Государственное регулирование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение аграрных экономических отношений в переходной экономике. Учитывая: во-первых, выявление и анализ специфики государственного регулирования АПК в переходной экономике; во-вторых, теоретическое обоснование практических рекомендаций, ускоряющих внедрение новых организационно-экономических форм хозяйствования и усиление роли государства в становлении и развитии конкурентных отношений в аграрном секторе экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

       Из-за неблагоприятных условий жизни  и деформации социально-экономического развития 17000 населенных пунктов исчезли  с карты страны, закрываются школы, библиотеки, фельдшерские пункты. Стоит также отметить, что за 1990-е гг. объем аграрной продукции сократился на 40%, поголовье крупного рогатого скота - в 3 и свиней - в 4 раза. Животноводство переживает глубокий кризис. В связи с этим появились «излишки» зерна, которые Россия стала вывозить. В современной ситуации в условиях резкого перекоса цен в пользу несельскохозяйственных отраслей и сфер и невозможности осуществления даже простого воспроизводства дела о банкротстве в сфере АПК ведутся интенсивно.

       В экономических исследованиях, ведущихся в России, не анализируются воспроизводственные процессы в целом, охватывающие всю экономику. Но такие исследования должны проводиться, учитывая все факторы, определяющие экономическое положение страны и особенно сельского хозяйства. В частности, оплата труда в агросфере самая низкая, средняя пенсия на 20% меньше, чем в городе. Здесь самая высокая безработица: уровень занятости на селе составляет всего 68%. Внутри страны неэквивалентные отношения легче поддаются государственному регулированию, но происходят лишь отдельные временные ценовые изменения.[9]

       Необходимо  указать, что сложилась структура сельскохозяйственных предприятий, в которой почти 46% занимают сельскохозяйственные кооперативы. В основном стабилизировалось количество закрытых и открытых акционерных обществ (в сумме 16%), государственные предприятия составляют 4%, колхозы – 5, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью – 20,5%. Слабо развиваются товарищества на вере (коммандитные), ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств.

       Таким образом, сформировались формы хозяйствования в соответствии с Гражданским кодексом РФ, соответствующие условиям рыночных отношений. Эти формы значительно укрепились бы, если бы не продолжалось искусственное банкротство сельскохозяйственных предприятий, прежде всего колхозов и совхозов.

         Сохраняется тенденция разрушения  этих предприятий в целях развития малых форм хозяйствования, что является стратегической ошибкой. В то же время сокращается количественный состав крестьянских (фермерских) хозяйств (1995г. – 280,1 тыс., 2005г. – 257,4 тыс.). Остается более стабильным число личных подсобных хозяйств населения (1995 г. – 16,3 млн., 2005 г. – 16 млн.), хотя структурный состав постоянно меняется.

       Структура сельскохозяйственных организаций  и крестьянских (фермерских) хозяйств несовершенна, функционирование их нестабильно. Кроме того, многими из них не выполняется главная правовая функция – производство сельскохозяйственной продукции. Поэтому исключение ряда хозяйств из общего производства ведет к значительной потере количества и качества продукции, нерациональному использованию земельных угодий.

       В частности, только 68,6% сельскохозяйственных организаций осуществляют сельскохозяйственную деятельность (в том числе 70,5% крупных  и средних), половина крестьянских (фермерских) хозяйств и две трети индивидуальных предпринимателей. Также известно, что основной целью почти всех личных подсобных хозяйств как на селе, так и в городе является самообеспечение продовольствием и только 1% общего числа таких хозяйств занимаются производством продукции как основного источника получения денежных средств.

       Нестабильная  структура сельскохозяйственных организаций  по формам хозяйствования, крестьянских (фермерских) и личных подсобных  хозяйств не позволяет добиться устойчивого  развития сельского хозяйства, динамичного  роста производства продовольствия. Анализ экономической деятельности по всем категориям за период аграрных реформ показывает, что разрушительный процесс в секторах колхозов и совхозов привел к формированию многочисленных сельскохозяйственных организаций, неустойчивое развитие которых проявилось в снижении производства традиционных видов растениеводческой продукции (зерна, сахарной свеклы, подсолнечника), и также таких культур, как картофель и овощи.

