Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна, так как проблемы реализации права, существовавшие во все времена, не решены и по сей день.

Работа содержит 1 файл

Реализация права.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с действующим законодательством  органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица в  рамках своих полномочий также осуществляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126). 

      Привычной многолетней конструкцией нашей  теории права была реализация норм в правовых отношениях. Теория правоотношения была тщательно разработана и в отраслевых дисциплинах. Теория опиралась на апробированную нормативисткую конструкцию: норма – модель правоотношения. В норме дан идеальный образ правоотношения. Затем, опираясь на норму и руководствуясь ею, субъекты права вступают в отношения, предначертанные и урегулированные нормой (в правовые отношения), приобретают права и обязанности, несут ответственность за нарушения.

      Согласно  этой конструкции правоотношение понималось как общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Участники общественных отношений считались сторонами правоотношения, его субъектами. Содержание правового отношения определяло права и обязанности сторон. Праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны. Иногда эти права  и обязанности переплетаются. Например, в трудовом правоотношении работник имеет право получить установленную оплату труда, а наниматель обязан такую оплату произвести. Работник вместе с тем обязан выполнять свои трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину, а наниматель вправе требовать выполнения обязанностей, а за их нарушение – привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Объектом правоотношения считалась цель, на достижение которой нацелено правоотношение. В приведенном примере таким объектом была трудовая деятельность.

      Простая и четкая конструкция правоотношения хорошо охватывала разнообразные жизненные  ситуации.

      Но  к правовым реалиям, выходящим за пределы элементарной двусторонней связи, конструкцию правоотношения применить было весьма сложно.

      Далеко  не все правоотношения сводятся к  двусторонней связи с взаимно  корреспондирующими правами – обязанностями. Взаимоотношения в области прав человека, в области так называемых абсолютных прав (например, право собственности), отношения граждан с органами власти и управления, процессуальные отношения и многие – многие  другие не укладывались в русло привычного двустороннего правоотношения. Была предпринята попытка разделить правоотношения на регулятивные (привычная модель прав – обязанностей) и охранительные (все остальные). Но ничего кроме новых терминов эта попытка не принесла. Да и само деление правоотношений вряд ли корректно: каждое правоотношение несет в себе как регулятивные, так и охранительные элементы. Сплошь и рядом регулирование сводится именно к охране.

      Практические  потребности потребовали отступить  от понимания правоотношения как  непременно двусторонней связи участников отношений типа кредитор – должник. Общественная практика и опыт правого  регулирования уже обнаружили и продолжают обнаруживать все больше многосторонних правоотношений. В нормальном правоотношении в рамках судебного процесса (неважно, уголовного или гражданского) три участника: две стороны и суд. Во многих правоотношениях, апробирующих трудовую деятельность, также несколько участников: работник, наниматель и трудовой коллектив; работник, наниматель и государственный орган; работник, наниматель и профсоюз. В правоотношениях в акционерных кампаниях, кооперативах участников могут быть десятки и даже сотни. Таким образом, усложнение общественных отношений с необходимостью приводит к увеличению числа участников этих отношений. Соответственно и правоотношения охватывают уже не две стороны, не двух участников, а множество сторон, участников. В зависимости от содержания правового отношения права – обязанности сторон в этих отношениях могут совпадать (например, у акционеров) или различаться (стороны в судебном процессе).

      Многосторонние  правоотношения отличаются от двусторонних числом участников. Это отличие количественное, оно не затрагивает замкнутого, ограниченного характера правоотношения и не требует новых теоретических подходов.

      Реализация  норм через правоотношения – один из признаков зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения, а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в литературе (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989, с. 81-103). Запрет охватывает определенную сферу поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых демократических странах широко используется в тех или иных модификациях механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются рамки  возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами общественных отношений и с определенными правовыми средствами.

