Государственное регулирование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является: изучение аграрных экономических отношений в переходной экономике. Учитывая: во-первых, выявление и анализ специфики государственного регулирования АПК в переходной экономике; во-вторых, теоретическое обоснование практических рекомендаций, ускоряющих внедрение новых организационно-экономических форм хозяйствования и усиление роли государства в становлении и развитии конкурентных отношений в аграрном секторе экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

      В целях защиты экономических интересов  отечественных товаропроизводителей осуществляются меры по регулированию внутреннего продовольственного рынка страны и внешнеэкономической деятельности  в сфере АПК. Проводятся государственные закупочные  и товарные зерновые интервенции. Ограничены импортные поставки на внутренний рынок страны сахара-сырца, ряда других продуктов. С 2007 г. введено квотирование импорта говядины, свинины, мяса птицы. Вследствие реализации этих и других мер в агарном секторе достигнуты определенные положительные результаты.[14]

      Следует подчеркнуть, что в новом, XXI в., удалось добиться коренного перелома ситуации в аграрном секторе экономики: дясятый год подряд в сельском хозяйстве наблюдается экономический рост. И, если в 1990-1998 гг. объем сельхозпроизводства снизился на 44%, то в 1998-2008 гг. он возрос на 55, в том числе в растениеводстве – на 94, а в животноводстве – на 18,5%. В 2008г. по сравнению с предшествующим годом агропроизводство увеличилось на 10,8%. Получено 108,1 млн т зерна в чистой массе, Россия укрепила свой статус нетто-экспортера этого стратегического продукта, пополнила стратегические запасы.[15]

      Рост  внутреннего производства мяса не в  полной мере покрывал повышение покупательского  спроса населения, что отразилось на увеличении объемов его импорта.[16]

      Все обнадеживающие успехи – результат  проведения нового аграрного курса в последнем десятилетии. Шага за шагом удалось сформировать, пусть и неполную, но систему аграрной политики, получившую правовое оформление в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2010 годы», в которую был трансформирован приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Она призвана создать условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в отрасли и на сельских территориях, а также содействовать социально-экономическому развитию страны. Основные цели программы – устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетных подотраслей; сохранение и воспроизводств используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных территорий. Основные элементы этой системы: возросший аграрный бюджет; сельскохозяйственные кредиты и лизинг; упрощенное и льготное налогообложение сельхозорганизаций; регулирование агропродовольственного рынка путем зерновых интервенций, установления квот и пошлин при импорте мяса и сахара-сырца, принятия технических регламентов на молоко и другие виды продовольственной продукции; финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей; улучшение информационного обеспечения по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. и развитие информационно-консультационного обслуживания в отрасли; восстановление управленческой вертикали в АПК на основе долгосрочных соглашений Минсельхоза России с субъектами Российской Федерации. В этой системе еще многого недостает, но фундамент, адекватный рыночной экономике, заложен. Немаловажную роль сыграли также консолидация аграрных политических сил, развитие союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, усилия по формированию в обществе положительного образа сельского хозяйства как приоритетной отрасли.

      Решение ряда проблем в сельском хозяйстве  и повышение на этой основе конкурентоспособности  отрасли затруднено целой группой рисков. Они существовали и до кризиса, который, с одной стороны, усилил их, сделал более заметными, с другой – создал предпосылки для ослабления их влияния.

      Первый  риск – более низкая, по сравнению  с другими отраслями, доходность, и, соответственно, инвестиционная привлекательность аграрного сектора. Государство повышало ее с помощью субсидирования кредитов, лизинга, а в 2011 г. – и компенсацией удорожания минеральных удобрений, комбикормов для свиноводства и птицеводства, дизельного топлива. В 2009 г. меры по выравниванию доходности в экономике были продолжены, но возникла проблема совокупной оценки необходимых компенсаций. В обосновании необходимых мер свои веские аргументы должна привести агроэкономическая наука.

      Второй  риск – трудности доступа отечественных сельхозтоваропроизводителей на рынок, что обусловлено давлением со стороны высокосубсидируемого импорта продовольствия; недостаточным развитием рыночной инфраструктуры и сельскохозяйственной потребительской кооперации; политикой крупных торговых сетей. В 2011 г. государство приняло ряд мер в этой области: расширены масштабы зерновых интервенций; началось создание ОАО «Объединенная зерновая компания», ориентированного на хранение, транспортирование и переработку зерна; утверждены технические регламенты, стимулирующие спрос на отечественное сырье; ограничен ввоз мяса; решено проводить интервенции на рынке сухого молока. Кроме того, разрабатывается законопроект о регулировании торговой деятельности. Однако этих мер недостаточно, необходимы проведение антидемпинговых расследований в отношении импорта продовольствия; анализ цепочек «от поля до стола» по всем без исключения продуктам с целью сокращения трансакционных издержек; разработка механизмов рыночной интеграции мелких и средних сельхозтоваропроизводителей.

      Третий  риск – увеличение его зависимости  от ввоза основных факторов производства: семенного материала, племенных  скота и птицы, средств защиты растений, проектных решений, сельскохозяйственной техники и оборудования.[16]

        С одной стороны, кооперация с зарубежными поставщиками способствует модернизации агропроизводства, с другой – усиливает его уязвимость перед колебаниями мировой рыночной конъюнктуры, создает угрозу продовольственной безопасности России. Важно найти «золотую середину».

