть. Она необходима  для осуществления правосудия, для  разрешения возникших в обществе  споров, для наказания лиц, совершивших противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судами. Она должна принадлежать только судам, осуществляться судьями и быть независимой.

      Говоря  о характере взаимоотношений  между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:

  • необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью;
  • необходимо сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.
 
 

2.2. Методы осуществления государственной власти 
 

     В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо.

     Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, прием практической реализации задач и функций государственной власти в повседневной деятельности государственными органами (должностными лицами) на основе, закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

     Арсенал методов реализации государственной  власти достаточно разнообразен. В  современных условиях значительно  возросла роль методов морального и  особенно материального стимулирования, используя которые, государственные  органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

     К общим, традиционным методам осуществления  государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

     Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

     Превращение идей, взглядов в убеждения связано  с деятельностью сознания и чувствами  человека. Только пройдя через сложный  механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.

     Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям – так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

     Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

     Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

     В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. [1.2. ст. 43]

     Само  по себе государственное принуждение  – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

     Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение  имеет место в государствах с  антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

     Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

     а) подчинено общим принципам данной правовой системы;

     б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны;

     в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

     г) действует через механизм прав и обязанностей;

     д) оснащено развитыми процессуальными формами.

     Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  оно в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей  – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

     Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

      Эти методы могут быть прямого воздействия  и косвенного.

     Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки:

     - прямое воздействие на волю;

     - приказной характер;

     - однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

     - поскольку жизнь разнообразна, а  приказы однозначны, их приходится  издавать много, что обуславливает  существование многих норм и  указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

     - наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

     - стимулирование осуществляется  по усмотрению руководителя за  выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

     - широкое использование внеэкономического принуждения.

     Прямое  воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись.

     Методам косвенного воздействия присущи  следующие особенности:

     - руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

     - управленческие акты управомачивают  на определенные действия;

     - у подвластных существует возможность  выбора одного или даже нескольких  вариантов поведения;

     - юридическими нормами и обычаями  закреплен автоматически действующий механизм стимулирования;

     - наличие развитого механизма  правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Формы осуществления государственной власти 
 

3.1. Монархия 
 

      Высшую  власть в государстве в различных  соотношениях представляют глава государства, законодательная власть, а также  правительство – центральное  звено исполнительных, управленческих органов, при наличии третьей  власти – судебной, органов правосудия, а также муниципального образования.

Информация о работе Государственная власть, ее свойства и формы осуществления