Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть – это важнейший атрибут государства, наделенный властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы ее осуществления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственной власти 5
1.1. Государство и государственная власть. Свойства
государственной власти 5
1.2. Легитимность и легальность государственной власти 8
Глава 2. Осуществления государственной власти 11
2.1. Разделение властей 11
2.2. Методы осуществления государственной власти 12
Глава 3. Формы осуществления государственной власти 17
3.1. Монархия 17
3.2. Республика 21
Заключение 32
Библиография 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ТГП.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Форма осуществления государственной  власти представляет собой организацию  высших органов государственной  власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции и  взаимоотношения с населением.

      Различают две формы правления – монархическую  и республиканскую. В данном разделе  будет рассмотрена монархия.

      Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при  которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

      При данной форме правления вся полнота  власти принадлежит монарху. Это, означает, что от монарха зависит окончательное  решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решение от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархи называются ограниченными.

      Монарх  пользуется титулом, имеет право  на получение из государственной  казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи.

      Монарх  получает, как правило, власть по наследству, в большинстве случаев наследником  является старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах монарх может избираться правителями субъектов федераций. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти. Обычно при заговорах, дворцовых переворотах восставший народ или заговорщики пытались посадить на трон того, имел якобы законное право на царствование.

      Для того чтобы подчеркнуть особый, верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась. Так, царь в дореволюционной России объявлялся помазанником божьим, император Японии – сыном богини Солнца Аматерасу.

      Из  выше изложенного материала можно  сказать, что монархия имеет следующие признаки: власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, не зависит от населения.

      В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают  абсолютную монархию и ограниченную монархию.

      Главная отличительная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений монарха не существует.

      В ограниченных монархиях власть монарха  юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В данном случае уже можно говорить о разделение властей. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

      В парламентарной монархии власть монарха  законодательно ограничена практически  во всех сферах деятельности. Монарх в  парламентарной монархии играет в основном представительную роль, является «символом  нации», «символом единства нации». Говорят, что монарх царствует, но не правит, поскольку лишен реальных полномочий.

      В парламентарных монархиях законодательная  власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним.

      За  монархом могут традиционно сохраняться  определенные полномочия. Так, в отдельных  государствах он назначает главу  правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарху может принадлежать право вето в отношении законов, принятых парламентом, но на практике оно не используется или используется по указанию правительства. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром. Без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы. Таким образом, правительство берет на себя ответственность за надлежащее качество и исполнение актов монарха. Монарх должен отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь правительство может предложить монарху в определенных случаях распустить парламент и назначить новые выборы для решения конфликта между законодательной и исполнительной властями непосредственно народом. Изложенные процедуры являются частями механизма сдержек и противовесов.

      Парламентарная  монархия характерна для современных  индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Япония и др.). В этих странах развитие институтов государственной власти шло путем постепенных преобразований, эволюции, с сохранением старой формы, наполнения ее новым содержанием. Конституции некоторых развивающихся стран, к примеру, Таиланда, Непала, также закрепляют принципы организации высших органов государственной власти, характерные именно для парламентарных монархий. Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

      Дуалистическая  монархия – промежуточный вариант  между абсолютной и парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту.

      Монарх  осуществляет свою власть, как правило, через назначенное им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом, прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.

      Дуалистическая  монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение  компромисса между монархом и  народом. В этом случае перевес пока остается за монархом.

      В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительства, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии. 
 

3.2. Республика 
 

      Республика  – это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

     Республик, как и монархий, существует огромное количество. Среди многих их разновидностей возможно, однако, определить основные и наиболее характерные черты республиканской формы правления. Источником власти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет – один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей.

     По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

     Парламентская республика. Все, что было сказано о парламентарной монархии, относится и к парламентской республике. Здесь сильна законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Данная форма правления характеризуется верховенством парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Таким образом, выборы одновременно решают вопрос о составе и парламента и правительства.

     В парламентской республике может быть предусмотрена должность президента, однако он не имеет таких широких полномочий, какие имеет президент в президентской республике, и в своей деятельности зависит от правительства. Президент является главой государства, но не главой правительства; он не ответствен за действия правительства. Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается, чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Избрание президента осуществляется или парламентом, или специально создаваемой коллегией. Президент представляет государство в сфере внешней политики, но и здесь он вынужден согласовывать свои действия с правительством. Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному усмотрению главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактическое руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.

     Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства – премьер-министра. Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам, и тогда они уходят в отставку.

     Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Индия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие государства.

     Президентская республика. Эта форма правления характеризуется тем, что президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда она по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, так как в ней существуют два основных центра власти – парламент и президент.

     В президентской республике законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Однако парламент не формирует исполнительную власть, последняя не несет перед ним ответственности. Парламент не может отправить в отставку должностных лиц исполнительной власти (только лишь в случае совершения преступления, грубого нарушения конституции), если депутаты не согласны, например, с проводимой правительством политикой.

     Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может самостоятельно смещать членов правительства. Как правило, президент избирается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено повторным рассмотрением законов в парламенте.

     В президентской республике у президента находятся широкие полномочия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела, по должности является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты, которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны. Президентская республика – достаточно распространенная форма правления. Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской Америки, Африки, Азии. Парламентская и президентская республики – две основных разновидности данной формы правления. Каждая имеет и свои достоинства, и свои недостатки.

     К числу достоинств президентской республики следует отнести достаточно высокую степень эффективности государственного руководства обществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффектное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики является, как это часто бывает, продолжением ее достоинств, именно: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею. Преимущества парламентарной республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует единоначальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют и «объективные» предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток парламентарных республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы. Во многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик, с тем чтобы преодолеть недостатки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Представляется возможным даже говорить о «промежуточной» форме правления – полупрезидентской (или смешанной) республике, в которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для классических форм правления. Вариаций полупрезидентских республик, различающихся между собой значительно или лишь в деталях, достаточно много. Вот одна из основных.

Информация о работе Государственная власть, ее свойства и формы осуществления