         Произошло снижение производства  молока и мяса. Кроме того, значительная  часть сельскохозяйственных организаций прекратили или приостановили свою сельскохозяйственную деятельность, изменили специализацию, что сказалось на общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, способствовало резкому спаду поголовья скота.[10]

       При прогнозировании функционирования сельского хозяйства в ближайшие годы следует реально оценивать значимость уже проявившихся и возможных в будущем угроз, могущих негативно отразиться на развитии АПК и всего аграрного сектора экономики.

       К важнейшим из них относятся:

- падение спроса на продовольствие из-за снижения реальных располагаемых доходов населения;

- спад  инвестиционной активности в  связи с трудностями привлечения  средне- и долгосрочных кредитов, что сказывается на результатах  текущей деятельности и, как  следствие, приводит к уменьшению объемов производства, результатом чего может стать экономическая нестабильность;

- ухудшение  финансовых показателей деятельности  сельхозорганизаций, вызванное общим  ростом уровня неплатежей в  экономике;

- сокращение  и ухудшение качественного состава кадрового потенциала отрасли вследствие усугубления неравенства в доходах и условиях жизнедеятельности на селе и в городе.

       Несмотря  на высокие темпы роста производства в 2008г. экономические показатели сельского  хозяйства практически не улучшились. Более того, в отрасли понизился уровень рентабельности, если считать в сопоставимом выражении, сократился абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств.[11]

       Кризис  сельского хозяйства, в отличие  от других отраслевых кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства, которое приняло в этой сфере наиболее разрушительные формы. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности людей, связанных с аграрным производством, всю сельскую территорию. Кризис проявляется в огромном оттоке населения из сельских местностей в города и городские поселки, в обезлюдении деревни. Сельская местность превращается в сферу обитания, в которой не хочет жить молодежь и где отсутствуют внутренние стимулы к ее восстановлению. Она нуждается во всесторонней поддержке государства, в новой концепции аграрного развития. Есть ряд безотлагательных мер, который может быть осуществлен только при помощи государства. И в первую очередь это наведение в землепользовании и в разрешении вопроса о земельной собственности.[9]

       Таким образом, современное состояние  сельского хозяйства требует  результативных действий государства  по регулированию его развития, а  также всестороннего упорядочения его производственной и социальной инфраструктуры. Задача государства  состоит в том, чтобы сделать сельское хозяйство полноправной и эффективной частью всего общественного производства. В этом реальный залог его позитивного будущего. 
 
 

       3 Государственное регулирование АПК  

       3.1 Стратегия развития аграрной сферы 
 

       Комментируемую  ныне постановку на президентском уровне вопроса об «улучшении жизни на селе, развитии агропромышленного производства» как об общенациональном приоритете, разумеется, можно только приветствовать. Однако она по сути прямо противоречит проводимой федеральным правительством радикально-либералистской аграрной политике, согласно которой перспективное развитие агропромышленного комплекса отдано на откуп пресловутой «невидимой руке рынка», что оборачивается огромными потерями материальных и земельных ресурсов, разрушением социально инфраструктуры села и деградацией сельского населения.

      В течение последних 15-20 лет страна остается без долгосрочной стратегии  в аграрной сфере, имеющее важное значение для успешного функционирования и самого существования российского  общества, суверенного государства, внутреннего рынка. В проекте долгосрочной концепции социально экономического развития Российской Федерации до 2020 года, проблемам развития сельского хозяйства уделены две страницы. Вопросы будущего развития аграрной сферы и агропромышленного комплекса вообще не поставлены.

