Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……….5
Глава 2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….8
Глава 3. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………10
Глава 4. ЛЕГАЛЬНОСТЬ И ЛЕГЕТИМНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………….12
ГЛАВА 5. ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...19

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 36.77 Кб (Скачать)

  Государственная власть не может обойтись без особого  метода государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект  навязывает свою волю подвластным.

  Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

  Само  по себе государственное принуждение  – острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает её и поэтому способно обеспечивать безусловное доминирование  в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое  положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся интересы и  мотивы анти социального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

  Государственное принуждение бывает правовым и не правовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищённое положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

    Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддаётся контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.

  Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия –  проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или  ограничения движения транспорта, пешеходов  при авариях и стихийных бедствиях  и другое; правовое пересечение –  административное задержание, привод, обыск и так далее; меры защиты – восстановление чести и доброго  имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

  Глава 4. Легальность и  легитимность государственной  власти

   Законы, иные нормативные акты, издаваемые  от имени государственной власти, легализуют, т.е. делают законными  или, напротив, незаконными, нелегальными, противоправными те или иные  отношения (институты, организации)  в обществе, допуская или запрещая  их. В свою очередь, сама государственная  власть тоже нуждается в легализации.

    Легализация государственной власти – это юридическое провозглашение правомерности её возникновения (установления), организации и деятельности, её органов, порядка деятельности, осуществления конституции.

    Легализация осуществляется различными способами, в том числе путём референдума, а также иными правовыми актами, например законами о выборах парламента, президента, о судебной системе.

    Правовые  акты, легализующие государственную  власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим  принципам права, в том числе  международного права. Сосредоточение, захват государственной власти, присвоение властных полномочий (в том числе  какой-либо партией) незаконны.

    Нарушение принципа легализации государственной  власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на государственную власть, так и  на носителей самой государственной  власти (например, ответственность  за превышение полномочий).

    Термин  «легитимация» происходит от того же латинского слова (от лат. lex – закон), но отражает состояние фактическое.

    Легитимная  государственная власть – это  власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о её справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности.

    Степень легитимности государственной власти находит своё выражение в поддержке  этой власти населением. О поддержке  или её отсутствии могут свидетельствовать  выборы парламента и президента, опрос  населения, анкетирование, проведение различных встреч с населением и  публичных мероприятий (например, организация  общегосударственного обсуждения проекта  новой конституции). Следствием легитимности является авторитет государственной  власти у населения, признание права  управлять и добровольное согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность  государственной власти, поскольку  её мероприятия опираются на поддержку  большинства населения.

    Различают экстраординарные (чрезвычайные) и  обычные, традиционные способы легитимации  новой государственной власти. К  экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую государственную власть и утверждающие власть новую, которая, правда, далеко не всегда оправдывает  чаяния народа.

    Немецкий  политолог, юрист и социолог М. Вебер (1864 – 1920) ввёл различие трёх основных форм легитимации государственной  власти: традиционную, харизматическую  и рациональную.

    Традиционная  связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и  др.).

    Харизматическая легитимация обусловлена особыми  качествами выдающихся личностей (реже – групп лиц), которым приписываются  качества, способные определять поведение людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин.

    Рациональная  легитимация основана на разуме: население  поддерживает или отвергает государственную  власть, руководствуясь рассудочной  оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги  и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов государства  на благо населения страны.

    Утрата  государственной властью легитимности не влечёт за собой непосредственно  юридической ответственности. Низкий рейтинг парламента, президента, правительства  ещё не вызывает сам по себе его  смену. Падение легитимности проявляется  на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не бывают избраны. Оно проявляется в массовых волнениях  населения, коллективных акциях протеста, направленных против государственной  власти. В наиболее острых случаях  утрата властью легитимности приводит к революции. 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Единство государственной  власти и разделение властей

    Одной из важнейших проблем, относящихся  к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

    Государственная власть едина в том смысле, что  она осуществляется государственным  аппаратом в целом (институциональным  элементом государства) и что  не существует нескольких конкурирующих  «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный  суверенитет. Но, во-первых, единую государственную  власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется  определённый принцип взаимоотношений  и кооперации этих органов, который  называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей  «по горизонтали») – это не раздробление единой власти, а принцип строения  элемента государства.

    Единую  государственную власть осуществляет государственный аппарат, который  представляет собой систему государственных  органов. В рамках этой системы различаются  три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие  системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви  аппарата государственной власти как  целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит  функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно её объясняют как разделение труда  по государственному управлению. Имеется  в виду, что государственная власть функционально предназначена для  законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда  по государственному управлению порождают  государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве.

    Однако, исторический опыт показывает, что  ни единство, ни разделение властей  не могут быть реализованы в «абсолютно чистом» виде, Лицо или орган, концентрирующий государственную власть, вынужден считаться с другими составными частями государственного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                   Заключение 

  Государство  и государственная власть всегда  играли огромную роль в обществе, становясь над обществом, отчуждаясь  от него. Велика эта роль в  современных условиях, которые, предполагая  естественную саморегуляцию общества, вместе с тем предъявляют повышенные требования к организованности и упорядоченности общественных процессов. Давно прошло то время, когда в соответствии с доктриной экономического либерализма, невмешательства государства в экономику и многие другие сферы жизни, ему отводилась роль «ночного сторожа». Современное государство является собственником огромных ресурсов. В странах тоталитарного социализма (Китай, КНДР, Куба и др.) ему принадлежат все основные объекты экономики, в капиталистически развитых странах Европы на государственных предприятиях занято порой до пятой, четверти, а то и почти треть всей рабочей силы.

И так, хотелось бы сделать вывод по каждой из пяти глав:

В первой главе, рассмотрев понятие государственной  власти, можно сделать вывод, что  государственная власть есть ни что  иное как выражение воли и силы государства, воплощенной в государственных  органах и учреждениях.

Во второй главе были исследованы признаки государственной власти, из которых я выделила пять основных:

  1. Государственная власть- официальный представитель общества данной страны.
  2. Государственная власть суверенна.
  3. Защищает интересы граждан.
  4. Государственная власть отличается от других властей высокой степенью формализации.
  5. Государственная власть реализуется специальным аппаратом.

Третья  глава, посвященная методам осуществления  государственной власти, говорит  о разнообразии способов воздействия  на человека. Следует выделить два  основных метода:

  1. Убеждение
  2. Принуждение

В четвертой  главе, исследовав легальность и легитимность, можно сделать вывод, что они являются неотъемлемыми аспектами государственной власти.

И, наконец, в заключительной пятой главе, рассмотрев единство государственной власти и  разделение властей, на основании исторического  опыта, можно сделать вывод, что  ни единство, ни разделение властей  не могут быть реализованы в «  абсолютно чистом» виде. Лицо или  орган, концентрирующий государственную  власть, вынужден считаться с другими  составными частями государственного механизма. 
 
 
 
 
 

                   
 
 
 
 

              Список использованной литературы

1)Алексеев  С.С. Теория государства и права:  учебник для вузов по специальности  «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2004.- 484с.

2) Глазукова  Н.И. Система государственного  управления: учебник для вузов  / Н.И. Глазунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 551с.

3)Кананыкина  Н.Г. Государственная власть в  современный период // Научный юридический  журнал.- 2004.- №12.- С. 11-12.

4)Левакин  И.В. Современная российская государственность:  проблемы переходного периода  // Государство и право: ежемесячный  журнал.- 2003.- №2.- С. 5-12.

Информация о работе Государственная власть