      Практика  правого регулирования выявила  две крупные области, где реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав человека. Правовое регулирование в этой сфере  по мере продвижения к правовому  государству будет развиваться  и усугубляться. Во-вторых, область применения запретов, прежде всего область уголовной и административной ответственности. Будущее развитие выявит и новые области. 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 

2.1 Понятие и признаки  применения права

      Применение  права – одна форма из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

      Применение  права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения. Применение права осуществляется относительных конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуации (пробелы, коллизии в праве).  

      Применение  как особая форма реализации права  характеризуется следующими признаками:

    1. Правоприменительную деятельность - осуществляют только компетентные государственные органы и должностные лица (в соответствии с законодательством);
    2. Деятельность по применению норм права имеет государственно- властный характер;
    3. Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов применения);
    4. Применение норм права осуществляется в строго установленном порядке (в процессуальной форме);
    5. Делится на определённые стадии;
    6. Осуществляется только в случаях, очерченных законом, когда невозможно непосредственное осуществление права (реализация).
 

2.2 Стадии применения права

Правоприменение состоит из многих стадий, которые  располагаются в определенной последовательности.

    1. Установление фактических обстоятельств дела.

На этой стадии должны быть проанализированы фактические обстоятельства с достаточной полнотой и достоверностью. Необходимо здесь проанализировать всю юридически значимую информацию, относящуюся к делу. Она начинается с определения круга фактических обстоятельств, необходимых для решения дела. Эти факты устанавливаются в законном порядке и называются юридическими доказательствами (сведения о фактах, сами факты и источники сведений о них). Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания (в теории доказательств необходимо соблюдать требования об относимости, допустимости и достаточности доказательств). Юридические факты образуют основу применения норм права. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность правоприменения. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для разрешения дела, обычно проводятся с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке.

    1. Выбор и анализ норм права, подлежащих применению в конкретном деле (установление юридической основы дела).

На этой стадии происходит юридическая оценка выявленного фактического состава (правовая квалификация). Правовая квалификация отвечает на вопрос, на основе какой  нормы права должен быть разрешен конкретный случай. Далее устанавливается подлинность (достоверность) ее текста, для этого норма права сверяется с контрольным текстом закона, выбирается соответствующая отрасль права, институт и норма права, регулирующие данное правоотношение, определяются пределы действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняется смысл и содержание юридических предписаний. С точки зрения действия нормы права во времени необходимо выяснить действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело. Далее необходимо действие нормы по территории (по сфере действия) и уяснить, распространяется ли действие нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

Каждая  норма права должна быть проанализирована, чтобы установить – сохраняет ли она юридическую силу или нет. Если правоприменительный орган обнаруживает, что исследуемый случай предусматривается двумя или несколькими нормами права, противоречащий друг другу, возникает коллизия правовых норм. Способы разрешения коллизии горм сводятся к следующему:

  • Если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;
  • Если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма изданная позже;
  • При коллизии между нормой федеральной и республиканского закона- необходимо применять норму федерального закона;
  • В случае коллизии между общей и специальной нормой - применяется специальная.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретных норм права. В ходе толкования или анализа нормы права устанавливается ее действительный смысл. Правильная квалификация фактических обстоятельств дела необходима для вынесения решения компетентным органом.

    1. Вынесение решения по делу и доведения этого решения до заинтересованных лиц.

На этой стадии принимается решение и  выносится правоприменительный  акт, в котором в итоговой (резулютивной) части излагаются выводы решения. Это  главная, решающая и наиболее ответственная  стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного характера (имеющего официальное значение) проявляется сущность применения права, тогда как предшествующие стадии лишь подготавливают условия для окончательного решения дела правильно и с достаточной полнотой. Вынесение решения по конкретному делу не может ограничиваться чисто формальными подведением фактических обстоятельств дела под требования нормы (зафиксированные в гипотезах норм права). В некоторых случаях, кроме установления фактических обстоятельств дела, необходимо устанавливать и другие данные, которые не являются юридическими фактами, но влияют на правовую оценку рассматриваемых случаев ( например, в процессе привлечения лица к уголовной ответственности исследуется не только состав преступления, но  и социальные свойства личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность особенности личности и психологических качеств, социальная среда и др.).

Информация о работе Государство и право