      Четвертый риск – неотлаженность земельных отношений в аграрном секторе. Вплоть до 2011 г. государство регулировало оборот и использование земель сельскохозяйственного назначения в основном по правилам, применяемым к объектам недвижимости. С мая 2011 г., Минсельхоз России был наделен полномочиями в области земельной политики, принимается ряд специальных мер. Так, готовятся поправки в земельное законодательство, разрабатываются механизмы государственного мониторинга таких земель; совершенствуя управление федеральными землями и земельный контроль.

      Пятый по счету, но не по значимости риск связан с дефицитом высококвалифицированных  кадров, и соответственно, недостаточным  развитием аграрного образования, социальными проблемами села. В марте 2009г. Минсельхоз России вынес на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.[15]

      Вместе  с тем необходимо указать предварительные  итоги выполнения государственной  программы развития сельского хозяйства в 2009 г. В прогнозной части национального доклада рассматривались угрозы успешному функционированию отрасли в ближайшие годы. Среди них – падение спроса на продовольственные товары в результате  сокращения доходов населения, снижение инвестиционной активности и, как следствие, уменьшение объемов производства и возможное ухудшение экономического состояния некоторых хозяйств.

        При этом прогнозировалось некоторое  снижение производства основных  видов сельскохозяйственной продукции  относительно показателей государственной программы. Однако масштабная государственная поддержка, комплекс мер, принятых государством в целях обеспечения стабильности АПК, и заложенный в предыдущее десятилетие потенциал развития позволили отрасли в кризисный период в основном сохранить темпы роста производства.[16]

      Для выполнения показателей государственной  программы в рамках антикризисного плана правительства на поддержку  агропромышленного комплекса из федерального бюджета было выделено 183 млрд. руб., что на 30% больше, чем в 2008г.

      Подводя итоги реализации государственной  программы в 2009г., можно сказать, что ее реализация идет в оптимальном  режиме. Меры, принятые правительством по дополнительной поддержке отрасли, позволили сохранить положительную  динамику развития агропромышленного комплекса. Главная задача министерства видится в создании прочной экономической базы для ведения рентабельного сельскохозяйственного производства на основе прозрачных, эффективных инструментов государственной поддержки, обеспечивающей социальную стабильность и устойчивое развитие сельских территорий страны.

      Заключение 
 

      Подводя  итоги анализа аграрных экономических  отношений и их особенностей   в переходной экономике, можно сделать вывод, что сельское хозяйство играет большую роль в экономике каждой страны.

  Аграрный  сектор стран с переходной  экономикой, после распада СССР  находится в плачевном состоянии  и требует реализации перспективных  проектов, нацеленных на развитие  всего аграрного комплекса во  взаимодействии с внешними структурами.

       Переход сельскохозяйственного производства на машинную стадию развития сопровождается качественным изменением в содержании аграрного труда и самого производства. Аграрный труд преобразуется в аграрно-промышленный труд (вид синтезированной деятельности, вобравшей общие признаки индустриального труда и особенности биотехнического производства), а само аграрное производство — в аграрно-промышленное производство.

      Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

      Сельскому хозяйству присущи свои характерные  особенности, одной из которых выступает  земля, являющаяся основным исходным и  результативным фактором аграрно-экономических  отношений.

 Земля не является продуктом труда, но, будучи вовлечена в производственную деятельность людей, становится всеобщим средством труда. Ряд особенностей земли представляет материальную основу для развития аграрных отношений.

      Агропромышленный  комплекс, представляющий собой тесно  переплетенные и вытекающие друг из друга 3 сектора, на сегодняшний день занимает пристальное внимание в разрезе многих научно-практических направлений.

      Высоким показателем важности АПК в стране определяется аграрная политика, охватывающая вопросы рационального использования, обогащения природных ресурсов, аспекты трудового потенциала аграрных секторов, внедрение и тенденции использования высокомеханизированной  техники.

      На  современном этапе кризисного состояния  аграрного сектора стран, необходимо осуществлять поддержку не только сельскому хозяйству, но и других секторов АПК.

       Кризис  сельского хозяйства, в отличие  от других отраслевых кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного  производства, которое приняло в  этой сфере наиболее разрушительные формы. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности людей, связанных с аграрным производством, всю сельскую территорию.

       Сельское  хозяйство нуждается во всесторонней поддержке государства, в новой  концепции аграрного развития. Есть ряд безотлагательных мер, который  может быть осуществлен только при помощи государства. Например, наведение в землепользовании и в разрешении вопроса о земельной собственности.

       Не  следует несмотря на возникший кризис менять целеполагающие прогнозы до 2020 и последующие годы, поскольку иначе  придется признать неспособность отечественной экономики решать самые насущные проблемы аграрного сектора, в том числе продовольственной независимости России.

     Подводя итог анализу динамики агропродовольственных  цен в 2009г., можно сделать вывод, что в период мирового финансового кризиса и экономического спада мировые цены производителей на сельскохозяйственную продукцию снижаются. Падение цен происходит в результате уменьшения спроса на основные виды сельхозпроизводства, который снижается в результате падения доходов предприятий и наемных работников, а также сокращения занятости.

     Таким образом, численность и состав сельского  населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, сохраняет тенденцию  к снижению, наблюдается его «старение», повышается уровень безработицы. Основная причина связана с тенденциями функционирования сельского хозяйства (свертывание производства отдельных видов продукции и крупных предприятий, снижение размера и уровня использования земли и т.д.).

      Сельскохозяйственное  производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач: улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий; создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности; изменение демографической ситуации. Принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села; повышение уровня квалификации кадров на селе. Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.

Информация о работе Государственное регулирование АПК