      При переходе к рынку в 1992 году заработная плата и социальные выплаты в  нашей стране резко сократились, а цены поднялись. Очереди были ликвидированы, но равновесие спроса и предложения  на продовольственном рынке страны относительно и установлено при значительном снижении объемов потребления продуктов питания. В этой связи при разработке долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства прежде всего требуется определять более общественно значимые цели задачи обеспечения продовольственной безопасности и насыщения рынка высококачественными продуктами питания отечественного производства. Кроме того, следует учитывать функции аграрной сферы, выходящие за рамки проблем удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию. Стратегию развития сельского хозяйства необходимо строить исходя из системного единства интересов сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и в целом аграрной сферы.

      В долгосрочной стратегии развития аграрной сферы выделяют следующие блоки целей.

 а) Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Повышение удельного веса качественных продуктов питания отечественного производства на внутреннем рынке до 80%. При этом целесообразно:

      1) широкое распространение высокопроизводительных и в то же время экологически безопасных и экономичных технологий в земледелии и в животноводстве. Оптимизация структуры сельского хозяйства в виде сочетания фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, крупных агрофирм и агрохолдингов;

      2) возрождение на новой научно-технологической  основе машиностроения для сельского  хозяйства и для других видов  деятельности в аграрной сфере;

      3) создание современной инфраструктуры  аграрной сферы, включающей систему  дилерских предприятий, племенные и семенные организации, ветеринарные службы, предприятия агрохимии и защиты растений, информационно-вычислительные центры и т.д.;

      4) приближение первичной переработки  и хранения сельскохозяйственной  продукции к полям и фермам;

      5) законодательное ограничение естественных и иных монополий в инфляционном повышении цен на рынках энергоносителей, техники и оборудования, транспортных тарифов;

      6) введение запретительных законов,  исключающих получение спекулятивных  доходов путем установления завышенных розничных цен на продовольствие при занижении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию со стороны посредников, перерабатывающих предприятий, торговли.

б) Осуществление  аграрной сферой функции воспроизводства  физически и духовно здорового  генофонда нации, включая превращения проживания в сельской местности для молодых семей в привлекательный образ жизни.[12]

        Создание престижных рабочих мест как в сельском хозяйстве, так и в многочисленных видах деятельности размещаемых в селе школ, коммунальных, научных, образовательных, культурных и спортивных объектов; обеспечение жилищных и иных условий для создания семей фермерами другими работниками аграрной сферы. Доведение среднего числа детей в полноценной семье до 3-5. Поддержка сельских школ и колледжей на высоком уровне.

      Приведенный перечень целей отражает положительный  опыт стран с развитой рыночной экономикой и не содержит научного открытия. Сложнее  научно обосновать, каким образом  можно заинтересовать или заставить  аппарат управления и бизнес-сообщество заниматься решением задач развития сельского хозяйства и аграрной сферы.

      В России уже более 15 лет действует  либеральное рыночное законодательство, функционирует рыночная система  управления и хозяйствования. Сейчас причины спада производства и  углубление отставания аграрной сферы, допущенные за последние 15-20 лет, объясняются “пережитками социализма”. К сожалению, ничего положительного из опыта СССР не сохранилось. Общенациональное планирование в России свернуто. Взамен предложены принципы рыночных свобод. Каждому собственнику предоставлено заботиться лишь о своей прибыли, а необходимые пропорции в экономике формируются стихийно, под влиянием спекулятивных операций. Но на каком основании предприниматели, ориентированные на максимизацию прибыли, будут осуществлять инвестиции в сельское хозяйство или в другие низкорентабельные долгосрочные проекты? Теоретики предполагают, что это может произойти при условии, когда государственные и муниципальные власти создадут благоприятный инвестиционный климат для капитальных вложений в обновлении технологий. При его определении используются положительные показатели, суммируемые по сложной методике. Но результаты его оценки мало интересны для капитала, поскольку при  любом инвестиционном климате капитальные вложения в сельское хозяйство менее выгодны, чем в торговлю, валютные операции, страхование, операции с недвижимостью и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование АПК